Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей

Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей

Автор: Калениченко Ольга

В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВЫ РАЗБИЛИ ИЛИ ИСПОРТИЛИ ЧТО-ТО С ПРИЛАВКА? Случаи, когда в торговом зале у покупателей выскальзывает из рук товар в стеклянной таре, нередки, - рассказывает эксперт по защите прав потребителей совместного проекта ЕС-ПРООН "Сообщество потребителей и общественных объединений" Наталия Бородачева. - В большинстве крупных столичных супермаркетов вышеописанные ситуации разрешаются в пользу потребителя, от которого не требуют оплаты еще не купленного товара, применяя нормы потерь и списания товара. В тех случаях, когда работники торговли вынуждают вас внести плату за товар, сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на возможные обвинения и оскорбления в ваш адрес. Помните, что ваши права защищены законом, в котором говорится, что "продавец обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или не нужного ему ассортимента". Случайно разбитый товар не был вашим выбором.

Кроме того, запрещается требовать оплату продукции, предоставленной продавцом, если потребитель не давал прямого согласия на ее приобретение.

Если ваши устные аргументы не возымели действия, пишите заявление на имя руководителя торгового предприятия с просьбой не предъявлять к вам требования об уплате за разбитый товар на основании Закона Украины "О защите прав потребителей". Проследите за регистрацией поданного вами документа. И можете спокойно идти домой. Если магазин и впредь будет донимать вас требованиями об уплате за товар, обратитесь с заявлением в местное управление по вопросам защиты прав потребителей...

В случае, когда вас не выпускают из магазина, требуя деньги за товар, звоните в милицию (на всякий случай забейте в телефон номер регионального представительства Общества прав потребителей).

КАК ВЕРНУТЬ ТОВАР В МАГАЗИН? В течение 14 дней можно вернуть любой товар, который не попадает в список тех, которые не подлежат возврату и обмену. Главное, чтобы его товарный вид не пострадал. Более того, в магазин можно отнести даже неисправную вещь.

- С письменным заявлением, с указанием того, что именно не работает, вы можете отдать товар продавцу, - говорит эксперт по защите прав потребителей Наталия Бородачева. - И дальше с сервисным центром пусть работает он. Если по истечении 14 дней недостаток в товаре не устранен, то превышение этого срока дает вам право требовать возврата денег или замены товара.

На основании Закона Украины "О защите прав потребителей" вы имеете право потребовать за каждый день задержки ремонта пеню в размере 1% от стоимости товара. Поэтому нужно изначально указывать в заявлении дату, когда вы передали товар в магазин. Писать заявление нужно в двух экземплярах: один отдаете работнику магазина, а на вашем экземпляре он указывает, что получил такое же заявление. Делается это для того, чтобы обезопасить себя от утверждений, что вы к продавцу не обращались.

ЧТО НЕ ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ? Фотопленки, фотопластинки, фотографическая бумага; корсетные товары; парфюмерно-косметические изделия; пухоперовые изделия; детские игрушки мягкие; детские игрушки резиновые надувные; зубные щетки; мундштуки; помазки и аппараты для бритья; расчески, гребешки и щетки массажные; сурдины (для духовых музыкальных инструментов); скрипичные "подбородки"; перчатки; ткани; тюлегардинные и кружевные полотна; ковровые изделия метражные; белье нательное и постельное; чулочно-носочные изделия; товары в аэрозольной упаковке; печатные издания; металлопрокат, пиломатериалы, плинтусы и наличники, плитные материалы и стекло, нарезанные или раскроенные под размер, определенный покупателем (заказчиком); аудио-, видеокассеты, диски для лазерных систем считывания с записью; парики; товары для младенцев; инструменты для маникюра, педикюра; ювелирные изделия.

Сократился срок гарантии на обувь. С 1 января 2010 года уменьшился гарантийный срок использования обуви. Его сократили до 30 дней. Конечно, производитель имеет право продлить этот срок, но, учитывая украинские реалии, этого ожидать не стоит.

Ранее гарантийный срок зависел от вида обуви и материала, из которого была сделана подошва, и для некоторых типов обуви он составлял 80 дней.

О некачественных товарах можно узнать в Интернете. Чтобы побольше узнать о некачественной и опасной продукции, можно обратиться к опыту Евросоюза. Там уже шестой год работает система RAPEX, предупреждающая потребителей о некачественной продукции, просочившейся на прилавки стран ЕС (большинство из них попадают и в Украину). На сайте этой организации www.ec.europa.eu/rapex еженедельно публикуется список товаров, которые в Европе признаны опасными для здоровья. Например, в последнем выпуске (от 12 марта) было представлено 34 позиции - в основном это детские игрушки и детская одежда. Просмотрев список, даже без знания английского языка можно узнать, какие бренды лучше обойти стороной.

Есть там и электроника. Например, по результатам последнего исследования, очередной китайский клон телефона iPhone под брендом Luxphone 8000 был признан опасным. Владельцы модели рискуют получить удар током или устроить дома пожар. Продавать в ЕС эту модель запретили.

Главное Харьковское областное управление по защите прав потребителей

61022 г. Харьков, ул. Сумская,45, E-mail: zps@aviti.net , факс: (057) 700-39-68, 700-39-65