http://pizzaa.org.ua
Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото. Именовалось это топкое место Архиерейской левадой. В ее восточной части, там, где ныне площадь граничит с улицей Красноармейской, росла шелковичная плантация.
Цивилизация добралась сюда по рельсам в шестидесятые годы ХІХ века, когда через город проложили Курско-Харьковско- Азовскую железную дорогу. 22 мая 1869 года на Харьковский вокзал прибыл первый поезд, а с 6 июля 1869 года началось регулярное движение поездов.
Первое здание вокзала (1869-1901 г.). Фото skyscrapercity.com. |
Первое здание вокзала на Архиерейской леваде построили по проекту архитектора А. Тона в 1869 году. Поначалу его пропускной способности вполне хватало, но количество проходящих через вокзал поездов увеличивалось с каждым годом. Поэтому вскоре было решено его расширить — процесс реконструкции длился с 1896-го по 1901 год.
После реконструкции архитектором Цауне 1901 год. Фото skyscrapercity.com. |
Обновленный Южный вокзал, спроектированный архитекторами И. Загоскиным и Ю. Цауне, стал одним из крупнейших в Российской империи. Он насчитывал 7 крытых платформ, на которые прибывали транзитные поезда. К торцу вокзала подходили 4 ветки для принятия пассажирских составов местного формирования. Над центральной частью здания, в которой размещался большой зал, возвышался роскошный купол. В таком виде этот архитектурный комплекс просуществовал четыре десятилетия. Но в годы Великой Отечественной войны он был разрушен почти до основания. До наших дней от старого Южного вокзала сохранилось лишь его южное крыло.
Сейчас вокзал — одно из красивейших харьковских строений. Фото: homo-creativus.info |
В остальном же современное здание — детище архитекторов Г. Волошина, Б. Мезенцева и Е. Лымаря. Его отстроили к ноябрю 1952 года. И сейчас вокзал — одно из красивейших харьковских строений сталинской эпохи, запоминающееся характерными башенками и портиком, который поддерживают 10 колонн из белого инкерманского камня. На портике, украшенном архитектурной лепкой и бронзовым литьем, установлены скульптурные группы.
Герой романа И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев" — отец Федор. Фото из архива КП. |
В конце 1970-х — начале 1980-х после очередной реконструкции с южной стороны вокзала появилась пристройка кассового зала и высотка гостиничного корпуса. А в 2001 году первую платформу вокзала украсил памятник герою бессмертного романа И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев" — отцу Федору. Хоть он отстал от поезда не в Харькове, а в Попасной Луганской области, но наш город все же посетил.
Здание Управления Южной железной дороги. Фото: homo-creativus.info |
Перпендикулярно вокзалу высится каменное здание Управления Южной железной дороги. Эта яркая архитектурная жемчужина Харькова была построена в 1912 —1914 годах в стиле неоклассицизма архитекторами А. Дмитриевым и И. Ракитиным. Полезная площадь одного из самых больших дореволюционных зданий Первой столицы — более 30 тысяч квадратных метров.
До возведения собственного здания службы Управления ЮЖД были разбросаны по двум десяткам арендованных помещений. Это не только мешало слаженной работе, но и подрывало деловую репутацию солидного учреждения: оборот ЮЖД накануне Первой мировой войны составлял 62 млн (!) царских рублей в сутки.
С момента сдачи в эксплуатацию и поныне здание Управления ЮЖД восхищает и своими масштабами, и совершенством форм. Четыре корпуса снаружи и еще три внутри: два продольных и один поперечный. Углы увенчаны пологими куполами. Вход украшают спаренные колонны.
Возле северной части Управления находится один из входов на станцию метро "Южный вокзал". Это первенец харьковского метростроя: в июле 1968 года здесь заложили первый ствол подземки.
Здание бывшего Главпочтамта. Фото: homo-creativus.info |
Со стороны другого входа в метро, на северной части площади, красуется еще один памятник архитектуры — здание бывшего Главпочтамта. Сейчас в нем расположено отделение связи № 52 и Харьковская дирекция УГППС "Укрпочта". Автор проекта, архитектор А. Мордвинов, возвел здание(1927–1929) в духе того времени. Желез бетонные конструкции, ленточные окна, плоская крыша — одним словом, сплошной конструктивизм. Но с изюминками: на башне здания есть странные маленькие балкончики — они предназначены не для людей, а для почтовых голубей.
Строили тогда хоть и быстро, но качественно. А еще — очень красиво. Всего лишь год (с 1926-го по ноябрь1927-го) понадобился, чтобы с восточной стороны площади, лицом к главному фасаду вокзала, вырос элегантный гигант — корпус жилого дома для работников ЮЖД. До этого на его месте несколько десятилетий шумел бойкий привокзальный рынок. Спроектировал монументальное строение выдающийся архитектор — академик Алексей Бекетов.
Фонтан на привокзальной площади. Фото из архива КП. |
В центре площади харьковчан и гостей Первой столицы радует самая молодая привокзальная достопримечательность — сквер, созданный на рубеже тысячелетий силами сотрудников Южной железной дороги. Прежде на его месте парковались такси. Теперь же благоухает ухоженный оазис с клумбами, аллеями, скамейками и фонтанами, а зимой — с новогодней елочкой и кружащим вокруг нее паровозиком.