10 фактов о харьковском цирке, которые вы не знали

10 фактов о харьковском цирке, которые вы не знали

Фото Vgorode

18 апреля отмечается Международный день цирка. Накануне праздника Vgorode встретился с человеком, который посвятил зрелищному искусству всю свою жизнь, - режиссером-инспектором манежа Старого цирка Юрием Соболевым. Маэстро рассказал о том, как изменился харьковский цирк за последние полтора века.

"Хранитель" манежа Старого цирка Юрий Соболев.

1. Цирковые представления в Харькове начали давать в 1864 году. Первый стационарный цирк - Чинизелли - был деревянный с печным воздушным отоплением. Он находился на Михайловской площади, теперь это площадь Руднева. Позже в Харькове начали строить подобные площадки - Фюрера, Вильгельма Сура, Годфруа, Труцци. Они располагались в разных частях города, работали постоянно, но их часто разбирали, да и пожары случались нередко. Официально же днем рождения харьковского цирка считается 1883 год. Тогда был подписан указ градоначальника об открытии первого стационарного цирка. Манеж был построен на Торговой площади, там, где сейчас находится ЦУМ. Он тоже был деревянным.

Карта Харькова 1885 года

2. В 1905 (по другим данным – в 1906) году появился первый каменный стационарный манеж – цирк-театр Грикке, нынешний Старый цирк. Он был возведен по проектору архитектора В. Хрусталева. Здание построил очень богатый промышленник, немец по происхождению Генрих Грикке. Городская легенда гласит, что это был подарок его возлюбленной, бывшей цирковой артистке - наезднице, мечтавшей иметь собственный цирк. Зал был сконструирован таким образом, что здесь можно было давать и театральные спектакли, и цирковые представления. Манеж накрывался специальными щитами, ставились кресла и цирк превращался в театр. Все программы шли без микрофона, так как в помещении очень хорошая акустика. 

Старый цирк сегодня.

Зданию уже не менее 110 лет.

3. Чуть позже, в 1910 году опытный цирковой администратор греческого происхождения Герасим Муссури открыл еще один цирк. От этого здания сейчас сохранились только стены, внутри почти ничего живого не осталось. Оно находится на улице Карла Маркса, напротив музыкальной десятилетки и было полностью автоматизировано - манеж опускался и вращался, в подземном помещении находились конюшни, животных поднимали вверх специальным лифтом, освещение было электрическим. Цирк-театр Миссури вмещал около 5 тысяч зрителей, в то время как Старый цирк – только полторы тысячи. Но так получилось, что представления больше прижились здесь. А там при советской власти в 1926 году открыли театр музкомедии. 

Цирк-театр Миссури сегодня. Фото с сайта raskolov-vit.livejournal.com.

4. Харьковский цирк считался одним из лучших в Советском Союзе – после Москвы и Ленинграда. Артисты всегда мечтали сюда приехать. С 30-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня наш город является альма-матер многих цирковых аттракционов и звезд. С харьковского манежа артисты получали путевку в жизнь. Многие впоследствии знаменитые номера впервые были исполнены здесь. Например, аттракцион "Полет вокруг Эйфелевой башни" в исполнении труппы Эдэр-Беретта или воздушный перекрестный полет, совершенный труппой Альби.

Знаменитая артистка, первая женщина - укротитель хищников Ирина Бугримова сделала здесь множество номеров. В своих воспоминаниях она так и пишет: "Вся моя жизнь связана с харьковским цирком". С мужем Александром Буслаевым она сделала здесь аттракцион "Полет на санях под куполом цирка", потом - номер "Высшая школа верховой езды". Однажды ей предложили взять группу леопардов, но она сказала "Давайте лучше львов" и сделала здесь номера "Львы-наездники", "Львы на лошадях" и "Львы на мотоциклах".

Старый цирк внутри.

На манеже выступали многие знаменитые артисты - дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы, цирковые музыкальные эксцентрики братья Танти, шут Его величества народа Виталий Лазаренко. Луиджи Безано выпустил здесь аттракцион "Гималайские медведи-акробаты". Это сложнейший аттракцион, потому что гималайского медведя дрессировать практически невозможно.

Элементы архитектуры.

5. Знаменитый иллюзионист Эмиль Кио тоже выступал в Старом цирке. Настоящая фамилия фокусника - Гиршфельд-Ренард. Кио он стал именно в Харькове. Как-то иллюзионист ехал на работу и, проезжая мимо кинотеатра, увидел, что в надписи "КИНО" буква "Н" сгорела – получилось "КИО". Ему очень понравилось, и он взял себе в качестве псевдонима эти три буквы – Кио.

Все иллюзионисты обычно облачаются в восточное платье - халат, чалму - чтобы придать выступлениям загадочность, а Кио впервые вышел в светском фраке и начал работать по-европейски. 

Эмиль Кио за работой.

6. В 1941 году началась война. На фронт из харьковского цирка ушло множество артистов и работников – около 20 из них не вернулись. Когда город оккупировали немцы, местный делец пытался создать здесь частный цирк, но у него ничего не получилось. Тогда немцы захватили это здание и открыли колбасную фабрику. На ней работали местные жители – кушать же что-то надо было. В 1943 году, отступая, нацисты заминировали здание и весь квартал возле Южного вокзала. Когда советские войска вошли в Харьков, одна женщина, которая работала в цирке уборщицей, указала, где были заложены мины, и тем самым спасла здание.

Старый цирк был одним из первых зрелищных заведений в городе, который начал свою работу сразу после войны. Театры были еще в эвакуации, а манеж работал. Не было такого представления, чтобы в зале оставались свободные места. Лишние билеты спрашивали на трамвайной остановке.

Богатую история Старого цирка помнят плакаты.

7. В 1956 году с манежа цирка был выпущен первый национальный Украинский цирковой коллектив. Вначале 50-х знаменитый Олег Попов по чистой случайности стал клоуном именно на этом манеже. До этого он был эксцентриком на проволоке. В программе заболел клоун, менять представление было нельзя, и Олег Попов вышел с репризами и заполнил все паузы – причем настолько удачно, что после этого составили акт и сделали его коверным клоуном.

Олег Попов стал клоуном в Харькове. Фото с сайта toutceciestmagnifique.com.

8. В 1974 году цирк переехал в новое помещение. Старая площадка отжила свой век, да и для города, население в котором насчитывало уже более миллиона человек, манеж на 1200 мест был уже слишком маленьким. Большому Харькову нужен был большой, комфортабельный и современный цирк. Тогда новые цирки-дворцы строили по всему Советскому Союзу. С этого момента манеж зажег свои огни в новом здании, где и находится до сегодняшнего дня.

В этом здании харьковский цирк работает с 1974 года. Фото с сайта robinzon.tv.

9. Старое здание можно было закрыть, снести, но не тут-то было. Тогда Фред Дмитриевич Яшинов, который посвятил работе в цирке 65 лет, и тогдашний главный режиссер цирка Евгений Моисеевич Зискинд "придумали" Старому цирку новую жизнь. Нужна была база, где готовить новые номера, а Харьков за долгие годы набил на этом руку. И хотя такая база уже работала в Москве, там было все, кроме помещения для содержания животных – соответственно, наездников и дрессировщиков нельзя было готовить. Вот эти два человека и обратились к министру культуры с просьбой открыть Филиал Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров с животными. Номера здесь стали выпускать десятками - работали очень плодотворно.

Последние 40 лет в Старом цирке репетируют артисты.

10. Артисты репетируют в Старом цирке и сегодня. Былого потока, конечно, нет, да и с деньгами не очень, но он по-прежнему живет и работает. 16 лет назад здесь открылась детская цирковая студия, где воспитывают подрастающее поколение. Зрелищных мероприятий, как правило, не проводят, но в виде исключения сдают цирк в аренду – например, в 2011-м году, был фестиваль экологической урбанистики "Аккумулятор" [среди выступавших были Сергей Жадан и Собаки в космосе, Оркестр Че, …И Друг Мой Грузовик – прим. Vgorode], два месяца назад – вечеринка [хедлайнером была литовская электронная группа Beissoul & Einius  – прим. Vgorode]. Сейчас режиссер-инспектор манежа дает здесь лекции о цирковом искусстве - рассказывает зрителям о тайнах известнейших цирковых трупп мира: об их секретах, номерах и звездах.

Видео QTINI crew/VK