Как вернуть вещи, украденные в супермаркете

В людей нередко воруют вещи в камерах хранения супермаркетов. Фото с сайта kremenchug.ua.

В людей нередко воруют вещи в камерах хранения супермаркетов. Фото с сайта kremenchug.ua.

События
10 августа 2012 12:12
Автор: Оксана Рачикова

Камеры хранения в супермаркетах - сервис, необходимый как магазину, так и покупателю. Они избавляют от путаницы при расчетах на кассе и берегут наши нервные клетки. Если, конечно, вдруг не оказывается, что ячейка вскрыта и ваши сумки из нее испарились. А такое в последнее время случается все чаще и чаще.

Кража из камеры хранения в сумермаркете для вора проста и безопасна. В мастерской заказывается дубликат ключа от ячейки, а дальше, как говорится, дело техники. Когда же расстроенный и недоумевающий покупатель обращается к администрации магазина,  та, в свою очередь, указывает на таблички, которые гласят: "Администрация ответственности за оставленные вещи не несет".

Именно так обошлись в одном из супермаркетов с нашей читательницей, Анастасией П. У девушки украли из камеры хранения рюкзак с  кошельком, телефоном  и ключами от дома.

Так как же тогда быть с личными вещами? Можно ли проходить с ними в торговый зал, кто на самом деле несет ответственность за хранение вещей покупателей, и как возместить ущерб, выяснял "В городе".

Вход с вещами разрешен

Несмотря на то, что, в большинстве случаев, охранники не пропускают в торговые залы покупателей с сумками, рюкзаками и пакетами, а вы сомневаетесь в надежности "супермаркетовских" камер хранения или просто не желаете оставлять в них свои вещи, можете этого не делать.

В Законе Украины "О Защите прав потребителей" как и в "Порядке ведения торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения", утвержденными постановлением КМУ № 833 от 15.06.2006 г. не предусмотрена обязанность покупателей сдавать свои вещи в камеры хранения супермаркетов для реализации права на совершение покупок. А это значит, что вы можете проходить в торговый зал и совершать покупки с любой поклажей, хоть с дорожным чемоданом. Если же с личными вещами в торговый зал не пропускают, требуйте книгу жалоб и фиксируйте в ней, что ваши права, как потребителя, были нарушены.

Согласно внутренним правилам супермаркетов, входить в торговые залы нельзя лишь тогда, когда в сумке находится продукция, продающаяся в  магазине. Так что влажные салфетки, отсутствующие на полках торгового зала, совсем не являются преградой для прохода через турникет.

Как вернуть вещи, украденные в супермаркете фото

Входить в супермаркет можно хоть с дорожным чемоданом. Фото: upload.wikimedia.org.

Бывают случаи, когда при выходе из супермаркета срабатывает сигнализация, реагирующая на уже оплаченный товар. Или же на личную вещь, не продающуюся в магазине. Так, например, в одном из супермаркетов города постоянно "пикают" книги, на которых имеется штрих-код книжных магазинов или библиотек. В этом случае охранники предлагают провести досмотр личных вещей.

- Досмотр должен проводиться только в присутствии правоохранителей с соблюдением всей процессуальной стороны вопроса: с понятыми и в отдельно отведенной комнате, - поясняет и.о. начальника отделения ЦОС ГУ МВД Украины в Харьковской области Наталья Захарова.

Если после осмотра милиционеры все же находят "украденную" продукцию (к примеру, когда покупатель забыл о наличии в его сумке предмета, продающегося в магазине), соглашаться на составление административного протокола не стоит. Почти во всех супермаркетах есть камеры внутреннего наблюдения, поэтому, если вы уверенны в своей правоте, смело требуйте предъявить видеозаписи.

Безответственностью пускают пыль в глаза

Если вы все же решились оставить вещи в камере хранения, помните, что "отписки" о безответственности супермаркета являются наглой ложью.

В статье  942 Гражданского кодекса Украины речь идет о том, что хранитель обязан применять все необходимые  меры для обеспечения сохранности вещей. Если же хранение осуществляется бесплатно (как в супермаркетах города), то, согласно части 2 этого же закона, хранитель должен заботиться о чужих вещах, как о своих собственных. В соответствии со статьей 950 Гражданского Кодекса, за утрату же или повреждение вещей хранитель отвечает на общих основаниях.

Однако супермаркеты пытаются "обойти" эти законы при помощи статьи 936 Гражданского Кодекса, указывающей на профессиональное хранение, осуществляющееся на основании предпринимательской деятельности. Согласно этой статьи, профессиональными хранителями могут  выступать склады, банки, транспортные организации (вокзалы, автостанции), а никак не камеры хранения супермаркетов.

Как вернуть вещи, украденные в супермаркете фото 1

В большинстве своем супермаркеты пытаются обойти закон. Фото: kramarik.com.ua.

Но, если правила магазина запрещают вход в торговый зал с личными вещами, пакетами и сумками, а на его территории расположены ячейки хранения, супермаркет фактически принимает на себя обязанности хранителя, как бы он от этого не отрекался. То есть, ответственность за личные вещи покупателей администрация таки несет.

Свидетельством заключения договора хранения между магазином и клиентом в таком случае являться номерок от камеры хранения.

"Если ваши вещи пропали из камер хранения супермаркета, вызывайте администрацию магазина. В случае отказа возмещать ущерб нужно обратиться в милицию, сотрудники правоохранительных органов фиксируют, что произошла кража, составляют протокол, и вы на основании этих документов можете обращаться в суд с требованием возместить вам ущерб", - говорит юрист Артем Котенко.

Советы пострадавшим

Добровольно мало кто соглашается возмещать весь ущерб. Поэтому важно правильно действовать в такой ситуации. Для этого можно следовать следующему алгоритму:

 Обратиться в милицию. Подойдет как районное отделение, так и звонок по горячему номеру "102".

- Делать это следует немедленно после обнаружения пропажи, ведь такие преступления, в большинстве своем, раскрываются по горячим следам, - предупреждает  Наталья Захарова. - Кроме того, следует заявить о краже и старшему смены супермаркета.

Сохранить ключ, жетон или номерок. Единственным подтверждением того, что был заключен договор хранения, является ключ от ячейки или номерок. Их ни в коем случае нельзя отдавать администрации магазина, иначе доказать сам факт передачи вещей будет почти невозможно.

Доказать, какие вещи были сданы. Это самое сложное. Если речь идет о сумке или верхней одежде, то подтвердить это могут и камеры наблюдения, и свидетели. А вот о содержимом скорее всего придется забыть, если только администрация или суд не поверят вам на слово.

Определить стоимость похищенного. Для этого подойдут чеки на покупку или личная оценка стоимости, если документов нет.

Написать претензию в двух экземплярах на имя администрации заведения, где были похищены вещи. На вашем экземпляре ее сотрудники должны поставить штамп с датой и номером о получении претензии. Если откажутся, надо направить ее по почте заказным письмом с уведомлением на адрес компании. Обычно его можно найти в "уголке потребителя".

Подать иск в суд. Если администрация добровольно не возместит ущерб, то можно обращаться в суд. Тогда все доказательства, чеки, переписку и другие документы будут рассматривать судьи.

Кстати, администрация одного из торговых центров Харькова на наш звонок, в котором мы сообщали о воровстве личных вещей из камеры хранения, отреагировала вполне спокойно. Человек на том конце телефонного провода вежливо попросил подойти в супермаркет, чтобы разобраться в ситуации на месте, а также добавил, что нужно немедленно написать заявление в милицию. Ни слова о том, что "администрация не несет ответственности за оставленные в камерах вещи", от администратора не прозвучало.

Анастасии П. удалось вернуть пропажу, но только благодаря оперативной реакции правоохранителей. А вот тем, кто не сразу заявил о краже, далеко не всегда удается снова встретиться со своими вещами.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях