Белоснежка и семь гномов ,  Мазепа ,  Паяцы : какие спектакли представит СХІД OPERА в сентябре

"Белоснежка и семь гномов", "Мазепа", "Паяцы": какие спектакли представит СХІД OPERА в сентябре

Афиша ХАТОБа: какие спектакли представит СХІД OPERА в сентябре 2019
Автор: Марина Чивилёва

В сентябре Схіd Opera откроет 144 театральный сезон оперой "Мазепа". Представит обновленный балет "Белоснежка и семь гномов" – для спектакля будут созданы новые яркие и оригинальные костюмы. И повторит премьеры  предыдущего сезона – оперу "Любовь к трем апельсинам" и балет "Ромео и Джульетта".

Vgorode расскажет обо всех сентябрьских постановках Схіd Opera (ХАТОБ).


Схіd Opera (ХНАТОБ). Афиша на сентябрь


Мазепа

Музыкально-театральная "мазепиана" очень обширна и интересна, к ней, в течении нескольких веков, приобщались композиторы, писатели, поэты и кинорежиссеры с мировым именем. Опера П. Чайковского "Мазепа" – одно из  самых популярных среди этих произведений. Спектакль занимал значительное место в репертуарной афише харьковского театра еще во времена жизни П. Чайковского. Творческая история спектакля связана, прежде всего, с трактовкой партитуры выдающимся дирижером В. Суком, творчество которого высоко ценил сам автор музыки и который после этого работал в Большом театре (Москва). Образцом исполнения партии Марии стало выступление в этой роли в те же времена на харьковской сцене выдающейся певицы Н. Забелы-Врубель.

Среди постановок ХХ ст. в Харькове можно выделить представление 1923 года (к 30-й годовщины смерти П. Чайковского) и последнюю по времени премьеру оперы 22 сентября 1949 года (дирижер П. Славинский, режиссер В. Будневич, художник И. Назаров), успешно показанную на гастролях театра в Киеве (1955).

Естественно, что трактовка оперы до обретения Украиной независимости была связано с устойчивым для советской идеологии представлением о Мазепе, как предателе российской имперской политики и царя Петра I. Однако еще в 1933 году, учитывая социально-политические процессы в УССР 30-х годов ХХ века и необходимость популяризации музыки П.И. Чайковского в мире, авторы, принадлежащие к украинской диаспоре – известный историк, культурно-политический деятель Лонгин Цегельский и выпускник московской консерватории, позже балетмейстер-постановщик в США и Канаде Дмитрий Чутро – подготовили новое либретто оперы "Мазепа" с учетом других представлений о Мазепе, как исторической фигуры в истории Украины.

Ознакомившись с этим либретто и украинским переводом текста либретто В. Буренина и П. Чайковского, постановщики харьковского спектакля решили создать собственную редакцию текста и, соответственно, внести изменения в музыкальную драматургию оперы. Этот вариант не прославляет русское войско и не бросает тень предательства на гетмана Мазепу, сохраняя основную линию оперы – драматическую историю любви Мазепы и Марии. Таким образом, этот спектакль стал не только очередной оперной премьерой, а масштабным и захватывающим художественным проектом "Мазепа-Гетман Украины".

Композитор: Петр Чайковский

Либретто: Виктор Буренин

Язык исполнения: украинский

Продолжительность: 2 час. 30 мин.

Когда: 12 сентября, 18:30

Сколько: 70-200 грн.


Балет "Лебединое озеро"

Романтические образы этого балета волнуют и взрослых и юных зрителей, а Белый Лебедь давно уже стал символом балетного искусства. Балет "Лебединое озеро" П.И. Чайковского – знаковый спектакль для ХНАТОБа. Именно этим балетом открывала свой первый сезон балетная труппа театра в далеком 1925 году. И далее "Лебединое озеро" стало путеводной звездой для всей истории становления и развития харьковского балета.

Легенда харьковской сцены – звездная пара Светлана Колыванова и Теодор Попеску – предложила такую интерпретацию образов главных героев, которую бережно поддерживает в современных постановках балета новое поколение танцовщиков. Интересно, что первые в жизни гастроли молодой солистки Большого театра М. Плисецкой состоялись на харьковской сцене именно в "Лебедином озере".

Слава харьковского балета, благодаря совершенству постановки с оригинальной хореографией М. Петипа и Л. Иванова, сопровождала гастроли балетной труппы на многих самых известных сценах мира. Она и сейчас продолжает собирать восторженные отзывы.

Сказочный сюжет "Лебединого озера" Чайковского по мотивам старинной немецкой легенды рассказывает о прекрасной девушке, преобразованной колдуном в белого лебедя. Образ волшебной Одетты оттеняет полная ее противоположность – черный лебедь Одилия – эмоциональная, страстная и красивая воровка. Партии обеих героинь по традициям выполняет одна балерина, раскрывая контрастный спектр образно-эмоциональных состояний.

В сценографии архитектура дворца, волшебные пейзажи, окружающие главное место действия спектакля – "Лебединое озеро" – стали тем фоном, на котором разворачивается драма, фантастическая и в то же время вполне реальна. Это романтический балет, в котором явственно звучит захватывающая и неистовая в своей экспрессии тема любви, одна из лучших мелодий, написанной П. Чайковским и совершенно воспроизведена в хореографии на балетной сцене.

Композитор: Петр Чайковский

Либретто: Владимир Бегичев, Василий Гельцмер

Продолжительность: 3 час. 15 мин.

Когда: 13 сентября, 18:30

Сколько: 100-350 грн.


Опера "Любовь к трем апельсинам"

"Любовь к трем апельсинам" – одна из самых веселых и жизнерадостных опер ХХ века – "Любовь к трем апельсинам" нашего земляка Сергея Прокофьева, которая состоялась всего через три месяца после премьеры на сцене его же балета "Ромео и Джульетта". Но если про первый спектакль можно сказать, что "нет повести печальнее на свете...", то веселее этой оперы мало что можно вспомнить.

Написанное в 1919 году, это сочинение стало первой комической оперой молодого композитора и содержит лучшие черты его неповторимого стиля: озорной (часто даже "хулиганский") юмор, насыщенный ярким гротеском необычный музыкальный язык, острые ритмы, мгновенно запоминающиеся мелодии-шлягеры.

В Харькове "Любовь к трем апельсинам" впервые была поставлена на большой сцене Схід OPERA (однако в конце прошлого века состоялась ее первая харьковская постановка силами оперной студии университета искусств).

Стоит посетить оперу, чтобы самому убедиться: каждый из зрителей, как и главный герой оперы Принц, сын короля Треф, способен влюбиться в три апельсина. А уж в музыку Прокофьева, благодаря ее исполнителям – и подавно.

Композитор: Сергей Прокофьев

Либретто: Сергея Прокофьева по мотивам сказки К. Гоцци

Язык исполнения: русский

Продолжительность: 2 час.

Когда: 14 сентября, 18:30

Сколько: 80-300 грн.


Балет "Ромео и Джульетта"

Балет С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" был впервые показан не на родине композитора (где сразу нашел признание), а в Брно в 1938 году. И только постановка М. Лавровского на сцене Театра оперы и балета им. С. Кирова (1940) открыла этому новаторскому произведению путь на современную балетную сцену.

В Украине первым его воплотил В. Вронский (Надирадзе) в столичном театре (1955), а в Харькове первым был А. Пантикин (1967). Главные роли исполняли тогда звезды украинского балета С. Колыванова и Т. Попеску, одну из ведущих партий – М. Ковмир, впоследствии солист Кировского театра. А за дирижерским пультом стоял один из мэтров украинского дирижерской школы Е. Дущенко. Художественное решение предложил Л. Братченко.

В 1982 году свою версию "Ромео и Джульетты" поставил для харьковчан земляк композитора из Донецкой области В. Шкилько. И вот новое решение хореографического спектакля на знаменитый шекспировский сюжет. Над ним работал  заслуженный деятель искусств Молдовы А. Литвинов (знакомый зрителям по созданию собственных хореографических версий балетов "Коппелия" и "Корсар").

Это представление на музыку классика ХХ века С. Прокофьева в который раз сможет всколыхнуть зрителей историей веронских любовников и предостеречь мир от повторения бессмысленной и смертельной вражды.

Композитор: Сергей Прокофьев

Либретто: Л. Лавровского, А. Пиотровского, С. Радлова, С. Прокофьева по мотивам одноименной трагедии В. Шекспира

Продолжительность: 2 час.

Когда: 15 сентября, 18:30

Сколько: 100-350 грн.


Опера "Севильский цирюльник"

Премьера "Севильского цирюльника" Дж. Россини когда-то провалилась, что иногда случается с шедеврами. Дальнейшая же судьба этого сочинения триумфальна, ей суждено было стать одной из лучших комических опер в истории жанра.

Сюжет, основанный на пьесе П. Бомарше, восходит к традиции итальянской комедии масок. Это легко узнаваемые и всегда актуальные образы и ситуации, захватывающая интрига (молодые люди хотят пожениться вопреки противодействию стариков-отцов или опекунов. Но главные герои здесь – ловкие и сообразительные слуги: мастера на все руки, они помогают влюбленным). Однако в своей опере Дж. Россини идет дальше, и на место "масок" приходят живые люди, герои кажутся выхваченными из самой жизни.

"Севильский цирюльник" Россини пленяет неиссякаемым остроумием, богатством мелодий, виртуозными вокальными партиями, стремительной динамикой и обилием комических положений.

Композитор: Джоаккино Россини, Чезаре Стербини

Либретто: по одноименной комедии П. Бомарше. Перевод П. Антокольского

Язык исполнения: русский

Продолжительность: 2 час. 45 мин.

Когда: 17 сентября, 18:30

Сколько: 70-200 грн.


Балет "Пахита. Кармен-сюита"

Одноактный балет на музыку Л. Минкуса "Пахита" родился из большого сюжетного спектакля ХІХ века хореографа Мариуса Петипа. Сегодня в нем осталось Гранд па, которое требует от исполнителей виртуозного владения техникой классического танца.

"Кармен-сюиту" написал Родион Щедрин по мотивам оперы Бизе "Кармен" для своей жены Майи Плисецкой. А поставил этот спектакль знаменитый кубинец Альберто Алонсо.

Это копия спектакля, который родился более 40 лет назад на сцене Большого театра в Москве и был перенесен в Харьков, Одессу и Киев А. Плисецким.

Композитор: Людвиг Минкус, Жорж Бизе, Родион Щедрин

Продолжительность: 1 час. 45 мин.

Когда: 18 сентября, 18:30

Сколько: 70-250 грн.


Опера "Набукко"

"Набукко" Дж.Верди – это спектакль о судьбе трона вавилонского царя Навуходоносора, а еще шире – о судьбе иудейского племени.

Созданием "Набукко" мы обязаны чистой случайности. Не вырони Верди либретто из рук, не раскройся оно прямо на странице с текстом для хора пленных иудеев, мы не имели бы ничего написанного Верди, кроме двух первых опер.

Только ради того, чтобы положить на музыку библейский сюжет, Верди изменил своему решению больше не сочинять.

Композитор: Джузеппе Верди

Продолжительность: 2 час. 45 мин.

Когда: 20 сентября, 18:30

Сколько: 50-150 грн.


Балет "Белоснежка и семь гномов"

Спектакль, сюжет которого основан на знаменитой сказке, посвящен победе любви, доброты и дружбы над злобой и завистью. Сценических воплощений этой сказки – множество, и на сцене ХНАТОБа еще в 1975 году был поставлен балет на музыку польского композитора Бориса Павловского в хореографии Генриха Майорова.

С тех пор балет не сходит с театральных подмостков, привлекая не только маленьких зрителей, но и их родителей: ведь интересный сюжет и яркая образная музыка сочетаются в нем с виртуозными сольными партиями, динамичными массовыми сценами и яркими актерскими работами, в том числе каждого из семерых гномиков.

В 144 сезоне Схід OPERA готовит своим зрителям приятный сюрприз: обновление спектакля о Белоснежке и семи гномах. Для спектакля будут созданы новые яркие и оригинальные костюмы, автором которых станет известный харьковский художник, член Союза художников Украины Владимир Рябцев.

Композитор: Богдан Павловский

Либретто: Витольд Барковский, Станислав Петровский

Продолжительность: 2 час. 10 мин.

Когда: 21 - 22 сентября, 11:30, 18:30

Сколько: 70-200 грн. 


Травиата

Эта опера Верди, одна из самых популярных в мире, могла когда-то с треском провалиться на премьере. Может быть, зрителей шокировало то, что ее героиня была куртизанкой? Но, оказывается, в душе героини оперы, столько искренности и тепла, что она отдает его без остатка человеку, которого по-настоящему любит. Увы, счастье было так возможно.

В салоне парижской куртизанки Виолетты Валери веселый банкет. Виконт Гастон де Леторьер представляет Виолетте аристократа Альфреда Жермона, горячо влюбленного в нее. В честь Виолетты Альфред поет застольную песню, прославляющую всевластную любовь. Юноша признается в любви; Виолетту покоряет искренность его чувства. Но она знает: любовь не принесет ей счастья светское общество видит в ней только куртизанку.

Но Виолетта не хочет огорчать юношу и дарит ему цветок камелии в знак новой встречи. Она уже не в силах отречься от чувства, которое так неожиданно охватило ее. 

Альфред и Виолетта живут на вилле вдали от суетного мира. И все средства уже израсходованы. Альфред спешит в Париж, чтобы добыть деньги. Появляется отец Альфреда   Жорж Жермон. Виолетта рассказывает о своем счастье, о пылкой любви к Альфреду. Но старик приехал с требованием   влюбленные должны расстаться. Аристократический мир возмущен связью Альфреда с куртизанкой: это помешало браку Альфреда. Сдерживая боль, Виолетта дает обещание навсегда расстаться с Альфредом. Оставив любимому прощальное письмо, она уезжает в Париж. Не зная, что произошло, Альфред в отчаянии: он видит измену. Жермон уговаривает сына вернуться в родной дом.

Маскарад в парижском казино. Среди старых знакомых Виолетты уже известно: она возвращается в их круг. Здесь и Альфред, который надеется на встречу с Виолеттой. Она появляется в сопровождении барона Дюфоля. Виолетта взволнована – схватка между Альфредом и Дюфолем неизбежна. Она просит Альфреда покинуть казино. Тот обещает уйти, но только вместе с ней. Соблюдая слово, данное Жоржу Жермону, Виолетта отказывается. В пылу ревности Альфред бросает в лицо Виолетте деньги – плату за ее любовь. Все возмущены его поступком. Альфред принимает вызов барона на дуэль.

Угасает в тяжелом недуге Виолетта. Врач Гренвиль посещает ее. В открытое окно врывается шум карнавала. Из письма Жермона Виолетта узнает: барон ранен на дуэли; Жермон рассказал сыну всю правду, и вскоре Альфред приедет.

И хватит ли ей сил дождаться встречи с любимым? Встреча приносит минуту счастья. Появляется и старик Жермон, он осознал благородство Виолетты, силу ее чувства. Но поздно. Жизнь Виолетты обрывается.

Композитор: Джузеппе Верди

Продолжительность: 2 час. 40 мин.

Когда: 24 сентября, 18:30

Сколько: 70-200 грн.


Балет "Коппелия"

"Коппелия" Лео Делиба – одно из тех очаровательных творений, которые не теряют своего обаяния и по прошествии веков. С момента премьеры в далеком 1870 году этот балет присутствует в афише каждого уважающего классику театра. Успех "Коппелии" связан с несколькими причинами. Автору либретто Шарлю Нюитеру удалось извлечь из зловещего, наполненного мистицизмом литературного первоисточника (новеллы "Песочный человек" Э. Гофмана) комический и простодушный сюжет, в центре которого ссора и примирение влюбленных. Конечно, как и в любом сочинении, носящем гордое звание "классики жанра", в "Коппелии" можно усмотреть и оду женской изобретательности, и поучительную историю о том, что внешняя красота – не главное, и интересный театральный аттракцион с людьми, изображающими кукол, но главное не это. Ведь именно благодаря "Коппелии" Л.  Делиба называют реформатором балетной музыки наравне с П. Чайковским, а сам Чайковский справедливо говорил, что "такого изящества, такого богатства мелодий и ритмов, такой превосходной инструментовки в балете еще никогда не бывало".

Спектакль придется по душе и взрослым и детям. В нем, благодаря персонажам-куклам и виртуозным танцам живых героев, раскрывается яркий, изобретательный и полный неожиданностей фантастический мир загадочного мастера кукол Коппелиуса.

Композитор: Лео Делиб

Продолжительность: 2 час. 30 мин.

Когда: 25 сентября, 18:30

Сколько: 70-200 грн. 


Опера "Паяцы"

Неординарная постановка шедевра музыкального веризма, оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Великий тенор Энрико Карузо, который исполнял одну из главных партий оперы еще в ХIХ веке, признавался, что когда он поет знаменитую арию "Смейся, Паяц", у него из глаз текут настоящие слезы. Это действительно волнующая музыка, и потому опера Леонкавалло вот уже более 125 лет украшает афиши оперных театров мира.

Опера "Паяцы", премьера которой состоялась в Италии в 1892 году, уже через два года была представлена на харьковской сцене, почти одновременно с петербургской премьерой. В ХХ веке можно вспомнить харьковские постановки "Паяцев" на русском языке 1904, 1924, 1932, 1937, 1950, 1956 и 1982 годов (последняя постановка совпала с выходом в прокат экранизации оперы, которую сделал великий Франко Дзеффирелли).

Постановщики новой версии спектакля (оригинальный текст будет сопровождаться бегущей строкой на украинском) полностью переосмысливают хрестоматийную трактовку оперы, придумывают новое место действия, новые образные характеристики и биографии героев, то есть создают нестандартное драматургическое и художественное решение, которое наверняка заставит зрителей по-новому взглянуть на вечную историю любви, ревности и мести. Над постановкой согласилась работать известный художник-постановщик Наталья Кириллова-Арефьева ученица одного из самых крупных театральных художников ХХ века Валерия Левенталя. Подобно тому, как сам Р. Леонкавалло выступил в качестве либреттиста и композитора, так, впервые в Украине, две важнейшие для оперного спектакля функции – режиссера и дирижера-постановщика – совместила выпускница Национальной музыкальной академии Виктория Рацюк, которая занимает пост дирижера в ХНАТОБе.

Композитор и либретто: Руджеро Леонкавалло

Продолжительность: 1 час. 15 мин.

Когда: 26 сентября, 18:30

Сколько: 70-200 грн.


Спектакль "365"

Первый в Украине и один из немногих в мире проектов, представляющий собой гармоничное сочетание музыки Антонио Вивальди и Астора Пьяццоллы с современным пластическим театром.

Спектакль "365" — это совместный проект ХНАТОБа, одного из старейших музыкальных театров Украины, хранителя украинских оперных традиций, с известным харьковским независимым театром "Прекрасные Цветы", который за своё недолгое существование уже неоднократно представлял Украину на многочисленных международных фестивалях Европы и Латинской Америки.

Сам театр "Прекрасные Цветы" был основан выпускниками Харьковского университета искусств им. И. П. Котляревского. За счёт своего новаторского виденья и профессиональных особенностей "Прекрасные Цветы" сразу же стали одним из самых посещаемых театров в Харькове. Сейчас в их репертуаре пять спектаклей, которые выполнены в уникальном бессловесном жанре фанк-футуризм.

Композитор и либретто: Антонио Вивальди, Астор Пьяццола

Продолжительность: 1 час. 30 мин.

Когда: 27 сентября, 18:30

Сколько: 120-300 грн.


Балет "Мистерии Пандоры"

Сюжет мифа о прекрасной Пандоре, открытом ею ларце и последовавших за этим ужасах известен всем. Постановщики этого балета представляют свой вариант истории, для воплощения которой идеально подошла музыка великого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Во многом потому, что в основе его сочинений лежат именно мифологические сюжеты, наделенные глубоким философским смыслом.

Спектакль отличается интересными хореографическими решениями, яркими массовыми сценами, ансамблями и сольными номерами, в которых совмещается классическая хореографическая лексика с элементами танца-модерн и даже театра теней. Костюмы и сценография поражают размахом и изобретательностью: если одежду людей и некоторые одеяния жителей Олимпа вполне можно с удовольствием примерить на себя в обычной жизни, то костюмы фурий, привидений и остальных напастей словно сошли с полотен Босха, являются настоящим воплощением ночных кошмаров.

Использованный в спектакле видеоконтент создает особую атмосферу постапокалиптического мира спектакля, жанр которого авторы-постановщики потому и определяют, как балет-пророчество.

То, что миф о Пандоре не теряет актуальности со времен античности, наталкивает на печальные мысли о том, что человечество очень плохо учится на собственных ошибках. Но создатели спектакля смотрят в будущее оптимистично и настаивают на том, что надежда (которую символизирует главный герой Эльпис, храбрый возлюбленный Пандоры) остается всегда.

Композитор: Рихард Вагнер

Либретто: Антонина Радиевская, заслуженная артистка Украины

Продолжительность: 2 час.

Когда: 28 сентября, 18:30

Сколько: 80-300 грн.


Опера "Кармен"

Опера Ж. Бизе "Кармен" имеет беспрецедентную популярность вот уже без малого 150 лет. Её зажигательные мелодии: хабанера, куплеты тореадора, проникновенные лирические эпизоды (ария Хозе "с цветком" и другие) в музыкальном сообществе на слуху также, как самые популярные народные и эстрадные песни.

Сюжет оперы заимствован из одноименной новеллы французского писателя П. Мериме. Опытные литераторы А. Мельяк и Л. Галеви мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубив эмоциональные контрасты, создав выразительные образы, во многом отличные от их литературных прототипов.

Бизе воплотил замысел либреттистов с тонким чувством меры, при этом сочетая чувствительность, пыл и сильный аромат испанского фольклора – отчасти подлинного, отчасти сочиненного.

Трагедия происходит на фоне корриды, средь бела дня, когда от смерти негде спрятаться. Но от свободы, которая оборачивается трагедией, героиню отделяет сего один взмах острой навахи.

Композитор: Жорж Бизе

Либретто: Анри Мельяк, Людовик Галеви по одноименной повести П. Мериме

Язык исполнения: французский

Продолжительность: 3 час. 20 мин.

Когда: 29 сентября, 18:30

Сколько: 70-250 грн.