Как известно, у нас есть две беды: дураки и дороги. А когда они превращаются в одно целое - дураки на дорогах, то хоть святых выноси. Кто из водителей не нарекал на "дорогу построить не могу", "тут танкам только ехать", "у меня огород ровнее". Но помимо психологического дискомфорта эти беды могут принести и вполне конкретный материальный ущерб. Что делать, если разбил машину в яме - рассказал юрист Руслан Исмаилов.
Шаг 1. Первые действия водителя при ДТП описаны Правилами дорожного движения. В первую очередь, необходимо остановиться, включить "аварийку" и установить знак аварийной остановки. Не стоит перемещать автомобиль. Вызовите скорую помощь и окажите первую помощь пострадавшим, если они есть. После этого вызовите ГАИ и зафиксируйте обстоятельства аварии, запишите контакты очевидцев ДТП (если таковые есть) – все это потом поможет в ходе разбирательства.
Шаг 2. До приезда сотрудников ГАИ тоже надо не сидеть сложа руки – наши сотрудники жезла не торопятся на место событий, а поэтому можно спокойно собрать как можно больше доказательств плохого качества дороги. Эти данные понадобятся для составления административного протокола. Лучший способ фиксации – это фото- и видеосъемка. Если в машине есть видеорегистратор – отлично, запись с него может послужить надежным доказательством в суде. Можно воспользоваться камерой мобильного телефона, планшета, фотоаппарата.
Шаг 3. После приезда ГАИ подробно расскажите им о случившемся и проследите, чтобы все детали были зафиксированы в протоколе и схеме ДТП. На схеме ДТП обязательно должны быть отображены дорожные условия, размеры участков с разным состоянием дорожного покрытия; размеры и размещение дефектов. Если какие-либо детали сотрудник ГАИ не отображает (или не хочет отобразить), то необходимо обязательно указать это в ваших письменных замечаниях к схеме и протоколу ДТП.
Будь в курсе!
Требуйте чтобы сотрудники ГАИ вызвали представителей дорожной службы. Согласно п.11 Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны (утверждены постановлением Кабмина от 30.03.1994 N198), дорожно-эксплуатационные организации обязаны вместе с ГАИ принимать участие в осмотре мест ДТП для определения дорожных условий. Если соответствующее должностное лицо не вызывалось или не прибыло к месту происшествия, укажите это в замечаниях к протоколу ДТП. Самое главное, протокол должен быть оформлен на месте ДТП, а в качестве причины происшествия должно быть указано состояние дорожного покрытия. (ДТП или повреждение авто произошло вследствие плохого состояния дороги)!
Протокол должен быть составлен по ч. 4 ст.140 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУаП). Эта статья предусматривает ответственность должностных лиц дорожно-эксплуатационных организаций, за нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог и улиц, непринятие мер по своевременному запрету или ограничению движения или обозначению на автомобильных дорогах и улицах мест проведения работ. Обязательно запишите данные инспектора ГАИ, сделать как можно больше детальных фотографий и видеосъемок места ДТП.
Для установления ущерба обратитесь в официальное СТО, или к независимым оценщикам. Справка о повреждениях транспортного средства оформляется на месте ДТП. Копию схемы и фотографии (если съемка проводилась сотрудниками ГАИ) можно получить по письменному обращению или страховой компании в районом подразделении ГАИ (по месту ДТП).
Дела об административных правонарушениях по ч.1-3 ст.140 КУаП рассматриваются органами ГАИ, а по ч.4 ст.140 КУаП – районными судами. В последнем случае, кроме штрафов, для виновных предусмотрена административная ответственность за нарушения правил содержания дорог вплоть до ареста на срок от пяти до десяти дней.
Документы, которые нужно собрать для подачи иска в суд
- справка из ГАИ о ДТП;
- копия протокола о ДТП и схемы;
- фотографии с места ДТП;
- экспертная оценка ущерба;
0 счета за проведение ремонта автомобиля (если ремонт уже проведен).
Возмещение ущерба в данном случае, согласно ст. 40 КуаП можно требовать при рассмотрении судом административного протокола в отношении должностного лица дорожно-эксплуатационных организаций или в порядке гражданского судопроизводства.
Если машина была застрахована по договору КАСКО, и потерпевшим были соблюдены все требования и условия договора страхования (о своевременном уведомлении, предоставления всех необходимых документов и т.д.), то компенсацию выплачивает страховая компания, затем страховщики предъявляют регрессный иск к дорожным службам.
Судебное разбирательство может ограничиться одним заседанием, а может растянуться на несколько лет. Все зависит от собранной доказательной базы. Несмотря на это бороться все таки стоит, шансы на успех есть всегда. Среднюю длительность судебного разбирательства определить трудно, все зависит от особенностей конкретного дела, справиться быстрее двух-трех месяцев вряд ли удастся.
Преценденты в Украине есть, но для этого понадобились несколько лет кропотливой работы в судах. Необходимо обратить внимание на то, что подача иска и победа в суде еще не гарантирует автовладельцу фактического возмещения ущерба. Дорожно-эксплуатационные организации финансируются из государственного и местных бюджетов, финансирования не хватает, поэтому такое взыскание может длиться годами.