Олег Каданов и "Оркестр Че": "Мир в ожидании новой идеи"

Звучание группы поменяется, скорее всего, в электронно-электрическую сторону. Фото Олега Пальчика.

Звучание группы поменяется, скорее всего, в электронно-электрическую сторону. Фото Олега Пальчика.

Досуг и еда
20 января 2011 11:40
Автор: Евгений Стрельцов

С Олегом Кадановым, лидером группы "Оркестр Че", мы знакомы давно, и, к сожалению, давно не общались. За время "невстреч" в жизни "Оркестра" произошло много ключевых  событий. В начале декабря коллектив дал несколько больших концертов в Украине и России, выпустил мини-альбом, остался без узнаваемых всеми кларнетных пассажей Сергея Савенко. "Сова" (ник кларнетиста) улетел поближе к сольным проектам…

К Олегу у меня накопилось достаточно вопросов. А ему было о чем рассказать. Особенно накануне двух квартирников в Харькове, которые запланированы на 21 и 29 января.  Беседа вышла классически приятельской: неспешной, за кухонным столом, с чаем и сладостями.

Евгений Стрельцов: В анонсе я прочел, что на квартирнике ты сыграешь новые песни. О чем они? О чем вообще пишется сейчас?

Олег Каданов: Трудно определить, о чем пишется. То есть темы, идеи я не смогу озвучить. Это на интуитивном уровне. Разные осколки складываются — получается определенное панно. Для меня сейчас неинтересна связность, "сюжетность". Не знаю, хорошо это или плохо, но я все время возвращаюсь к ассоциативным штукам.

 

Олег Каданов и "Оркестр Че": "Мир в ожидании новой идеи" фото

Новые песни "Оркестра Че" с политикой никак не связаны.

Е. С.: Тебя тянет к экспрессионизму?

О. К.: Не знаю, как это определить — экспрессионизм, не экспрессионизм…

Е. С.: Но песни о чем-то? Они же не бессодержательны?

О. К.: Конечно, все, что вокруг — впитывается. Информация перерабатывается. Окружающая среда закладывает в меня свои коды. А я выдаю результат.

Е. С.: Хорошо. Допустим, нынешние социально-политические настроения влияют на тебя?

О. К.: Меня очень беспокоит то, что сейчас происходит. По большей степени в России. С Украиной все понятно: ситуация устаканилась, все куплено, проводится определенная политика. А в России — разброд и шатание.  Я думаю, сейчас многие на нее смотрят с надеждой. Что там произойдет — загадка.  Власть зашла в тупик, у народа терпение на исходе. Казалось бы, русские уже не способны на "беспощадный, суровый бунт". А ведь его предпосылки наметились. Раньше Россия вызывала во мне смущение, а теперь — надежду на внутреннюю свободу. Я думаю, что путинско-медведевский Колосс скоро завалится. Он крошится — в нем закончилась жизнь. Конечно "стремно", когда надвигаются такие большие перемены.

Е. С.: Тем более, что они надвигаются рядом с нами.

О. К.: Да-да. Тем более, что Янукович во многом берет пример с России. Дублирует ее политику. Все это выглядит очень смешно.

Е. С.: Злободневной темы миновать не удалось. Слишком политизировано сегодняшнее общество (общий смех).

О. К.: Да. Но мои новые песни с политикой не связаны. Вообще, сейчас мало пишу. На квартирнике, конечно, будут свежие песни. Кстати, позавчера буквально написал новую. Что-то внутри происходит непонятное… Наверное, кризис среднего возраста.

Е. С.: Ощущаешь в себе кризис?

О. К.: Очень большой кризис.

Е. С.: А в чем он выражается?

О. К.: (задумчиво) Кризис самоидентификации, прежде всего. А он влияет на отношение к окружающему миру. Путаница. Не могу разобраться, что к чему.  Поэтому и пауза в творчестве.

Е. С.: Так. Давай теперь о квартирнике. Еще в начале осени ты говорил, что  хочешь отказаться от квартирников в пользу выступлений полным составом. Почему передумал? Другая энергетика?

О. К.: Все-таки да. Квартирники дают очень теплый заряд. Это же камерная акция. В клубах другая энергетика возникает. А когда вокруг сидят люди, нет подзвучки, только акустическая гитара — в этом есть определенный кайф. Отказаться от него тяжело. Зрители придут, станут задавать вопросы. Общение… Интересно…

 

Олег Каданов и "Оркестр Че": "Мир в ожидании новой идеи" фото 1

В начале декабря коллектив дал несколько больших концертов в Украине и России, выпустил мини-альбом.

Е. С.: Может, решение сделать квартирник — поиск выхода из кризиса среднего возраста?

О. К.: Может быть (смеется), может быть.

Е. С.: Уход Совы как-то отразился или отразится на электрическом звучании группы? Замену не подыскиваешь?

О. К.: Замену не подыскиваю. Другого кларнетиста не возьмем. Если будем вводить музыканта, то с другим инструментом. Надеюсь, что уход Совы — не окончательное его решение, что это просто пауза. За годы между нами накопилось много разного. Пора было сбросить. Восемь лет вместе — это не мало. Мы же вдвоем начинали. У любого организма после определенного цикла начинается кризис.  Опять же, может быть кризис "Оркестра" связан с моим личным кризисом… Время пройдет, все станет на свои места.

А звучание группы, несомненно,  поменяется. Скорее всего, в электронно-электрическую сторону. Кларнет Совы живым выступлениям добавлял тепла. Не исключено, что, если он вернется, "Оркестр" снова придет к акустическому звучанию.

Я не хочу останавливаться на чем-то конкретно. Сегодня нравится одно, завтра другое. Как только творчество приобретает оконченную форму, оно окаменевает. Я не хочу к этому прийти.

Е. С.: А  какое музыкальное направление тебе сейчас интересно?

О. К.: Смешение рока с хип-хопом. Влияние Феничева (группа "2HCompany", — Е.С.) на меня — несомненно. Мне очень нравится то, что он делает — психоделический хип-хоп. Будем делать что-то в подобном направлении. Многим слушателям (с улыбкой), думаю, не понравится.

 

Олег Каданов и "Оркестр Че": "Мир в ожидании новой идеи" фото 2

"Оркестр Че" готовит два квартирника, которые запланированы на 21 и 29 января.

Е. С.: Теперь ты пользуешься синтезатором. Его слышно в песнях из последнего мини-альбома. Клавиши тебя сейчас больше увлекают, чем гитара?

О. К.: От гитары, конечно, не откажусь. "Синтюк" открыл мне новые грани в музыке. Возможно, это связано с механизацией жизни, глобализацией. Пожалуй, с этим резонируют  искусственные звуки. Я вообще хочу сделать электронно-акустическую программу, небольшой сольник. Чтобы там был микро Korg, акустическая гитара, шуршалки-шумелки, бэк-вокал и все. Минимализм такой. 

Е. С.: В следующем году "Оркестру Че" стукнет десть лет. Мотивы, по которым ты занимаешься музыкой, пишешь тексты,  остались те же, что и десять лет назад? Или изменились?

О. К.: Конечно, они изменились. Когда это все начиналось, определенных мотивов не было. Все происходило само собой, рядом были единомышленники. Никто не задумывался, зачем это и для чего.

Сейчас же эти вопросы весьма актуальны. Группа заработала определенное "имя". Есть свой круг слушателей, надо ему соответствовать. Не топтаться на месте, развиваться дальше. В связи с этим лишнее отсекается, самокритичность повышается. В общем, сложно. Сложно ответить на твой вопрос.

Е. С.: Тогда давай по-другому. Чего ты ожидал от музыки "тогда"?

О. К.: Конечно, тогда казалось, что мы "порвем" всех. Ты же помнишь, это было связано со всплеском популярности "5`nizzы". Был драйв, невероятное ощущение… свежего. А потом все как-то смялось, скомкалось, что ли…

Я понимаю, продолжая делать то, что мне интересно, мы ("Оркестр ЧЕ") никогда не станем популярными. Но в то же время у нас остается определенная публика. Она следит за нашим развитием. Это очень радует. 

Е.С.: А тогда, в начале, были герои, на которых хотелось равняться и быть такими же, как они?

О. К.: Да, конечно. Отчетливо помню группу "Ундервуд", тексты которой меня "порвали" на куски. Я поначалу вообще не понимал, о чем они поют. Меня поражали абсурдные миры, которые они создавали в своих текстах, отсутствие серьезного отношения к реализму. И в то же время в текстах говорилось о наболевшем. Насколько получалось, я подражал "Ундервуду". И еще хорошо помню второй альбом группы "Ван Моо". Это был стёб-панк-рок со странными текстами. Сначала группа меня раздражала, потом очень понравилась. Я понял, что хочу делать нечто похожее. 

Е. С.: Твои тексты пропитаны символами фантастических миров будущего. А вот будущее нашей страны ты представлял себе?

О. К.: К сожалению, Украина окончательно теряет лицо, как мне кажется. Страну пытаются вмонтировать в европейскую систему ценностей при полном отсутствии самоидентификации. Нам навязывается определенный образ. А где мы в этом "образе"?! Есть большая опасность раствориться и исчезнуть. Мне страшно думать о том, что будет дальше с Украиной. Она формально независима, но за независимостью нет никакого содержания. И это очень пугает. К тому же, нет лидера, который бы повел украинцев за собой. После "оранжевых пертурбаций" народ в политической жизни разочаровался, стал индифферентным. Его нельзя в этом винить. Просто после событий последних пяти лет к политике нельзя относиться иначе. Клоунада и только. А какой выход, я даже не знаю. Будем надеяться на появление адекватных людей в политике.

Е. С.: Андроиды часто становятся героями твоих песен. В Интернете уже появились статьи об успешных экспериментах по созданию человекороботов. Не страшно тебе оттого, что предсказания фантастов об искусственных людях сбываются?

О. К.: К сожалению, да. Меня пугает, что человека лишают его основной способности — выражать эмоции. Из-за hi-tech штучек сегодня мы лишены импровизации, выбора. Отдаемся во власть вещей, которые решают за нас "кто мы?", "что мы?", "что мы должны делать?" и "как поступать?". Возможность выбирать исчезает. А ведь выбор — важнейшее, что есть у человека. И эти разговоры о чипизации… Механизация жизни сильно угнетает.  И это не может не находить отклика в песнях.

Е. С.: Чья книга у тебя сейчас настольная?

О. К.: Медленно перечитываю Чаадаева. Кроме того, открыл недавно для себя такого русского мыслителя, как Лосский. Его, как и многих философов, выслали из страны после 1917 года. В его работах красной линией проходит мысль о том, что вера и любовь спасут Мир.

Кем для иностранцев был всегда русский? Балбес с широко распахнутой душой. Поэтому весь западный мир посматривает сейчас с надеждой в сторону России. От нее ожидают идею, которая сможет завладеть умами. Нынешнее время скупо на идеи. Кроме материализма людей ничего не занимает. Пустота. Все пытаются заполнить ее ненужными вещами, формальностями. Но этим пустоту не насытить. Это страшная обратная сторона капитализма: духовная убогость. Я очень надеюсь, что вскоре мы сможем дать Миру что-то новое.

Фото Олега Пальчика.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях