Обычно именно в январе-феврале, записываясь на ВНО, ученики выпускных классов осознают: тестов не миновать, хочешь не хочешь, а они - впереди по курсу. И, подгоняемые родителями и репетиторами, бросаются хаотично листать учебники. Кажется, это море информации освоить невозможно. Но на самом деле и не нужно.
По словам репетитора по истории Украины Николая Величко, есть методы, позволяющие даже отстающим в школе за полгода до ВНО освоить запущенный предмет. Бывает, при первой встрече старшеклассник не дает ни одного правильного ответа, а на выходе - приличный результат.
В школах любят затюкивать учеников: ты - троечник, ничего не светит. Однако если взяться за ум хотя бы за полгода до тестирования - можно и на 200 сдать. В этом году ученица, с которой он занимался, набрала 198,5 балла.
С чего начать? Зайти на сайт Украинского центра оценивания качества образования и узнать, какие именно темы по предмету надо готовить. Ведь науку можно учить бесконечно, да и школьная программа шире программы ВНО. Но даже не все учителя знают конкретный список требований для участников независимого оценивания. Программу ВНО по предмету надо держать перед глазами, пока готовишься, словно Конституцию.
На директора надейся, а сам не плошай
Всем, кто собирается получать высшее образование в 2015 году, надо с 5 января до 20 февраля успеть зарегистрироваться на ВНО. В этом году особая ситуация с украинским языком излишне расслабила многих абитуриентов, считают в столичном Региональном центре оценивания качества образования (РЦОКО).
Ребята знают, что руководство школ собирает комплекты регистрационных документов и подает их вместе со списками выпускников в РЦОКО. Даже некоторые будущие абитуриенты звонят и спрашивают, достаточно ли этого, чтобы получить пропуск на независимое оценивание. Но этого недостаточно даже для тех, кто не планирует в скором времени поступать в вуз.
Каждый одиннадцатиклассник должен заранее зарегистрироваться на портале Украинского центра оценивания качества образования. Иначе им не видать ни шанса на поступление в вузы, ни школьного аттестата.
Пять рецептов, которые касаются всех предметов
1. Тренироваться на прохождение любых тестов: за прошлые годы, даже по другим предметам. Надо "набить руку". Полезно использовать книги: полный курс (по определенной дисциплине) в тестах.
Сделать тесты привычкой - уже треть успеха, так как экономит время, уходящее на растерянность, поиск более эффективного способа заполнять работу.
Кажется, хитростей нет? Но ведь тот, кто будет отвечать вначале на легкие вопросы, а уже затем спокойно займется более сложными, скорее всего, опередит по времени тех, кто все заполняет по порядку.
Быстрее справится с заданием и тот, кто не перебирает в уме все 4 варианта ответа, а отбраковывает явно лишние и взвешивает оставшиеся. Поскольку наших старшеклассников не учили с детства проходить тесты, надо наращивать навык самостоятельно.
2. Раньше репетиторы рекомендовали исходить из логики вопросов теста и искать подсказки. Сейчас такое не пройдет, ведь задания нередко с подвохом. Они рассчитаны на то, что участник ВНО зациклится на поверхностной логике и не будет вдумываться и сопоставлять факты.
3. Учить предмет эффективнее всего по опорным таблицам. Зарисовываем главное - понятными, самостоятельно придуманными символами, выписываем даты, стрелками изображаем связи между событиями. Такой самодельный наглядный материал намного легче откладывается в памяти. Например, Николай Величко предлагает методику В. Шаталова, совмещенную с приемами мнемотехники.
4. Можно организовать самому себе так называемое проблемное образование (его автор - Джон Дьюи). Но для этого нужен репетитор или "коллега", который также готовится. Он должен зачитывать проблему, которую нужно решить, а вы - искать ответ. Скажем, в истории это реальная ситуация или военная задача, в физике - практический результат, которого нужно достичь. Это не примеры на уже вызубренную теорию, а наоборот, самостоятельный поиск решения при отсутствии знаний. Когда свои варианты исчерпались, будет намного интереснее узнать правильный ответ. Если же удастся справиться с задачей - самостоятельно найденный ответ врежется в память.
5. Не стоит заниматься более 1,5 часа подряд - активность мозга снижается, особенно если нет полноценного доступа кислорода. Лучше заниматься 2-3 раза в неделю - этого достаточно. Скажем, ученик среднего уровня проходит программу подготовки к ВНО по истории Украины за 48 часов.
Болеющие сдадут украинский дважды
Тест по украинскому, который в этом году назначен на 24 апреля, можно назвать "отсевом". Ведь если признают, что тест не сдан, дальше ВНО можно не проходить - в этом году поступить в вуз все равно такому человеку невозможно. А результаты тестов по другим предметам в следующем году недействительны.
От такой сверхзначимости старшеклассники уже порядком напуганы, а у страха глаза велики: появились слухи, что заболевший или пропустивший ВНО 24 апреля по любой другой причине "пролетает". Но это не так. Как обычно, будет второй шанс для тех, у кого есть уважительная причина. Правда, в этом случае украинский язык придется сдавать два раза: один - в школе, чтобы получить аттестат, второй - в пункте тестирования во время дополнительной сессии.
Для всех выпускников школ, которые не проходили тест 24 апреля, учебные заведения проведут письменные экзамены по собственным заданиям. Сдавать надо только украинский язык (без литературы). Кстати, подобный экзамен предстоит пройти и тем, чьи результаты ВНО окажутся низкими (то есть если признают, что тест не сдан), а также если результаты аннулируют за нарушение правил поведения во время независимого оценивания.
Те же, кто претендует на поступление в вуз, пройдут ВНО по украинскому языку и литературе на дополнительной сессии.
Абитуриенты из зоны АТО пройдут тесты в Днепропетровске и Харькове
Будущих студентов Донецкой области примет Днепропетровский, а Луганской - Харьковский региональные центры оценивания качества образования.
Источник: Комсомольская правда в Украине
ЕЩЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА