В этом году на майские украинцы будут гулять целых 13 дней. Отличная возможность для велопрогулок! Сайт Туристическо-информационного центра Харьковской области предлагает отправиться по маршруту Комсомольское - Раковка.
Нитка маршрута: Комсомольское – Черкасский Бишкин – Нижний Бишкин – Геевка – Червоный Донец – Копанка – Асеевка – Гусаровка – Чепель – Залиман – Раковка
Общая протяженность: 94 километра
Асфальт/грунт: 40/60
Всего подъема (в высоте): 579 метров
Всего спуска (в высоте): 590 метров
Уровень сложности: сложный
Аттракции: Озеро Лиман, Меловой утес, Меловой карьер.
Маршрут начинается в пгт Комсомольское, на одноименной железнодорожной станции.
От платформы направляемся в поселок, по асфальтированной дороге движемся вдоль посадки (направление – юго-западное). Поселок представляет собой образцовый населенный пункт времен СССР. Ухоженные дома середины ХХ века, чистые прямые улицы, аллеи и парки, магазины с сохранившимися советскими названиями.
Въехав в поселок, сворачиваем направо, на улицу Сергея Закоры, затем сворачиваем налево на улицу Ленина. В конце улицы начинается березовая роща, проезжаем через нее. За рощей выезжаем к перекрестку с трассой Т2105. Сворачиваем вправо и через 200 метров — влево (слева по этой дороге должны быть три огромных цистерны). Далее едем к краю Змиевской ГРЭС, к охладительному каналу. Затем проезжаем вдоль канала (на юг). По этой дороге попадаем к крупнейшему озеру Харьковщины — озеру Лиман.
До реконструкции Змиевской ГРЭС в 1958–1962 годах озеро представляло собой естественный водоем длиной 7,5 километров, шириной 2,7 километра, глубиной два метра и общей площадью 16 квадратных километров.
В древние времена русло протекающего рядом Северского Донца передвинулось на несколько километров к югу, но воды реки продолжали подпитывать участок старого русла, где на месте старицы и образовалось озеро Лиман.
Озеро Лиман. Фото с сайта dp.com.ua.
Сворачиваем направо, на улицу, идущую вдоль озера. В конце ее проезжаем через лодочную станцию, сворачиваем налево, на дамбу. За дамбой проезжаем через дачный поселок, за которым оказываемся на перекрестке у края леса. Проезжаем 200 метров вдоль леса в западном направлении и сворачиваем налево, на дорогу, идущую по широкой просеке (направление – юго-западное). Через 2,3 километра в конце леса сворачиваем направо (на запад). Эта дорога приводит нас в село Черкасский Бишкин. Доезжаем до пересечения с асфальтированной дорогой, сворачиваем налево, к мосту через реку Северский Донец. За мостом находится село Нижний Бишкин.
В центре села поворачиваем налево, на асфальтированную дорогу в сторону село Геевка. В конце села дорога еще раз свернет налево. Проехав мимо леса, сворачиваем налево, на асфальтированную дорогу, идущую вдоль посадки. Дорога приводит нас в центр Геевки. Село проезжаем по дороге в восточном направлении.
За селом грунтовая дорога уходит вправо (на юго-восток), в сторону села Прогресс. Грунтовка пройдет через луг, затем свернет налево, вдоль посадки. За посадкой начинается асфальтированная дорога, по ней попадаем к северному краю села. Здесь на перекрестке едем прямо (на юго-восток), пересекая дорогу, идущую в Червоный Донец. Проехав через балку, перед постройками сворачиваем налево, на асфальтированную дорогу. Через 2,1 километра сворачиваем направо , на асфальтированную дорогу в сторону села Копанка. Проезжаем село, за ним попадаем в село Червоная Горка.
Въехав в это село, в конце спуска поворачиваем вправо, а через 260 метров — влево, вверх. В конце подъема на перекрестке с асфальтированной дорогой сворачиваем вправо. Далее едем по асфальтированной дороге (направление – юго-восточное). Пересекаем другую асфальтированную дорогу, спускаемся к лесу, проезжаем по его краю, далее дорога уйдет на подъем и повернет вправо. В конце подъема оказываемся на перекрестке с трассой Т2110. Свернув налево, выезжаем на нее. Проехав 3 километра по трассе, сворачиваем налево, на дорогу, ведущую к карьеру (его видно с трассы).
Размеры карьера превышают размеры многих сел. Он представляет собой огромную террасированную воронку, в которой не спеша копошатся огромные экскаваторы. В глубокой центральной части от стенок террас отковыриваются куски мела, а по краям воронки экскаваторы снимают толстый слой глины, пытаясь добраться до мела.
Меловые террасы немного смахивают на трибуны стадиона. Под ними, словно кольца беговой дорожки, видны дороги для самосвалов.
Меловой карьер действующий, спускаться в него нельзя, но лицезреть всю красоту можно у его края. Карьер охраняется, поэтому не удивляйтесь, если встретите дежурных.
Меловой карьер. Фото с сайта encyclopedia-stranstviy.com.
Возвращаемся на трассу и едем дальше в южном направлении. Проезжаем мимо сел Асеевка и Шевелевка. Затем попадаем в село Гусаровку.
Трасса сворачивает налево. Здесь на перекрестке у памятника сворачиваем направо, а через 430 метров — налево, на асфальтированную дорогу, которая ведет к селу Волобуевка.
В центре села на перекрестке (за мостом) сворачиваем налево, в сторону село Чепель. Проезжаем мимо мемориала Славы, по дороге на юг. Проезжаем мост через реку Чепель, затем в конце подъема сворачиваем направо. На выезде из села дорога уходит левее, в сторону мелового утеса.
Движемся по этой грунтовке, придерживаясь заданного направления. По этой дороге попадаем к подножию мелового утеса. За ним находится пляж. Отдохнув, возвращаемся в Чепель, к мемориалу Славы. У мемориала сворачиваем направо (на восток). В конце этой улицы сворачиваем налево. На следующем перекрестке (через 700 метров) cворачиваем направо на асфальтированную дорогу в сторону с. Ветровка.
Через 1,3 километра, не доезжая до села, на перекрестке сворачиваем налево, на грунтовку, уходящую вверх. Далее едем по ней, начинается затяжной подъем (направление – северо-восточное). По этой дороге попадаем на асфальтированную дорогу, которая ведет в село Залиман. В центре села на перекрестке едем прямо, к мосту через Северский Донец. За рекой попадаем в село Раковка, к ж/д переезду. Здесь находится ж/д станция Савинцы.