Схід Opera Fest и премьера  Шехерезады : какие спектакли представит СХІД OPERА в октябре

Схід Opera Fest и премьера "Шехерезады": какие спектакли представит СХІД OPERА в октябре

Афиша ХАТОБа: какие спектакли представит СХІД OPERА в октябре 2019
Автор: Марина Чивилёва

В октябре Схіd Opera готовит насыщенный репертуар. Для зрителей подготовили премьеру – балет "Шехерезада" на музыку Н. Римского-Корсакова. Главные партии в этом спектакле исполнят солисты Национальной оперы Украины Елена Горшунова и Алексей Тютюнник. Приглашенные звезды отметятся и в других поставках – народный артист Украины Тарас Штонда исполнит партию Мефистофеля в "Фаусте", а Мария Максакова появится в образе Дездемоны в "Отелло". 

Vgorode расскажет обо всех постановках Схіd Opera (ХАТОБ) в октябре и – немного забегая вперед – о грандиозной премьере ноября – балете "Лебединое озеро на воде".


Схіd Opera (ХНАТОБ). Афиша на октябрь


Brukner. Symphony №2

Симфонический оркестр театра под управлением главного дирижера, лауреата международных конкурсов Дмитрия Морозова исполнит шедевр позднего романтизма – яркую и масштабную Вторую симфонию австрийского композитора XIX века Антона Брукнера. Это уже второе обращение коллектива театра к творчеству великого мастера. Его Первая симфония была сыграна с большим успехом в прошлом сезоне.

Антон Брукнер – композитор во многом уникальный. Первое серьезное, зрелое сочинение он написал в 40 лет, а настоящее признание получил только после смерти. Он не бросал работы, несмотря на нападки критиков – и создал 11 симфонических полотен. И каких! За четыре года до смерти композитор поместил рукописные партитуры своих симфоний в Венскую придворную библиотеку, а на пакете написал: "Для будущего". И не ошибся. Спустя три десятилетия его сочинения вошли в золотой фонд мировой симфонической музыки, и зазвучали в исполнении лучших симфонических оркестров мира.

Премьера Второй Симфонии состоялась в 1873 году, однако композитор постоянно совершенствовал партитуру. В ней есть все характерные черты авторского стиля А. Брукнера: грандиозный масштаб частей,  внезапные преображения, ослепительно яркие кульминационные апофеозы, воплощающие конечное торжество света над тьмой.

Каждая симфония Антона Брукнера – это целый мир, в котором каждый исполнитель и слушатель может найти что-то важное для себя. Однако сложность партитур композитора очень велика, и не каждому дирижеру и оркестру под силу достойно их исполнить. Тем ценнее масштабный замысел главного дирижера Схіd OPERA Дмитрия Морозова исполнить в Харькове все симфонии композитора.

Когда: 1 октября

Сколько: 50-150 грн.


Балет "Собор Парижской Богоматери"

Историки и литературоведы говорят, что свой роман "Собор Парижской Богоматери" Гюго написал в защиту готического храма, который его современники собирались перестроить. Тем не менее собор выстоял, и уже более восьми с половиной столетий продолжает оставаться одним из главных символов французской столицы. А герои одного из самых популярных в мире литературных бестселлеров живут третье столетие, в том числе в кино ("Горбун Собора Нотр Дам"), опере ("Эсмеральда"), балете ("Дочь Гудулы"). А с популярностью знаменитого мюзикла "Собор Парижской Богоматери" Риккардо Коччанте (1998) успешно соперничает одноименный балет, поставленный еще   в 1884 году на музыку итальянца Цезаре Пуни.  

Авторами хореографии балета о красавице Эсмеральде и уродливом, но чистосердечном звонаре собора были в разное время Жюль Перро, Мариус Петипа, Александр Горский, Ролан Пети (последний сотрудничал с современным французским композитором Морисом Жарром). В Харькове эту историю впервые воплотили на сцене известные украинские балетмейстеры Павел Вирский и Николай Болотов в 1933 году. Еще они известны тем, что через несколько лет создали в Киеве ансамбль народного танца, существующий до наших дней. А вот хореография балета "Собор Парижской Богоматери" на харьковской сцене с тех пор не раз менялась. Ее варианты представили здесь Василий Литвиненко (1948), Наталья Данилова (1952), Виктор Шкилько (1985).

А нынешняя постановка пройдет в хореографической версии народной артистки Украины Евгении Хасяновой, и тоже на основе балетной классики. Впрочем, суть сюжета, рассказанного Виктором Гюго,  за эти десятилетия и даже столетия поменялась мало. И зрители по-прежнему будут рады встрече с переведенной на язык танца историей любви, которая оказалась прочнее каменных стен Собора Парижской Богоматери.

Композитор: Ц. Пуни

Либретто: Ж. Перро в редакции Ирины Гринь по мотивам одноименного романа В. Гюго

Хореограф-постановщик: Евгения Хасянова, народная артистка Украины

Дирижер-постановщик: Дмитрий Морозов, главный дирижер Схіd OPERA, лауреат международных конкурсов

Художник-постановщик: Надежда Швец, главный художник Схіd OPERA, заслуженный художник Украины

Художник по костюмам: Оксана Кубекина

Когда: 2 октября

Сколько: 100-350 грн.


Опера "Сват поневоле"

Искрометная комическая опера выдающегося харьковского композитора, настоящего классика украинской музыки Виталия Губаренко "Сват поневоле", написанной на сюжет пьесы Григория Квитки-Основьяненко "Шельменко-деншик". Автором либретто оперного спектакля стала Марина Черкашина, жена и муза В. Губаренко, также харьковчанка, а ныне профессор Национальной музыкальной академии Украины. Кстати, первое воплощение этой оперы на харьковской сцене успешно состоялось еще при жизни композитора в 1985 году и было рассчитано на индивидуальность исполнителя главной роли – солиста харьковской оперы, выдающегося украинского певца Николая Коваля.

В опере "Шельменко-деншик" юмором пронизано все: хитросплетения сюжета, диалоги персонажей, которые происходят на "гремучей" смеси украинского, русского и французского языков, а также музыка – написанная свежим современным языком, использующая многочисленные отсылки к традиционным песням и романсам, и даже высмеивающая сложившиеся оперные штампы. Ставить на харьковской сцене историю, действие которой происходит на Слобожанщине, написанную тремя выдающимися харьковчанами Григорием Квиткой-Основьяненко, Виталием Губаренко и Мариной Черкашиной –Губаренко будет команда молодых и энергичных харьковских постановщиков, уже зарекомендовавших себя в ярких творческих проектах.

Режиссером-постановщиком является Анна Лисовая, человек с уникальной творческой биографией: она выпускница Харьковского национального медицинского университета, кандидат медицинских наук, магистр педагогики Высшей школы УИПА, выпускница Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского, магистр Миланского университета Боккони. А. Лисовая проходила стажировку в театре La Scala (Милан), после чего вернулась в родной Харьков, где работает преподавателем кафедры оперной подготовки Харьковского национального университета искусств и является помощником главного режиссера ХНАТОБ. Она автор совместного украино-итальянского проекта "Binge Drinking".

Дирижер постановщик-лауреат международных конкурсов Сергей Горкуша.

Выпускник Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского (класс проф. А. Калабухина), он совершенствовал свое мастерство в Италии под руководством маэстро Луиджи Гаджеро.

Участник многочисленных международных фестивалей и мастер-классов. В качестве дирижера-постановщика выступил в проектах "Ночь в опере" (2017, ХНАТОБ) и в музыкальной комедии "Шерлок женился!" (режиссер – А. Дугинов). С. Горкуша реализовал ряд концептуальных камерных и симфонических программ, в частности в области современной академической музыки, некоторые из них в тесном сотрудничестве с американским композитором Р. Кэмероном-Вульфом.

Сценографом и автором костюмов спектакля является опытный художник и дизайнер Алия Байтенова. У выпускницы Харьковского художественного лицея и Харьковской государственной академии дизайна и искусств в портфолио шестнадцать реализованных постановок и три спектакля в работе (на сценах театров Харькова, Сум, Николаева, Чернигова и столицы Украины).

Спектакль будет интересен всем – любителям остроумных комедий и ценителям современной академической музыки, зрителям, желающим погрузиться в атмосферу XIX века и поклонникам свежих постановочных решений. Ведь, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, помещенного в рамки позапрошлого века, актуальным он остается до сих пор, а во многих персонажах "Свата поневоле" вполне можно узнать себя или своих знакомых.

Когда: 3 октября

Сколько: 30-150 грн.


Опера "Фауст"

На открытии фестиваля Схід Opera Fest 2019, 4 октября, в 18.30 на сцене Схіd OPERA зазвучит музыка великого мастера лирической оперы Шарля Гуно – зрители смогут увидеть главный шедевр композитора, оперу "Фауст".

Исполнителей в этом произведении привлекают сложные актерские работы. Среди них, разумеется, и Мефистофель – настоящий двигатель конфликта, прячущий свои инфернальные, злобные силы под маской циника и насмешника. Его партию в спектакле уже не впервые у нас исполнит любимец харьковской публики, народный артист Украины, солист Национальной оперы Украины Тарас Штонда.

Композитор: Ш. Гуно

Когда: 4 октября

Сколько: 70-200 грн.


Балет Гала. Шехерезада

5 октября, в 18.30 зрителей ждет вечер балета. Уже первое, концертное отделение обещает много ярких впечатлений от встречи с молодыми, талантливыми исполнителями, которыми богат наш балет. Сегодня их рады видеть во многих европейских странах, Китае, а отдельные солисты успешно выступают в странах Латинской Америки, США. Балетный Гала построен по принципу разнообразия и новизны, которую ему придадут не только сцены из классических балетов, но и яркие номера современной хореографии.

Во втором отделении будет исполнена премьера балета "Шехерезада" (музыка Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина). Сюжетом для постановки послужила популярная арабская сказка из сборника "Тысяча и одна ночь" – "О царе Шахрияре и его брате". Премьера состоялась во время одного из "Русских сезонов" в Париже 4 июня 1910 года и имела незаурядный успех: новаторская хореография, экзотическое оформление балета (художник Лев Бакст), прославленные исполнители – харьковчанка по происхождению Ида Рубинштейн (Зобеида) и рожденный в Киеве гений танца Вацлав Нижинский (Золотой раб). Позже балетмейстеры неоднократно обращались к этой симфонической сюите, однако хореографическое воплощение Фокина осталось эталонным, и сегодня привлекает зрителей так же, как столетие тому назад. 

Партию Зобеиды в премьерном спектакле исполнит солистка балета Национальной оперы Украины Елена Горшунова, а партию Золотого раба — солист Национальной оперы Украины Алексей Тютюнник. 

Композитор: Н. Римский-Корсаков

Когда: 5 октября

Сколько: 100-400 грн.


Балет "Баядерка"

6 октября, в 18.30 состоится спектакль-бенефис ведущей солистки балета Схіd OPERA, мастера сцены Светланы Калашниковой, которая исполнит главную партию в балете "Баядерка" Л. Минкуса. "Баядерка" – одно из самых лирических творений выдающегося балетмейстера М. Петипа, который попытался воссоздать на сцене мистику и оккультизм таинственного Востока. 

Но главное в балете – мир человеческих чувств, окрашенный как экзотикой индийских ритуалов, так и изысканностью балетных па. "Баядерку" называют парадным балетом, ведь сам сюжет стимулирует создание невероятных постановочных решений. Хореография, много лет назад созданная М. Петипа, во многом обновлена его последователями и выдающимися исполнителями.

Настоящая жемчужина "Баядерки" это "акт теней" – массовая хореографическая композиция с участием всего женского состава балета.  

Синхронные движения танцовщиц, исполняющих причудливый и экстатический танец потустороннего мира, производит незабываемое впечатление.

Композитор: Л. Минкус

Когда: 6 октября

Сколько: 80-300 грн.


Опера "Свадьба Фигаро"

8 октября, в 18.30 на сцене Схіd OPERA прозвучит искрометная опера В. Моцарта "Свадьба Фигаро", написанная на сюжет одноименной комедии Бомарше, о которой еще А. Пушкин сказал словами своего героя Моцарта: "Коль мысли грустные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро". Пушкин был прав: и музыка Моцарта и сюжет Бомарше буквально брызжут остроумием, изяществом и захватывают зрителя довольно двусмысленной интригой. Кто же победит: хитроумный Фигаро, защищающий невесту и собственную честь или похотливый Граф, который хочет воспользоваться старинным правом сюзерена на первую брачную ночь вместо слуги? Разрешат эту дилемму яркие исполнители ключевых оперных партий, лауреаты международных конкурсов Владимир Козлов (дебют в роли Фигаро) и Сергей Замыцкий (Граф).

Композитор: В. Моцарт

Когда: 8 октября

Сколько: 30-150 грн.


Балет "Пер Гюнт"

9 октября, в 18.30, в память о замечательной балерине, солистке балета Схіd OPERA Светлане Исаковой, жизнь которой трагически оборвалась 11 августа, будет показан балет "Пер Гюнт" на музыку Э. Грига. В основе балета "Пер Гюнт" – пьеса выдающегося норвежского писателя, реформатора европейской драматургии Генрика Ибсена и музыка, написанная специально для этого произведения Эдвардом Григом. Г. Ибсен "переплавил" в драме старинные скандинавские саги, превратив ее в философскую притчу о поиске человеком себя и смысла жизни через испытания, которые были ему предначертаны. Э. Григ, в свою очередь, акцентирует тему вечной женственности, жертвенной и всепрощающей любви, воплощенной в образе нежной Сольвейг. Именно эта концепция нашла воплощение в балете, премьера которого состоялась на сцене Схіd OPERA в 2017 году. Пластический язык "Пер Гюнт" базируется на класcике с использованием неоклассических элементов, народной хореографии, а также более экзотических, характерных танцев в "сказочных" сценах.

Композитор: В. Моцарт

Когда: 9 октября

Сколько: 80-300 грн.


Мюзикл-шоу My Way

10 октября, в 18.30. зрители увидят грандиозное мюзикл-шоу "My way", настоящий хит прошлого сезона, в котором на одной сцене встретятся герои знаменитых на весь мир спектаклей "Целуй меня, Кэт" К. Портера, "Звуки музыки" Р. Роджерса, "Нотр-Дам де Пари" Р. Коччианте, "Призрак оперы" и "Кошки" Э. Ллойд Уэббера, "Кабаре" Дж. Кандера, "Скрипач на крыше" Дж. Бокка и других.

В режиме non-stop будут исполнены лучшие песни, ансамбли, хоры и танцевальные номера из этих мюзиклов. Образы знаменитых персонажей примеряют на себя артисты балета, хора и ведущие солисты Схіd OPERA.

Когда: 10 октября

Сколько: 80-300 грн.


Отелло

11 октября, в 18.30 на сцене Схіd OPERA вновь прозвучит музыка великого Джузеппе Верди. Его оперный шедевр "Отелло" является одной из ярких премьер прошлого сезона. В спектакле представлен новый взгляд на хрестоматийную историю любви и ревности. "Отелло" во всем мире считается вершиной творчества великого Верди. Композитор, замолчавший на пике славы (будучи автором признанных во всем мире шедевров, он не писал ни строчки 10 долгих лет), создает свое произведение на сюжет трагедии великого У. Шекспира, и его опера нисколько не уступает литературному первоисточнику в глубине раскрытия образов и драматургических конфликтов. Сюрпризы ждут зрителей и в художественном оформлении спектакля: наряду с традиционными декорациями в постановке используется современный видео-контент.

Партию Дездемоны исполнит певица уникального актерского дарования, неоднократно с большим успехом выступающая на харьковской сцене Мария Максакова, партию Отелло – лауреат международных конкурсов, солист Римской оперы Аурелио Гримальди, партию Яго – заслуженный артист Украины, солист Схіd OPERA Александр Лапин.

Когда: 11 октября

Сколько: 100-350 грн.


Кармина Бурана. Глория Вивальди

12 октября в 18:30 на сцене в музыкально-танцевальную композицию объединятся произведения двух выдающихся композиторов ХVIII и ХХ века: "Глория" Антонио Вивальди и "Кармина Бурана" Карла Орфа. Последнее произведение будет показано в новой хореографической редакции, которую осуществил французский хореограф Йохан Нус с нашим балетом для показа на одном из европейских фестивалей. Эту репертуарную "изюминку" впервые увидят харьковские зрители.

Хорошо знакомый слушателям Вивальди (его "Времена года" звучат в спектакле "365", созданном совместно с театром "Прекрасные цветы"), был способен в свою эпоху создавать неакадемическую музыку, предназначенную для широкой аудитории, а не только интеллектуальной элиты. 

Композитор, скрипач-виртуоз и священник, Вивальди создал свое произведение для хора и оркестра "Глория" (в дословном переводе "Слава"), прославляя Бога. Но не всегда был им обласкан и закончил жизнь в бедности. 

О переменчивости отношения Фортуны к человечеству и отдельным его представителям поет хор и солисты в сценической кантате Карла Орфа "Кармина Бурана". Она охватывает широкий круг светских тем, актуальных как много веков назад, так и в наше время: изменчивость удачи и богатства,быстротечность жизни, радость возвращения весны и удовольствие от выпивки, чревоугодия, азартных игр и плотской любви.

Йохан Нус предложил совсем другую трактовку музыки Орфа: жизнь он рассматривает как игру в шахматы, где черные или белые фигуры побеждают зависимо не от цвета, а от того, кто делает решающий ход. А что будет, если черные и белые фигуры перемешать? Балетмейстер дает неожиданный и оригинальный вывод, который интересно будет увидеть в финале спектакля.

Композитор: К. Орф, А. Вивальди

Когда: 12 октября

Сколько: 80-300 грн.


Опера "Борис Годунов"

13 октября, в 18.30 на сцене Схіd OPERA прозвучит народная музыкальная драма М. Мусоргского "Борис Годунов" – опера, созданная по одноименной пьесе А. Пушкина. В ее основе лежат исторические события, связанные с царствованием Бориса Годунова и наступлением "смутного времени" (приход к власти Лжедмитрия и поляков). Это многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов.

Опера "Борис Годунов" является значимой для всей европейской культуры: она повлияла на эволюцию новейших музыкальных течений.

Харьковская постановка "Бориса Годунова" 1950-х годов была отмечена Государственной премией, а нынешний спектакль – успешно показан французской публике. Главную партию в народной драме М. Мусоргского "Борис Годунов" исполнит народный артист Украины, солист Национальной оперы Украины Тарас Штонда. Образ Самозванца Григория Отрепьева воплотит на сцене солист Большого театра и приглашенный солист оперного театра в Модене (Италия) Виталий Ковальчук.

Когда: 13 октября

Сколько: 70-250 грн.


Опера "Самсон и Далила"

16 октября, в 18.30 зрителей ждет встреча с героями оперного шедевра К. Сен-Санса "Самсон Далила". Библейский сюжет о коварной филистимлянке Далиле, которая лишила сил легендарного героя, защитника иудеев Самсона, стал источником вдохновения для многих великих творцов.

Среди них опера К. Сен-Санса не сходит со сцены уже почти 120 лет. Черты ораториального жанра в произведении проявляются в значительности воплощения хоровых сцен (режиссер-постановщик Ирина Нестеренко. Их красота во многом обеспечивается великолепной красочной сценографией и костюмами, соответствующими представленной эпохе (художник-постановщик – заслуженный художник Украины Надежда Швец). Партию Далилы в спектакле исполнит заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины Алла Позняк.

Когда:16 октября

Сколько: 70-250 грн.

Опера


Балет "Золушка"

Вечер 17 октября будет посвящен балету "Золушка" С. Прокофьева, написанному в лучших традициях русского классического балета по мотивам сказки Ш. Перро. Автор хотел, чтобы зритель в сказочных образах увидел в балетном спектакле живых людей, которые искренне чувствуют и хотят счастья. 

На сцене Схіd OPERA спектакль идет в хореографической редакции Виктора Литвинова, которую выбрал в свое время балет Национальной оперы Украины.

В "Золушке" он остается верен себе: здесь много выдумки, юмора, гротеска, остроумных пластических находок. Спектакль повествует о ценностях настоящих и фальшивых, о силе любви, красоте чувств. В определенном смысле, именно Принц, а не Золушка становится главным героем спектакля.

Ведь в поисках возлюбленной именно он проходит душевную эволюцию, словно поднимаясь над своим окружением. В финале танец героя полон классической утонченности и возвышенности. В целом же "Золушка" захватывает эмоциональностью и динамикой, остроумными сценами и зрелищностью.

Когда: 17 октября

Сколько: 100-350 грн.


Опера "Норма"

18 октября, 18. 30 будет исполнена опера В. Беллини "Норма" – непревзойденный шедевр эпохи итальянского bel canto. На сцене Схіd OPERA этот спектакль идет в концертном исполнении, таким образом театр приобщается к мировому "тренду": практике исполнения опер, не предполагающей использование декораций, театральных костюмов и специального грима, что позволяет сосредоточить внимание публики на мастерстве певцов и музыкантов. Еще при жизни Винченцо Беллини называли "творцом итальянский мелодий": именно в его творчестве достиг своего расцвета волшебный оперный стиль. В наше время "Норма" ставится специально для выдающихся певцов, поскольку партии главных героев считаются одними из самых сложных в оперной практике – не только за счет их технической виртуозности, но и из-за высокого эмоционального накала. В фестивале партию Нормы исполнит народная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины Ольга Нагорная.

Когда: 18 октября

Сколько: 70-250 грн.


Опера "Аида"

Оперу "Аида" Джузеппе Верди написал в честь открытия Суэцкого канала. А сама история о любви эфиопской царевны и египетского полководца еще более древняя. По законам драмы в ней есть любовный треугольник. По законам музыки великолепные массовые сцены, захватывающие арии и дуэты, которые звучат на оперных подмостках вот уже третье столетие.

Когда: 19 октября

Сколько: 80-300 грн.


Вечер балета. Кармен-сюита. Шехерезада

В 1910 году один из самых знаменитых хореографов всех времен Михаил Фокин поставил одноактный балет на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова "Шехеразада" для антрепризы Сергея Дягилева. Сюжетом для постановки прислужила одна из арабских сказок сборника "Тысяча и одна ночь"; "О царе Шахрияра и его брата". Премьера состоялась во время Русских сезонов в Париже 4 июня 1910 и имела незаурядный успех: новаторская хореография, экзотическое оформление балета (художник Лев Бакст), знаменитые исполнители – харьковчанка по происхождению Ида Рубинштейн (Зобеида) и родившийся в Киеве гений танца Вацлав Нижинский (Золотой раб). Позже балетмейстеры неоднократно обращались к этой симфонической сюиты, однако хореографическое воплощение Фокина осталось эталонным, и сегодня привлекает зрителей так же, как сто лет назад.

В харьковском оперном театре этот балет впервые был воплощен на сцене в 1941 г., а в начале шестидесятых годов прошлого века он шел вместе со спектаклями на музыку М. Равеля "Болеро" и "Франческой да Римини" П. Чайковского. Фрагмент истории о Шахрияра включено также в балет Ф.Амирова "Тысяча и одна ночь", длительное время удерживается на нашей афише.

"Кармен-сюита" – балет в одном действии хореографа Альберто Алонсо. Музыкальный материал на основе оперы Жоржа Бизе "Кармен" был перекомпонован и по-новому аранжированный композитором Родионом Щедриным для оркестра из струнных и ударных.

Этот спектакль – точная копия первой культовой постановки этого балета, который увидел свет рампы в 1967 году. Идея создания "Кармен-сюиты" принадлежала Майе Плисецкой. Таким образом, произведение неразрывно связано с неповторимой индивидуальностью великой балерины и, в то же время, приобретает новой жизни на сцене харьковского театра.

Когда: 20 октября

Сколько: 70-250 грн.


Опера "Чио-Чио-Сан"

Опера Джакомо Пуччини "Чио-Чио-Сан" – бесспорный шедевр итальянской оперы начала ХX века. Второе ее название – "Мадам Баттерфляй", проясняет сюжетную подоплеку, так как переводится как "бабочка" или "мотылек". Японское кимоно, похожее на крылья мотылька, носит юная Чио- Чио-Сан. Она, как мотылек, летит на слепящий огонь любви.

Эта опера – драма одной героини, одна из самых трагичных в мировом оперном наследии. Зритель становится свидетелем перерождения по-детски наивной юной девушки в зрелую, экспрессивную женщину, для которой понятия чести и гордости превыше собственной жизни.Трогательная история любви разворачивается в японском городке Нагасаки, потому и сценография и музыка воссоздают ориентальный дух восточной культуры. Композитор создал удивительный синтез экзотических интонаций, восходящих к традициям японского фольклора и академического блестящего бельканто, раскрывающего всю палитру выразительности человеческого голоса. Но успех к ней пришел не сразу. Первая постановка оперы Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-Сан") состоялась в 1904 году в миланском "Ла Скала". Работа над новой партитурой у Пуччини осложнилась тем, что он, страстный автолюбитель, попал в катастрофу и сломал ногу. Но на приветствия зрителей ему многократно выходить не пришлось — публика отнеслась к его новому детищу прохладно. И лишь вторая, сокращенная редакция оперы была принята "на ура". Особенно, когда в Буэнос-Айресе ею продирижировал великий Артуро Тосканини.

Вскоре оперу про маленькую японскую гейшу, которую соблазнил и бросил американский морской офицер, услышали и в Токио. Наступило мировое признание, и невероятная популярность этого трогательного образа стала возрастать ежегодно. Тогда Пуччини на карикатурах изображали не иначе как в компании с мадам Баттерфляй.

Композитор: Дж. Пуччини

Когда: 23 октября

Сколько: 70-250 грн.


Балет "Дон Кихот"

В балете "Дон Кихот" на музыку Людвига Минкуса не стоит искать философскую глубину выдающегося романа Сервантеса о рыцаре печального образа. Его история – лишь повод для яркого танцевального зрелища, где главными героями оказываются молодые влюбленные. Балет увлекает с первой сцены и стремительно несется к финалу с его виртуозным дуэтным танцем и тридцатью двумя фуэте.

Благородный рыцарь стал званым гостем на свадьбе молодых влюбленных, ведь именно благодаря его стараниям они смогли пожениться. Китри и Базиль – любящие друг друга молодые люди. Из-за желания отца девушки отдать ее в жены состоятельному вельможе, они прибегают к хитрости и разыгрывают сцену с "самоубийством"  парня. Растроганный отец Китри, под влиянием увещеваний Дон Кихота, соглашается их благословить. Тут "умирающий" Базиль внезапно исцеляется,  и все празднуют свадьбу счастливой пары.

Наряду с лирической линией, в балете раскрывается с комической  стороны образ дон Кихота. То он "спасает" своего Санчо Панса от девушек,   то принимает  ветряные мельницы за великанов. Множество его неистовых поступков, шутовские выходки и в целом комичное поведение, наполняют этот балет долей доброго  юмора. Хореографическая основа балета – это, прежде всего, характерные танцы, дивертисменты, каждый из которых реализован ярко и колоритно. Он передает общий дух испанских танцев, о которых Сервантес писал: "Кажется, носится сама Радость и скачет само Веселье".

Инициатор создания балета "Дон Кихот" на музыку Л. Минкуса и автор его либретто – выдающийся хореограф М. Петипа – синтезировал все эффектное и наиболе яркое, что было  в классическом балете его времени. Затем его эстафету подхватили другие хореографы и танцовщики, обеспечив настоящий триумф виртуозного танца, который сопровождает шествие "Дон Кихота" по балетным сценам мира. 

Когда: 24 октября

Сколько: 80-300 грн.


Опера "Пиковая дама"

Опера

"Пиковая дама" П. Чайковского – одна из самых загадочных и мистических опер XIX столетия. Что наша жизнь? Действительно игра? Если так, то каковы ставки? И что произойдет, если положить на алтарь игры любовь? Эти и многие другие вопросы заложили в "Пиковой даме" два гения – Александр Пушкин и Петр Чайковский.

На сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко свою версию оперного шедевра представит оркестр Схіd Opera под управлением главного дирижера театра, лауреата международных конкурсов Дмитрия Морозова, артисты хора (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин) и замечательные солисты.

Композитор: П. Чайковский

Когда: 25 октября

Сколько: 70-200 грн.

Опера


Балет "Белоснежка и семь гномов"

Сказка никогда не стареет.

Спектакль, сюжет которого основан на знаменитой сказке, посвящен победе любви, доброты и дружбы над злобой и завистью. Сценических воплощений этой сказки – множество, и на сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко/Схід OPERA еще в 1975 году был поставлен балет на музыку польского композитора Бориса Павловского в хореографии Генриха Майорова. С тех пор балет не сходит с театральных подмостков, привлекая не только маленьких зрителей, но и их родителей: ведь интересный сюжет и яркая образная музыка сочетаются в нем с виртуозными сольными партиями, динамичными массовыми сценами и яркими актерскими работами, в том числе каждого из семерых гномиков.

В 144 сезоне Схід OPERA готовит своим зрителям приятный сюрприз: обновление спектакля о Белоснежке и семи гномах. При сохранении полюбившейся всем хореографии и декораций (художник-постановщик –Александра Каждан) для спектакля будут созданы новые яркие и оригинальные костюмы, автором которых станет известный харьковский художник, член Союза художников Украины Владимир Рябцев.

Когда: 27 октября

Сколько: 70-250 грн.


Лебединое озеро на воде

В Харьковском национальном академическом театре оперы и балета готовится к показу беспрецендентный проект, аналогов которому нет в Украине. А одиночные пробы в мировой практике "оживить" балет П.Чайковского за счет настоящей водной стихии носят разовый характер и пока не становятся репертуарными "хитами". В нынешней премьере театр, с одной стороны, продолжает плодотворное сотрудничество с европейскими менеджерами и инвесторами (в частности, с бельгийским импрессарио Патриком Лево), с другой – продолжает постоянный поиск новых постановочных решений, интересных современному зрителю.

На стыке этих тенденций родилась идея поставить "Лебединое озеро" на воде, то есть сделать зримой сценическую метафору авторов знаменитого балета и отойти от надоевших штампов имитации водной поверхности и примитивных лебединых муляжей. При этом танец замыслен не просто "на берегу" озера, а как бы прямо на его поверхности, в большом, но неглубоком бассейне размером 12х16 метров, который уже изготовлен и сейчас используется для репетиций. Ноги танцовщиков и балерин оказываются под водой по щиколотку, что практически не мешает исполнению традиционных балетных па и сложных партерных элементов современного танца, когда тела артистов полностью покрыты водой.

Постановщика этого зрелища, французского балетмейстера Йохана Нуса, харьковские зрители знают так же хорошо, как в Западной Европе. Он с пяти лет занимался классической хореографией и хорошо освоил этот стиль танца.

Вместе с тем Йохан сегодня участник и постановщик многих престижных проектов современного зрелищного искусства, в том числе мюзиклов, шоу, телевизионных развлекательных программ и видеоклипов. Кстати, со своим постоянным ассистентом Сабриной Джиордано он успешно поставил на харьковской сцене балеты "Маленький принц", а также "Красавица и чудовище". Яркий, зрелищный стиль постановщика проявился и в дорогостоящем проекте "Лебединое озеро" ("Swan Lake fantasy"), где его партнерами в создании спетакля выступили автор видеоконтента Анатолий Ерехин, художник по свету Максим Райхер, автор костюмов заслуженный артист Украины Александр Лапин, известный как яркий и креативный  художник.

Как известно, балет П. Чайковского "Лебединое озеро" в классическом варианте делится на 4 действия. Причем, второе и четвертое происходят на берегу (в нашем варианте прямо на воде). Партии черных лебедей Й. Нусс поручил танцовщикам, белых – балеринам. Есть много сюрпризов в хореографии. Например, танец маленьких лебедей на водной глади будут исполнять не четыре танцовщицы, как обычно, а сразу двенадцать, причем движения танца останутся прежними, изменится только его композиция.

Многие наработки авторов классической редакции балета Мариуса Петипа и Льва Иванова останутся нетронутыми, но Йохан использовал также несколько фрагментов легендарной постановки "Лебединого озера" Рудольфа Нуреева и некоторых других европейских хореографов, особенно в первом и третьем (традиционных) действиях. Впрочем, изменения будут и в самом сюжете балета. Интрига в том, что злым волшебником, заколдовавшим юную Одетту и превратившим ее в белого лебедя, будет не Злой Гений, явившийся ниоткуда, а коварный приближенный Принца. Это колдовство произойдет еще во врем увертюры к балету, дав толчок фантазии постановщика. Кстати, и финал будет необычным – таким, который предусмотрел сам Чайковский.

Однако не будем раскрывать всех секретов будущей постановки. Фантазия французского балетмейстера на темы "Лебединого озера" обещает стать сенсацией в театральной жизни Украины и одним из самых дорогостоящих проектов в истории нашего театра, учитывая техническое обеспечение бассейна, водопада и фонтанов. Показ балета после премьерных спектаклей в Харькове 1, 2, 3 и 4 ноября ждут и за рубежом, на одном из европейских фестивалей. А если учесть, что Харьковский оперный театр (а с ним и украинский балет в целом) начинался в 1925 году именно балетом "Лебединое озеро", то этот проект вписывается в творческую биографию коллектива одной из самых ярких и креативных страниц.

Композитор: П. Чайковский

Когда: 1, 2, 3 и 4 ноября

Сколько: 250-1000 грн.