Весенний паводок угрожает Харькову не только подтоплением, а еще и испорченной питьевой водой

Автор: Калениченко Ольга

На одну только Сумскую пошло 5 тонн соли. Этой снежной и холодной зимой в городе использовано рекордное количество соли и песка. Пресс-служба мэрии дает такие цифры: начиная с первого ноября 2009 года на дороги в Харькове высыпали 35 тысяч 704 кубометра песчано-солевой смеси и 5 тысяч 131 тонну соли. Это в три раза больше, чем в прошлые годы. В некоторых местах за одну ночь техника посыпала дороги песчано-солевой смесью по три-четыре раза, - говорил после особо масштабного снегопада в феврале замдиректора Департамента строительства и дорожного хозяйства Геннадий Кунда.

Конечно, это позволило зимой обеспечить безопасность передвижения городского автотранспорта, однако в перспективе столь активная борьба со снегом на проезжей части негативно скажется на харьковской экологии.

Неубранный к весне песок при ветреной погоде поднимается в воздух и может ухудшить состояние здоровья людей, подверженных астме говорят аллергологи.

Лишь некоторые стоки из городской ливневки попадают на очистные сооружения, большая же их часть прямиком - без всякой фильтрации - отправляется в харьковские реки.

- Уловители для стоков из ливневой канализации сооружаются, есть и построенные, но процесс идет постепенно, - объясняет директор КП "Комплекс по эксплуатации объектов водопонижения и ливневой канализации" Александр Докучаев.

По словам начальника городского управления экологии Виктории Богатырь дорожный смет, попадающий в воду, создает очень большую проблему для наших рек.

- К сожалению, песок убирается не так быстро и не с такой тщательностью, как того хотелось бы, - говорит специалист. - Убирать его мешает качество наших дорог, да и припаркованные машины. Поэтому в период дождей большая часть этого смета попадает в канализацию, а оттуда - в воду. Наши реки медленнотекущие, и твердые частицы с городских магистралей, попадая в воду, практически тут же оседают, образуя целые островки. Песок смешивается с донными отложениями, островки зарастают камышом... С одной стороны водная растительность способствует самоочищению воды, с другой - количество и объем этих наносов гораздо больше, чем необходимо реке.

Кроме того, вместе с песком в реки смываются и другие загрязняющие вещества. По словам Олега Перегона, пресс-секретаря экологической группы "Печенеги", это, считай, вся таблица Менделеева.

- Во всем мире давным-давно дороги обрабатываются таким составом, который не наносит ущерба окружающей среде, - говорит эколог. - У нас же это традиционные соль и песок. Да и вообще, если пройтись сетью по реке, туда попадется 100 бутылок, тысяча полиэтиленовых пакетов! Микрочастицы пластика внедряются в ткани рыбы, потом ее едят люди.

В то же время коммунальщики уверяют: воду из рек очищают хорошо.

- Каждый год в период паводка мы принимаем дополнительные меры для того, чтобы вода в кранах отвечала ГОСТу, - рассказали в пресс-службе КП "Вода". - Мы берем пробы каждый час, используем дополнительную фильтрацию, хлорирование. Как дополнительные меры, советуем потребителямотстаивать воду в посуде с широким горлышком и кипятить не менее трех минут.

По словам коммунальщиков, вода, поставляемая предприятием, чище, чем родниковая.

Что касается соли, то специалисты говорят: она на качество воды не влияет. Мониторинг показывает, что в городских водоемах нет превышений по хлору или натрию. Но вот городские деревья от соли могут пострадать серьезно.

- Когда мы высыпаем на дорогу песчано-солевую смесь, то могут пострадать деревья, растущие на обочине, - объясняет Виктория Богатырь. - С брызгами от автомобилей соль попадает на обочину, а затем впитывается в почву. В земле образуется повышенное содержание хлора, гиперхлороз, и иногда деревья от этого очень страдают. Конечно, я не могу сказать, что деревья гибнут, но, тем не менее, это для них не полезно.

Подобные неприятности в Харькове происходят из-за того, что дорожные работы не согласованы с экологическими службами и теми, кто ухаживает за зелеными насаждениями города, говорит Олег Перегон. По его словам, именно соль может быть той причиной, из-за которой деревья высыхают и иногда неожиданно падают на проезжую часть.

В странах Европы и Америки последние несколько десятилетий используются современные противогололедные реагенты, по химическому воздействию менее вредные, чем обыкновенная соль.

- Но это очень дорогое удовольствие, - говорит завкафедрой строительства и эксплуатации дорог автодорожного университета Валерий Жданюк. - Но в городском бюджете объем финансирования и содержания автомобильных дорог настолько мал, что денег хватает только на техническую соль.