Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото

http://pizzaa.org.ua

http://pizzaa.org.ua

Досуг и еда
26 июля 2012 15:52
Автор: Надежда Степанчик

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото. Именовалось это топкое место Архиерейской левадой. В ее восточной части, там, где  ныне площадь граничит с улицей Красноармейской, росла шелковичная плантация.

Цивилизация добралась сюда по рельсам  в шестидесятые годы ХІХ века, когда через город проложили Курско-Харьковско- Азовскую железную дорогу.  22 мая 1869 года на Харьковский вокзал прибыл первый поезд, а с 6 июля 1869 года началось регулярное движение поездов.       

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото

Первое здание вокзала (1869-1901 г.). Фото skyscrapercity.com.

Первое здание   вокзала   на   Архиерейской леваде построили по проекту архитектора А. Тона в 1869 году. Поначалу его пропускной способности вполне хватало, но  количество проходящих через вокзал поездов увеличивалось с каждым годом. Поэтому вскоре было решено его расширить — процесс реконструкции длился с 1896-го по 1901 год. 

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото 1

После реконструкции архитектором Цауне 1901 год. Фото skyscrapercity.com.

Обновленный Южный вокзал, спроектированный архитекторами И. Загоскиным и Ю. Цауне, стал одним из крупнейших в Российской империи. Он насчитывал  7 крытых платформ, на которые прибывали транзитные поезда. К торцу вокзала подходили 4 ветки для принятия пассажирских  составов местного формирования. Над центральной частью здания, в которой размещался большой зал, возвышался роскошный купол. В таком виде этот архитектурный комплекс просуществовал четыре десятилетия. Но в годы Великой Отечественной войны он  был разрушен почти до основания. До наших дней от старого Южного вокзала сохранилось лишь его южное крыло.

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото 2

Сейчас вокзал — одно из красивейших харьковских строений. Фото: homo-creativus.info

В остальном же современное здание — детище архитекторов Г. Волошина, Б. Мезенцева и Е. Лымаря. Его отстроили к ноябрю 1952 года. И сейчас вокзал — одно из красивейших харьковских строений сталинской эпохи, запоминающееся характерными башенками и портиком, который поддерживают 10 колонн из белого инкерманского  камня. На портике, украшенном архитектурной лепкой и бронзовым литьем, установлены скульптурные группы.

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото 3

Герой  романа И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев" — отец Федор. Фото из архива КП.

В конце 1970-х — начале 1980-х после очередной реконструкции с южной стороны вокзала появилась пристройка кассового зала и высотка гостиничного корпуса. А в 2001 году первую платформу вокзала украсил памятник герою бессмертного романа И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев" — отцу Федору. Хоть он отстал от поезда не в Харькове, а в Попасной Луганской области, но наш город все же посетил.

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото 4

Здание Управления Южной железной  дороги. Фото: homo-creativus.info

Перпендикулярно   вокзалу высится  каменное здание Управления Южной железной   дороги.   Эта   яркая   архитектурная жемчужина Харькова была построена в   1912   —1914   годах   в   стиле   неоклассицизма    архитекторами  А.  Дмитриевым и И. Ракитиным. Полезная площадь одного из самых больших дореволюционных зданий Первой столицы — более 30 тысяч квадратных метров.

До   возведения   собственного   здания службы Управления ЮЖД были разбросаны по двум десяткам арендованных помещений. Это не только мешало слаженной работе, но и подрывало деловую репутацию солидного учреждения: оборот ЮЖД накануне Первой мировой войны составлял 62 млн (!) царских рублей в сутки.                      

С момента сдачи в эксплуатацию и поныне здание Управления ЮЖД восхищает и своими масштабами, и совершенством форм. Четыре корпуса снаружи и еще три   внутри: два продольных и один поперечный. Углы увенчаны пологими куполами.  Вход украшают спаренные колонны.   

Возле   северной   части   Управления   находится один из входов на станцию метро          "Южный вокзал". Это первенец харьковского метростроя: в июле 1968 года здесь          заложили первый ствол подземки.     

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото 5

Здание бывшего  Главпочтамта. Фото: homo-creativus.info

 Со стороны другого входа в метро, на северной части площади, красуется еще один          памятник архитектуры — здание бывшего  Главпочтамта. Сейчас в нем расположено           отделение связи № 52 и Харьковская дирекция УГППС "Укрпочта". Автор проекта,           архитектор А. Мордвинов, возвел здание(1927–1929) в духе того времени. Желез бетонные конструкции, ленточные окна, плоская крыша — одним словом, сплошной конструктивизм. Но с изюминками: на башне здания есть странные маленькие балкончики — они предназначены не для людей,  а для почтовых голубей.                       

Строили тогда хоть и быстро, но качественно. А еще — очень красиво. Всего лишь год (с 1926-го по ноябрь1927-го) понадобился, чтобы с восточной стороны площади, лицом к главному фасаду вокзала, вырос элегантный гигант — корпус жилого дома для работников ЮЖД. До этого на его   месте   несколько   десятилетий   шумел бойкий привокзальный рынок. Спроектировал монументальное строение выдающийся архитектор — академик Алексей Бекетов.

Двести лет назад на месте Привокзальной площади было... непролазное болото фото 6

Фонтан на привокзальной площади. Фото из архива КП.

В центре площади харьковчан и гостей Первой   столицы   радует   самая   молодая привокзальная достопримечательность — сквер, созданный на рубеже тысячелетий силами сотрудников Южной железной дороги. Прежде на его месте парковались    такси. Теперь же благоухает ухоженный оазис с клумбами, аллеями, скамейками и фонтанами, а зимой — с новогодней елочкой и кружащим вокруг нее паровозиком. 

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях