Наш планетарий гордится пришельцами и обсерваторией

Гуманодиды обитают в переулке Кравцова. Фото: сайт Харьковского планетария.

05 ноября 2013 09:05

Пять лет назад при планетарии был открыт уникальный музей уфологии, где экспонируются не просто образцы, рассказывающие о великих космонавтах и истории космонавтики, но и сведения об аномальных зонах планеты, послания землян другим цивилизациям, метеориты, астрономические данные о возможности жизни в других мирах, наблюдения летчиков и космонавтов, снимки NASA. Здесь можно увидеть впечатляющие четырехметровые фигуры пришельцев, модели летающих тарелок, сделанные на основе свидетельств очевидцев, и фотографии НЛО.

- Создание музея для нас было очень смелым решением, - считает директор Харьковского планетария Галина Железняк. - На сегодняшний день астрономия и космонавтика позволяют говорить о том, что вне Земли тоже может быть жизнь. К тому же тема поисков жизни во Вселенной пользуется невероятным успехом у всех посетителей планетария. Кстати, второго такого музея нет не только в Украине, но и во всей Европе.

Обладает собственной обсерваторией

- Из десятка планетариев, расположенных на постсоветском пространстве, очень мало учреждений, где есть собственная обсерватория, которая у нас работает с 1957 года, - не скрывает гордости Галина Васильевна. - В Украине таких планетариев больше нет. В определенные дни наши посетители вместе с сотрудниками могут проводить реальные астрономические наблюдения.

Кстати, самая высокая точка планетария - купол телескопа Meniscas фирмы "Карл Цейсс Йена", с помощью которого харьковчанам и гостям города и демонстрируются регулярно небесные светила.

Создали "марсианскую комнату"

Если вы мечтаете ступить на поверхность "красной" планеты, вы это запросто можете сделать… в Харьковском планетарии.

- У нас есть "территория Марса", или "марсианская комната", - интригует Железняк. - В этом помещении воссоздана поверхность загадочной красной планеты, на которую человек только планирует полететь. Посетители могут представить, что они уже примарсились, увидели красную поверхность каменистой планеты и даже наблюдали марсоход.

Космонавты - нередкие гости

Харьков - уникальный город, в котором более 30-ти предприятий внесли свой неоценимый вклад в освоение космоса.

- Благодаря этому выдающиеся ученые и настоящие космонавты - достаточно частые гости планетария, - улыбается Галина Васильевна. – Так, в этом году у нас побывал Салижан Шарипов, который в 1998 году совершил своей первый космический полет на корабле Endeavour продолжительностью 8 дней 19 часов 46 минут 54 секунды. А во второй раз он отправился в космос в качестве командира космического корабля "Союз ТМА-5" и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года.

В тему

Здание синагоги присмотрел академик Барабашов

Здание в переулке Кравцова специально перестроили под планетарий в послевоенное время. Изначально здесь была синагога, построенная в 1910-х годах. Во время войны здание было полуразрушено, 14 лет простояло пустым, а в 50-х годах прошлого века его присмотрел… академик Барабашов.

- Тогда еще здание было одноэтажным, а в 1954 году, когда стал вопрос о создании планетария, здесь достроили еще три этажа, расположив на самом верху башню с телескопом, - вспоминает директор планетария. - В итоге к зданию пристроили фасад с колоннами, возвели два дополнительных этажа и обсерваторию. Открыли планетарий 21 апреля 1957 года.

С первых дней работы лекторского коллектива планетария их работой руководил Ученый совет, первым руководителем которого стал академик Барабашов. Кстати, самой популярной программой до наших дней остается "Прогулка по небу".

Надежда ШОСТАК, КП - Харьков