Александр Гутник. Фото Vgorode.
Морской тральщик "Черкассы" - последний корабль из украинского черноморского флота, который не сдался российским оккупантам в озере Донузлав. Экипаж "сражался" трое суток, но силы были неравны. Матросов ссадили на берег и отправили по домам, а офицеров оставили сдавать судно новым хозяевам.
Корреспондент Vgorode пообщался со старшим минером артиллерийской минно-торпедной боевой части, старшим матросом корабля "Черкассы" Александром Гутником.
Военный билет.
В ловушке
В моряки Александр пошел по стопам своего дяди, который служил на Балтийском флоте. После школы поступил в ХНУ им. Каразина на юрдический факультет, но после третьего курса бросил - понял, что в этой профессии слишком много грязи. И устроился по контракту на флот.
Тральщик "Черкассы". Фото с сайта tsn.ua.
- В начале марта тральщик "Черкассы" с командой из 68 человек на борту оказался заблокированным на озере Донузлав. Российский флот затопил на входе в озеро два корабля и поэтому наши суда оказались заперты. Экипажам объявили казарменное положение. В общей сложности, мы не были на берегу 25 дней, - рассказывает Александр.
Держаться на плаву практически месяц, ни разу не причалив к берегу, команда смогла благодаря запасам топлива, провиантом снабжало местное население.
- Еду нам привозили местные жители. С берега подавался морзянкой сигнал, туда отправлялась шлюпка, в нее грузили припасы - сигареты, вода, домашняя еда, консервация. Все шло впрок.
- Мы пытались прорваться два раза. Не получилось. Просили помощи у соседнего корабля "Чернигов" - они не отозвались. Наш капитан 3-го ранга родом из Тернополя, так он был очень патриотично настроен. Говорил стоять до последнего. Мы единственный корабль Черноморского флота Украины, который россияне взяли "с боем", - вспоминает матрос.
Штурм
По словам моряка, штурм происходил с участием двух вертолетов Ми-35 и трех катеров.
Российские военные штурмуют корабль. Фото Associated Press.
- Нас штурмовало пять катеров и два вертолета. Мы отбивались взрывпакетами и брандспойтами, но не отбились. С шашкой против танка не попрешь. Капитан приказал нам уйти с палубы и задраить все люки. И мы там уже сидели и ждали, когда они взломают дверь. Каждый на своем посту. И вот это было страшно. С их старшим разговаривал капитан. О чем говорил - не знаю, - рассказывает парень.
Затем тральщик отбуксировали к берегу, морякам дали 20 минут на сборы и ссадили с корабля.
- На корабле остались только офицеры и капитан. Капитан всех поблагодарил за службу, мы ответили ему тем же, - вспоминает Александр - На самом деле, мы могли уйти в Одессу сразу же. Проблема в том, что не было приказа. Нас фактически бросили. Каждый день обещали, что вот-вот будет приказ уходить. И ничего. Мы сражались, как могли, но что мы могли сделать против целой армии?
Команда Морського тральщика Черкаси. Фото с сайта pravda.com.ua.
Практически весь экипаж корабля "Черкассы" остался верен Украине, но, к сожалению, не все. Некоторые перешли служить в войска Российской Федерации.
- Некоторые люди перешли служить в войска РФ. У них в Крыму семьи, маленькие дети. Куда им бежать, куда ехать? Но большая часть не захотела иметь ничего общего с Россией и ее вооруженными силами, и разъехались по домам. Хотя всем предлагали остаться до мая. А потом корабль передали бы российским срочникам. Отмечу: в нашем флоте срочников уже нет, служат только контрактники-профессионалы.
Личное дело.
Обратно на флот
Сегодня Александр уже отправился в военкомат, чтобы узнать, где и как ему дослужить последний год контракта.
- Сейчас в военкомате мне должны предложить 3 варианта, как дослужить свой контракт. Хочется конечно во флот обратно. Там и зарплата выше, да и по морю уже соскучился, - говорит харьковчанин.
- Теперь я надеюсь попасть служить на наш уцелевший флагман "Гетьман Сагайдачный". Для этого надо будет отправиться в Одессу и получить там специальный документ, по которому можно будет получить мое личное дело из Харькова. Все только начинается!
ГЛАВНОЕ ЗА ДЕНЬ:
Тепловики улучшают оборудование для подачи горячей воды и тепла [ФОТО]
"Харьковские тепловые сети" улучшают оборудование для подачи горячей воды и тепла