Харьков в последние годы активно меняет свой облик, буквально на глазах хорошеет и благоустраивается. Чиновники гордо говорят, что это "лучший город для жизни". Конечно, за последние годы было сделано многое, но еще есть проблемы, которые делают жизнь горожан менее комфортной.
Обновить общественный транспорт
Типичный харьковский трамвай.
Общественный транспорт, вне всякого сомнения, играет очень большую роль в жизни любого крупного города. Вряд ли найдется человек, который ни разу не садился в битком набитый трамвай, не догонял уезжающую маршрутку или не спускался в подземелья метро.
Смотреть и пользоваться устаревшим подвижным составом трамваев и троллейбусов уже нет никаких сил. Самая главная задача - это покупка современных трамваем и троллейбусов. Городу необходим новый, быстрый и современный общественный транспорт, который бы ходил по расписанию, отапливался зимой и был прохладным в летний зной.
Определенные подвижки в этом вопросе есть: город купил новые троллейбусы перед Евро 2012 и продложает покупать б\у трамваи из Чехии. Однако, в то время, как во всем мире ездят на низкопольных агрегатах, мы покупаем старые высокие вагоны, недоступные для мамы с коляской или инвалида.
Новенький троллебус.
Если сделать общественные транспорт чистым и быстрым, то люди предпочтут его, а не личный автомобиль и пробки. Впрочем, зная наш менталитет так просто ничего не получится и из этого вытекает следующий шаг.
Закрыть въезд в центр и сделать платные парковки
Такой центр Львова. Фото с сайта vk.com/live_ukr
В городе главными должны быть пешеходы, а не машины. У нас же на центральных улицах пешеходам отдано не больше 20% пространства, а все остальное занимают машины — движущиеся или припаркованные. Разгрузить центр можно, если запретить туда въезд или сделать его платным. Тогда человек трижды подумает, на чем ему лучше поехать - на машине или на метро. Благо, центр в Харькове не большой, все находится в шаговой доступности, а четыре станции метро позволяют подъехать максимально близко к нужной точке.
А так выглядит центральная улица Харькова.
Парковка в центре должна быть только платная. За нарушение правил парковки – штраф, а лучше эвакуация на штрафстоянку, расположенную где-нибудь в районе окружной. Вот когда, возможно, нарушители поймут, что постоять в неположенном месте - дорого.
А если уж так лень идти пешком, можно взять на прокат велосипед - и это следующий шаг
Построить велосипедные дорожки
Городские власти в конце прошлого года вроде бы озвучили планы по созданию сети велодорожек, но дальше нескольких "круглых столов" дело не пошло. Потом грянула революция и про это дело все забыли. А между тем велосипед - отличное средство для передвижения по городу При современном выборе спецодежды для покатушек, ездить на двухколесном транспорте можно даже зимой. В конце-концов, Харьков - не Заполярье.
Европейская велодорожка. Фото Ильи Варламова.
Необходимо разметить и замостить велодорожки, создать свод ПДД для велосипедистов, автоматические пункты проката велосипедов, как в европейских городах. Они должны находиться возле каждой узловой остановки общественного транспорта и быть охраняемыми.
Однако, опыт европейских городов показывает, что просто сделать дорожку недостаточно, необходимо привить культуру пользования. В первую очередь - пешеходам и автомобилистам. Так что процесс это длительный и требующий внимательной проработки со стороны градостроителей и ГАИ.
Попутно, создание велосипедной инфраструктуры должно решать и другую проблему.
Создать безбарьерное пространство
Пока наши автомобилисты по хамски ведут себя, паркуясь где угодно, а велосипедисты робко пытаются отвоевать хоть какие-нибудь права, про инвалидов и молодых мам все вообще не вспоминают.
В современной Европе значительные усилия направлены на то, чтобы сделать жизнь инвалидов комфортнее. Переходы и светофоры, оборудованные звуковыми сигналами, оснащенные пандусами автобусы, специальные лифты и туалеты, продублированные азбукой Брайля, надписи в меню и многие другие меры делают городскую среду доступной практически для любого человека. К сожалению, у нас о такой заботе можно только мечтать.
Сегодня в Харькове пандусами и лифтами худо-бедно оснащен ряд административных учреждений. Однако о доступе в другие места инвалидам – особенно колясочникам – можно только мечтать.
Например, спуститься и подняться в переход метро инвалид может только чудом или с помощью других людей.
На многих улицах нужно расширить тротуары и уменьшить количество полос для машин. Сами тротуары должны стать удобнее, на них должны появиться деревья, "карманы", в которых будут стоять скамейки, кафе должны выставлять летние площадки, чтобы людям хотелось остановиться и выпить чашечку кофе, чая или чего покрепче — тогда жители города будут передвигаться пешком не только тогда, когда в этом возникает необходимость, а потому что им будет это нравиться.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА: