Новость - Досуг и еда - Будь начеку: харьковский юрист рассказал, как обсчитывают в ресторанах и пабах
Харьковский юрист Александр Зарайский в своем блоге рассказал о распространенных махинациях в заведениях общепита. Механизм обсчета, по его словам, состоит из нескольких приемов.
"Закос под стекло"
"Иногда, в зависимости от типа заведения, применяются только некоторые из них, но чаще всего эти приемы используются все вместе — так сказать, для получения максимального эффекта, – пишет Зарайский. – Самый первый способ применяется при продаже разливного (кегового) пива, и я его называю "Закос под стекло". Мы все привыкли, что если пересчитать на единицу объема (например, на 100 граммов), то пиво в бутылке 0,33 литра обычно стоит дороже, чем в таре 0,5 литра.
Как пример возьмем "Лефф": цена за 0,33 – 26 грн, соответственно, цена за 100 мл – 7,88 грн; цена за 0,5 – 35 грн, соответственно, цена за 100 мл – 7,00 грн.
Это характерно для всех абсолютно напитков — хоть вина, хоть водки, хоть коньяка.
И связано с тем, что доля стоимости тары при маленьких объемах для единицы налитого выше. С этим, кстати, связано и то, что зачастую кеговое пиво дешевле бутилированного.
Доля стоимости самого многократно используемого (например, 30-литрового) кега и налива туда, в пересчете на единицу объема, намного меньше, чем стоимость 60 стеклянных бутылок. А если добавить удобство и место, которое оно занимает при транспортировке, упаковку и маркировку бутылок, процент боя и т.д. и т.п…В общем, вы поняли".
Когда пиво в баре, пабе или ресторане наливается из кеги вам в бокал, уже никакие факторы не влияют на стоимость условных 100 мл пива. Бармену все равно, в какой бокал налить, — в 0,33 л или в 0,5 л, а официанту безразлично, какой вам принести. Ведь хозяин не платит бармену больше за то, что он наливает в 0,33 л, а официанту не доплачивает за то, что он несет вам более легкий бокал. Сам по себе бокал 0,33 л стоит меньше, чем бокал 0,5 л. Бьются они с одинаковой частотой и используются так долго, что их износ/амортизация в стоимости единицы напитка ничтожна. Однако большинство пабов, баров, кафе и ресторанов ставят цену за бокал пива объемом 0,33 литра (если пересчитать на 100 мл) больше, чем за бокал пива объемом 0,5 литра.
Давайте посчитаем:
35:500*100 = 7 грн
30:330*100 = 9 грн.
Как видите, продажа в бокалах 0,33 л дает этому заведению дополнительный заработок в 20 грн на 1 литре пива.
"Это делается из-за банальной жадности (желания заработать как можно больше) и благодаря тому, что, во-первых, мы привыкли к тому, что 0,33 л — дороже, а во-вторых, мало кто способен пересчитать это все в уме (да и вряд ли станет этим заморачиваться в пабе). Вместе с тем это банальный обсчет клиента, – рассказывает юрист. – И именно поэтому я практически никогда не заказываю пиво в бокале 0,33 л, даже если это "На дорожку". Уж лучше не допью. И да, в большинстве случаев бокалы в пабах/ресторанах/барах/кафе не 0,33 л, а всего лишь 0,3 литра! Так что в данном случае, это не только завышение цены, но еще и недолив".
Манипуляции с меню
Этот способ построен на нашей невнимательности и привычке к традиционным объемам. Сам по себе метод делится на "простой" и "сложный".
Простой — для самых невнимательных. Мы ведь все привыкли, что цена за крепкие напитки проставляется в меню за 100 или за 50 "граммов" (на самом деле — миллилитров). Кстати, в Правилах работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Минэкономики №219 от 24.07.2002, сказано то же самое:
"У меню зазначається… для алкогольних напоїв — ємність пляшки, ціна за пляшку, за 50 та 100 мілілітрів" (пиво — алкоголь, значит это и его касается).
Однако некоторые предприимчивые дельцы указывают цену за 25 и 50 мл, причем делается это не очень наглядно (и где-то в самом начале), чтобы осталось незамеченным. В результате этого клиент получает счет за алкоголь в 2 раза больше, чем планировал.
Некоторые хитро-осторожные указывают цену за 40 и 80 миллилитров, а в счет включается количество "порций". Так что клиент даже не замечает, что, заказав "два по сто", он на самом деле выпил меньше, а заплатил больше.
Второй, "сложный" способ, используется особо хитрыми дельцами. Он состоит в том, что за каждый отдельный вид напитка цена в меню указывается за разный объем. Например, в начале меню идет водка и указана цена за 50 миллилитров. Потом — коньяк, где цена указана уже за 40 мл, затем идет виски, где цена указана за 35 мл. Те же манипуляции проделываются с ликером, вином, шампанским и т.д.
Это рассчитано на то, что клиент, глянув в начале, что цена за 50 мл, уже не будет дальше присматриваться, за какой объем выставлен ценник на других напитках. В таком случае в счете опять-таки указываются "порции" — и в лучшем случае клиент, заказав "два по пятьдесят" коньяка, получит счет за 2 порции по 40 мл, а в худшем — ему действительно принесут 100 мл коньяка, но заплатит за них он больше, чем изначально предполагал и рассчитывал.
Отдельно стоит отметить, что довольно часто такие манипуляции "объем-цена" также вызваны желанием спровоцировать клиента на покупку "дешевого" алкоголя. Посетитель видит цену виски 50 грн и, вспомнив, что в другом заведении он стоит 65 грн, делает заказ ("Смотри-ка, дешевле, чем везде…"), не особо присматриваясь к тому, что эта цена выставлена за меньший объем.
Подмена
"Тут, я думаю, всем понятно: это когда ты заказываешь "соточку" "Реми Мартан", а тебе в бокале приносят Таврию VS. То же самое часто проделывается и с водкой, и вином, и даже с пивом, – пишет Зарайский. – Весь расчет на то, что, не будучи экспертом, вы вряд ли сможете отличить напиток более низкого класса от более высокого. Зачастую это проделывается с уже подвыпившими клиентами, но самые упоротые заведения "экспериментируют" и на трезвых, особенно если их внешний вид (на взгляд персонала) никак не говорит о том, что они регулярно пьют "Реми Мартан".
Недолив
Он практикуется не только с коктейлями, но и вообще со всем алкоголем — и рассчитан на то, что, когда напиток налит в бокал, рюмку или даже графин, но достаточно сложной формы, то практически никто не сможет определить "на глаз", сколько же там налито.
В результате этого разницу в 5-10-20-30-50 миллилитров (в зависимости от напитка и заказанного количества) никто и не заметит. Занимаются таким бармены как по собственной инициативе, так и по указанию руководства. К сожалению, избежать такого "развода" практически невозможно, если только не носить с собой мерный стакан.
СМОТРИ ЕЩЕ:
Нетривиальный Харьков: куда сходить, чтоб не "попса"
Пора по пабам: где в Харькове выпить живого и крафтового пива
Италия с доставкой на дом: где и почем в Харькове можно заказать пиццу
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram