Одаренные дети: как отличить талант от бурной фантазии

Одаренные дети: как отличить талант от бурной фантазии

Фото: baby.ru.
Автор: Юлия ВОРОНА

Каждый родитель считает, что его ребенок самый умный, красивый, талантливый и…список можно продолжать до бесконечности. Почему же тогда учителя в школе не могут рассмотреть гениальность ребенка, а среди нас так много "непризнанных"?

- На самом деле большинство психологов придерживаются мнения, что все дети обладают яркими способностями, - рассказывает детский психолог Даниэла Пуэртас. – Есть дети с хорошими способностями, которые могут что-то делать (рисовать, писать стихи) и быстро этому учатся. А есть дети талантливые – они целенаправленно реализуют свои способности и увлечены ими, по сравнению с другими детьми они более качественно выполняют свои работы. Гениальность – к сожалению или счастью – это признание общества, определяется она тем, насколько качественно продукт влияет на общественную жизнь. Поэтому о гениальности ребенка мы говорить не можем.

Как определить, что ваш ребенок талантлив

Во-первых, нужно отдавать себе отчет в том, что самостоятельное присвоение чаду клейма "ТАЛАНТ" - необъективно. Для этого существуют специалисты. 

Семилетнюю Алису Горобийченко, которая учится во втором классе, мама считает одаренной.

- Ее невозможно оторвать от стола, она постоянно рисует или пишет рассказы. А вот с математикой не дружит, - рассказывает Юлия, мама девочки.

Алиса с мамой.

Альбом с рисунками Алисы и блокнот с рассказами (больше похожий на книгу с оглавлением) мы показали психологу.

- Я посмотрела рисунки и письмо, и по качеству рисунков могу сказать, что у этого ребенка развиты волевые способности не для своего возраста. В данном случае меня поразило, что книга закончена, это говорит о том,  что девочка развита лучше своих сверстников. По почерку не скажешь, что ей семь лет, это почерк более взрослого человека. У ребенка очень бурные эмоциональные перепады, хорошее мышление, развита логика и моторика руки. По поводу сильной одаренности в рисунках не могу ничего – это вопрос к художникам.

 

Семилетняя девочка написала уже целую книгу рассказов и стихов.

- Как правило, дети, когда рисуют, не думают ни о форме, ни о композиции. Для того чтобы развивать природные способности им необходим определенный толчок. И эта девочка – не исключение, - говорит, рассматривая рисунки Алисы, харьковская художница, преподаватель Художественного училища Зоя Пилипенко. – Видно, что ребенок больше срисовывает, поэтому самостоятельной ценности работы пока не несут. Но поражает количество рисунков и то, с какой целенаправленностью девочка их исполняет. Рисунки стандартны, но необыкновенно то, что в семь лет человек так много работает. Я бы посоветовала родителям отдавать ребенка в художественную школу.

 

Мама не может оторвать Алису от любимого занятия - рисования.

Кстати, еще одним признаком таланта является неуспевание в школе.

- Все дети со сверхспособностями имеют проблемы с обучением. Это норма. Хорошая успеваемость – не показатель успешности, потому что для детей одаренных неприемлемы строгие рамки работы. Они могут не соблюдать субординацию и не вписываться в школьную систему.  Для них должно создаваться другое пространство, к сожалению, наше школьное образование такого не предусматривает. Я бы посоветовала родителям  искать школу с развивающим обучением и объяснить учителям особенности своего ребенка.

Хорошо или плохо быть родителем одаренного ребенка – вопрос спорный. С одной стороны, есть повод для гордости, с другой – проблема, ведь сломать судьбу талантливого ребенка очень просто.

-  Если мы посмотрим на биографии талантливых людей, то увидим, что их судьбы  складываются очень плохо. Дети в этом возрасте творят, они талантливы, а родители пытаются выставлять своего ребенка и загружают его планками. Ребенок рисует не для того чтобы его признали, а для себя. Нужно ли выпячивать это? Только если этого хочет сам ребенок. Свое чадо нужно просто любить и поощрять, чувствовать и проводить с ним много времени, - подводит итог Даниэла Марковна. - Не стоит давать ребенку те миссии и задания, с которыми он не может справиться, ведь ему придется постоянно доказывать свою планку, а это стресс. Представьте, каково это жить и постоянно доказывать, что ты уникален. 

Кстати, все известные вундеркинды имели некоторые проблемы с обучением. Пабло Пикассо, например, научился рисовать раньше, чем говорить, но практически все школьные предметы давались ему с большим трудом.

Самый известный вундеркинд в мире – Вольфранг Моцарт в восемь лет закончил свою первую симфонию. Блез Паскаль в 19 лет изобрел счетную установку, а Лопе де Вега в 12 написал первую пьесу.

Медики против педагогов

Вопрос о том, кем являются вундеркинды: нормой или "подарком природы", мы доверили специалистам из области педагогики и медицины.

 

- Дело в том, что медицина существование вундеркиндов не объясняет. Это объясняет психология, а медицина принимает то, что есть, - комментирует доктор медицинских наук Георгий Даниленко. -  С точки зрения статистики есть некая середина и отклонения в ту или иную сторону. Вундеркинды есть и будут в любом обществе, но не стоит забывать, что их всего 3-5%.

У любого ребенка есть психологическое состояние, и есть социальное. И если психологически ребенок развивается раньше сверстников, то биологически чаще всего "идет" по своему сроку. Для того чтобы человек вел себя адекватно, он должен пережить какие-то ситуации и чувства. В силу быстрого развития ребенок "недополучает" привычных жизненных ошибок, от этого и все их проблемы. Поэтому чаще всего у этих детей случаются проблемы. Выходит, они интеллектуально опережают свой возраст, а психоэмоционально еще не созрели. А ошибки детям нужны чтобы адаптироваться в социуме. Это можно сравнить с болезнями – плохо, но через это тренируется иммунная система.

 

 

Известный педагог с многолетним стажем Борис Абрамович Киперштейн признается – его судьба была счастливой, потому что он часто работал с вундеркиндами. - Я стоял у истоков частного образования в Украине, и у меня была идея создать школу для таких гениев, ведь они часто в наших школах просто пропадают. Я бы их учил индивидуально, чтобы школьная программа не "тупила". Им нужно создавать условия, беречь, лелеять, а может, даже доплачивать родителям.

Я работал в такой школе, в которой было очень много детей-вундеркиндов. Они выделялись из общего контекста. Например, у нас был мальчик, которого мы перевели из пятого в девятый класс, хотя он мог учиться и в университете. Учил я мальчика совершенно нетерпимого по отношению к остальным детям. Он  был конфликтный, но настоящий гений! Теперь он профессор нашего политехнического университета.

Пропустить вундеркинда, говорит Борис Абрамович, просто нереально. Но не стоит их путать с одаренными детьми.

- Это настолько очевидно, что не нужно быть педагогом, чтобы понять, что перед тобой вундеркинд. Где-то такие ученики ленятся, но я никогда не сталкивался с ситуацией, когда им не дается какой-то предмет. Со сверстниками у них действительно часто возникают противоречия. Иногда они ведут себя как выскочки, а дети этого не любят, отсюда и конфликты.  Вопреки расхожему мнению, что у вундеркиндов не складывается жизнь, хочу сказать – все мои ученики преуспели в карьере.

Я работал в такой школе, в которой было очень много детей-вундеркиндов. Они выделялись из общего контекста. Например, у нас был мальчик, которого мы перевели из пятого в девятый класс, хотя он мог учиться и в университете. Учил я мальчика совершенно нетерпимого по отношению к остальным детям. Он  был конфликтный, но настоящий гений! Теперь он профессор нашего политехнического университета.

Пропустить вундеркинда, говорит Борис Абрамович, просто нереально. Но не стоит их путать с одаренными детьми.

- Это настолько очевидно, что не нужно быть педагогом, чтобы понять, что перед тобой вундеркинд. Где-то такие ученики ленятся, но я никогда не сталкивался с ситуацией, когда им не дается какой-то предмет. Со сверстниками у них действительно часто возникают противоречия. Иногда они ведут себя как выскочки, а дети этого не любят, отсюда и конфликты.  Вопреки расхожему мнению, что у вундеркиндов не складывается жизнь, хочу сказать – все мои ученики преуспели в карьере.

Можно ли запланировать вундеркинда

Тех, кто во что бы то ни стало хочет стать родителем вундеркинда, ждет разочарование – "рецепта" его зачатия нет. Существует мнение, что талантливые дети рождаются в браке, где женщина намного младше мужчины, будущие родители жили на разных территориях или их IQ выше нормы, но, к сожалению, эту информацию специалисты не подтверждают.

Говорят, рождение вундеркинда – дело случая.

- В медицине не существует методов, которые смогли бы помочь зачать вундеркинда, - прокомментировали нам в Клинике профессора Феськова. – Единственное, что мы можем сделать – запланировать ребенка без хромосомных патологий.

Очевидно, что в родительской любви, как ни в какой другой, существует "пере" и "недо". Перелюбить своего ребенка также опасно, как и не дать нужной заботы. Поэтому внимательно, но без фанатизма относитесь к способностям своего чада, и помогайте их развивать. Кто знает, может именно в вашей семье подрастает будущий всемирнопризнанный талант!