Пеня, абонплата, проверки квартир: что изменилось для харьковчан с 1 мая

Что ждет харьковчан в связи с реформой ЖКХ. Фото иллюстративное: vesti-ukr.com

Что ждет харьковчан в связи с реформой ЖКХ. Фото иллюстративное: vesti-ukr.com

Коммуналка
02 мая 2019 11:11

Пеня, абонентская плата, проверки квартир – и это не все коммунальные сюрпризы, которые ждут харьковчан с 1 мая. Полноценно вступила в силу коммунальная реформа. С этого момента заработали изменения, внесенные в законы "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжении" и "О жилищно-коммунальных услугах". Какие же новации ожидают нас в последний месяц весны? 


Как избежать пени


Как сообщает "Вечерний Харьков", во-первых, вводится пеня, то есть штраф за несвоевременную оплату коммунальных услуг.

— Пеня вводится в размере 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено договором. Срок оплаты — до 20 числа каждого месяца, — говорит эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин. — При этом за год максимальный размен пени не может превышать 3,65% от суммы задолженности.

Например, если оплатить коммунальные услуги на 30 дней позже положенного, сумма увеличится на 0,3%. То есть если ваш долг за месяц составляет пять тысяч гривен, размер пени — 15 гривен.

— При этом пеня не взимается, если есть задолженность по зарплате либо человеку не выплатили начисленную субсидию и т.д. "Пеня не начисляется при условии наличия задолженности государства за предоставленные населению льготы и жилищные субсидии и (или) наличии у потребителя задолженности по оплате труда, подтвержденной должным образом", – цитирует Евгений Лисичкин закон. – Но чтобы доказать, допустим, наличие задержки зарплаты, нужно предоставить соответствующую справку в места работы. Не всегда легко собрать доказательную базу.

Чтобы застраховаться от штрафа за несвоевременную оплату коммуналки, эксперт рекомендует использовать личные кабинеты или сайты поставщиков услуг, чтобы передавать показания и получать квитанции.

— Мы можем попасть под начисление пени из-за того, что квитанция где-то потерялась, что пришла она гораздо позже, что цифры в ней не соответствуют действительности и т. п., — говорит Евгений Лисичкин. — А в каждой из коммунальных служб есть на сайтах личные кабинеты, там вы сможете отслеживать свои показатели, оплачивать услуги, отправлять показания, оперативно решать проблемные вопросы и, таким образом, избавите себя неприятных сюрпризов в виде задолженности и пени.


Платим круглый год


Новый закон предусматривает абонентскую плату.

— То есть общая плата за коммунальную услугу будет состоять из платы за абонентское обслуживание, за обслуживание внутридомовых систем и, собственно, платы за услугу. Таким образом, платить за то же тепло придется не только в сезон, но и в течение всего года. И даже если человек услугой не пользовался, о чем свидетельствуют показания счетчика, вносить абонентскую плату все равно придется, — поясняет Евгений Лисичкин.

Планируется, что эти деньги пойдут на ремонт и обслуживание тепловых и водоподающих сетей, расположенных вне дома: на профилактику, проверку, испытания и т. п. При этом, по словам эксперта, нынешняя стоимость кубометра воды и гигакалории тепла должна быть уменьшена на величину абонплаты, поскольку сейчас описанное обслуживание входит в тариф.

Есть и еще одна новация – потребители обязаны пускать проверяющих в квартиры, иначе им грозит отключение от услуги.

 — Исполнитель услуги должен иметь возможность доступа в квартиру для проверки счетчика, надлежащего состояния сетей, оборудования (радиаторов, газовых колонок и т. п.). Если хозяин находится в квартире, но дверь инспектору не открывает, это является основанием для того, чтобы потребителя от услуги отключить, — поясняет Евгений Лисичкин. — В законе четко сказано: "Отказ потребителя предоставить доступ исполнителю коммунальной услуги к помещениям, которые принадлежат потребителю, является основанием для прекращения предоставления соответствующей коммунальной услуги. После предоставления потребителем такого доступа предоставление услуги восстанавливается".


Как наказать нерадивого поставщика


Призван закон защитить и интересы потребителей: жильцы получили возможность "наказывать" поставщиков услуг – не платить полностью или частично, если услуга не предоставлялась должным образом.

Например, если из крана течет горячая вода температурой от 50 до 75 градусов, тариф оплачивается полностью. Если температура воды 45 — 49 градусов, оплачивается 90% от полного тарифа, 40 — 44 градуса – 70% тарифа. Вода температурой меньше 40 градусов учитывается как холодная. Кроме того, как поясняют в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, горячую воду могут отключать не больше чем на 6 часов в сутки, при этом "безводный" период должен занимать не больше 30% месяца. Если указанная норма нарушается, за каждые сутки сумма в платежках должна уменьшаться на 3,3%. Последняя норма также касается и холодной воды.

Однако Евгений Лисичкин сомневается, что новация будет работать на практике.

— Такая норма была в законе и раньше. При получении некачественной услуги потребитель должен был вызвать представителя предприятия-поставщика услуги и составить акт-претензию. Однако нет никакой гарантии того, что исполнитель услуги подпишет этот акт-претензию. Если поставщик проигнорирует ваше законное требование выдать соответствующий акт, вы имеете право зафиксировать нарушения вместе с еще двумя-тремя вашими соседями. Такой акт будет иметь правовой вес как акт-претензия к коммунальщикам, — подсказывает Евгений Лисичкин.

Однако, продолжает он, если предприятие докажет, что на этапе зоны его ответственности – то есть до внутридомовых сетей — услуга была качественной, то никакой компенсации платить не будет.

— Сейчас все, что внутри дома, – совместная собственность, а соответственно, и зона ответственности жильцов. То есть если коммунальщики докажут, что на момент замера при входе, допустим, воды или тепла в дом услуга была качественной, от них уже ничего не добиться. Потребителю приходится обращаться в суд, разбирательства в котором тянутся годами. Не факт, что суд станет на сторону потребителя, а не монополиста, — говорит эксперт. — Как это теперь будет реализовано на практике, посмотрим.

В профильном министерстве говорят, что качество коммунальных услуг будет проверять комиссия. Кабмин даже разработал форму жалобы на качество предоставленных коммунальных услуг, и уже с 1 мая для того, чтобы выявить нарушение, достаточно заполнить документ и дождаться комиссии.

— Это будет касаться проверок качества услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, по централизованному водоснабжению и водоотведению, по вывозу бытовых отходов, управлению многоквартирным домом, — говорят в ведомстве, — Если окажется, что качество коммунальной услуги не соответствует нормативу, платить за нее можно меньше.

Поставщику же предоставили право прекращать предоставление услуги при наличии долгов по ее оплате.

– Но я не очень понимаю, насколько это осуществимо на практике. Без тепла и горячей воды будут сидеть целыми кварталами, если не платят пользователи в двух-трех квартирах? — недоумевает Евгений Лисичкин.

То есть остается еще много вопросов, говорит эксперт.

— Этот закон носит декларативный характер. Конкретику должны бы внести нормативные документы, — отмечает Евгений Лисичкин. — Но улучшения качества услуг как таковых я не прогнозирую, потому что поставщиками продолжают оставаться все те же монополисты.

Смотрите еще новости Харькова о ЖКХ и субсидиях:

Пеня, субсидии, отключение должников: что изменится для харьковчан с 1 мая

У кого заберут и кому продлят: как харьковчанам будут платить летнюю субсидию

Набирай баклажки: в Харькове будут поэтапно отключать воду

Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook

Читай все новости в нашем канале Telegram и подписывайся на нас в Instagram

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях