Александр работает в предвыборной кампании на протяжении семи лет. Начинал с агитатора, потом стал наблюдателем. Получал немного – 150-400 гривен, да пополнение счета, и, говорит, со временем это превратилось в чисто спортивный интерес.
"Чувствуешь себя значимым", - улыбается Саша. Но в это году интерес его подвел. Во время выборов он решил не работать, ведь "мало ли какие провокации готовят". К тому же, нынешние кандидаты на наблюдателей особо не тратятся.
На правах анонимности Александр рассказал Vgorode, в чем заключается работа наблюдателя, какие махинации проворачивают избиратели, и как во время голосования выпивают члены избирательной комиссии.
"Стать наблюдателем можно с первого раза"
- Изначально я работал агитатором в предвыборной "канители". Разносил газетки, листовки. Потом все, кто желал, мог идти работать наблюдателем. Конечно, предпочтение отдавали тем, кто уже не первый год этим занимался.
Работа начинается задолго до самих выборов - всем раздают материалы, методические руководства, проводят семинары, рассказывают об обязанностях и возможных провокациях. В принципе, любой человек "с первого раза" может стать наблюдателем.
Как только у меня появляется официальное удостоверение, я могу прийти на участок даже до выборов.
"Работа начинается за полчаса до выборов"
- Работа наблюдателя начинается в день выборов за 20-30 минут до открытия участка. Приходя, мы обязательно должны зарегистрироваться в избирательной комиссии.
Потом начинаем следить за избирательным процессом от момента вскрытия сейфа, проверки количества бюллетеней, и квоты членов избирательной комиссии (если их меньше, чем половина, то участок не умеет права открываться) до подсчета голосов. В 8 утра открывается участок и начинается наша непосредственная работа.
"Если что не так – составляем протокол"
- Основные моменты, которые мы должны выполнять – следить за вбросом бюллетеней в урну. Здесь очень много нюансов. Многие пенсионеры не могут самостоятельно вкинуть бумагу, но имеют право попросить кого-то это сделать за него. Также мы должны следить за кабинками для голосования - туда не могут заходить более двух человек. Опять же, если есть люди с физическими недостатками, им может помочь зайти проголосовать только "левый" избиратель, но не члены комиссии или наблюдатели.
Мы следим, чтобы члены комиссии не выдавали на руки больше одного бюллетеня, не пропускали голосовать людей без удостоверения личности. В случае чего – составляем протокол о правонарушении.
"Никто не контролирует, на какое время я выхожу в туалет"
- Отлучаться с избирательного участка я могу без проблем. Я могу зарегистрироваться на одном участке и свободно перемещаться по другим. Никто не контролирует, на какое время я вышел в туалет, на обед или перекур.
Кстати, в качестве информации к размышлению – чаще всего наблюдателей два человека, чтобы было кому подменить. Но бывает такое, что один человек "дежурит" на трех участках. Зачастую при помощи наблюдателей мониторят явку избирателей.
"Голосуют за Дарт Вейдера и посылают кандидатов"
- Каждый раз, когда я был наблюдателем, оставался что называется, до победного. Избирательный участок закрывается и начинается подсчет голосов. Но до этого погашаются неиспользованные бюллетени: берется пачка и от них отрезается верхний правый угол. Их пересчитывают, запаковывают и вносят в протокол. Потом открывается каждая урна, разбираются бюллетени, раскладываются, и начинается подсчет. Мы следим за тем, чтобы они никуда не делись, чтоб никто не испортил.
Бюллетени портят часто. Причем как намеренно, так и нечаянно. Таких тьма тьмущая. По последним выборам помню – у нас голосовали за Дарт Вейдера, писали письма и посылали кандидатов.
Испорченные бюллетени - обычное дело. Фото из соцсетей.
Бывают такие случаи, когда понятно волеизъявление избирателя. Например, вычеркнуты все кандидаты, кроме одного. Это по законодательству можно засчитывать, как голос, но все равно выносится на голосование комиссии.
Так вот, комиссия подсчитывает количество голосов, бюллетени увозят в территориальную избирательную комиссию в сопровождении милиционера. Я, как избиратель, могу после этого уходить. А вот члены избирательной комиссии не могут себе этого позволить, пока не вернутся глава, его заместитель и секретарь.
Вообще, я мог находиться на участке и до 2 часов ночи, и до 9 часов утра следующего дня.
"Члены комиссии выпивают, а мы развлекаемся, как можем"
- Члены комиссии иногда отмечают "праздник" в процессе голосования. А что, все мы люди (улыбается). Я себе такого не позволял. Развлекаются наблюдатели в основном болтовней друг с другом и с главой комиссии, который не задействован в процессе регистрации избирателей.
"Махинации на выборах – только мелкие"
- Есть много классических схем махинаций на выборах, это ни для кого не секрет. Первый вариант – "карусель". Ключевой момент у одного человека, который должен взять бюллетень и пройти с ним незаполненным мимо урны. Как правило, возле участка стоит машина, избирателю предлагают "принять участие" в махинации и все это оплачивают прямо на месте.
Человек заходит на участок со своими документами, получает бюллетень, скручивает, кладет в карман и выходит. Я, как наблюдатель, могу остановить этого человека. Но когда идет массовый наплыв людей, ты не успеваешь за всеми уследить. Этот избиратель выходит, подходит к ребятам-"работодателям", отдает этот бюллетень, они ставят галочку и отдают деньги. С этого момента запускается карусель: каждому новому дают уже заполненный бюллетень, а выносит он чистый.
Самые ответственные избиратели - бабушки. Фото с сайта argumentua.com.
Вторая схема тоже интересная. Каждый член избирательной комиссии представляет какую-то партию, структуру. Очень удобно, когда это девушка. Берется стержень от карандаша, прикрепляется под ноготь и в тот момент, когда разбирают бюллетени, она может почеркать энное количество бюллетеней, и они считаются недействительными. Таким образом, понижается процент определенного кандидата.
Махинации мелкие, крупные встретишь редко.
Посудите сами, подкуп главы избирательной комиссии - это криминал. Недостаток бюллетеней – тоже. На участках никто так не рискует. Наблюдатели, например, могут проголосовать два раза. Незаконно, конечно, но и махинацию крупной не назовешь.
Кстати, наблюдателя тоже могут "привлечь". Если я буду препятствовать работе комиссии или агитировать избирателей в день выборов.
"Камеры всегда направлены не туда, куда нужно"
- Лично я не почувствовал присутствия веб-камер. Я понял, что наши камеры были направлены куда угодно, только не туда, куда нужно. В поле зрения камер должны быть все члены избирательной комиссии, и все урны для голосования. На моем участке было видно только четыре из шести. Чья это вина – не знаю. Может это случилось из-за того, что когда настраивали камеры, не было подготовлено еще ничего.
Да и сами камеры транслировали картинку с опозданием в две минуты, поэтому махать ручкой друзьям по ту сторону монитора было не интересно.
"Самые ответственные избиратели - бабушки"
- На моей практике был такой случай: бабушки из частного сектора пришли голосовать рано утром. Участок открывался в 8 утра, а они были на месте уже в 06:40. Самое ужасное – была зима и очень холодно, а впустить их внутрь мы не имели право. Кстати, они тихонечко дождались, проголосовали и ушли.
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА
В центре Харькова под колесами трамвая погиб мужчина
На площади Свободы столкнулись антимайдановцы и неизвестные вооруженные люди [ВИДЕО]
Харьковчанка, выжившая после взрыва многоэтажки, снова пошла в школу