ДНК-экспертизу делали в Харькове: как случилось, что Назара Далецкого ошибочно похоронили

ДНК-экспертизу делали в Харькове: как случилось, что Назара Далецкого ошибочно похоронили. || Фото: соцсети

В Украине проверят результаты ДНК-экспертиз военнослужащих, проводившихся по одному методу исследования. Такое решение было принято в Министерстве внутренних дел после ситуации с военным Назаром Далецким, которого признали погибшим и похоронили во Львовской области в 2023 году, но 5 февраля этого года в рамках очередного обмена он вернулся из российского плена живым. Экспертизу по Далецкому выполняли в Харькове.

Эта история вызвала публичный резонанс, так как этот способ исследования используется для идентификации тел погибших военных. И многие родственники погибших военных могут теперь сомневаться, можно ли ему доверять, пишет "Цензор.Нет".

Раз на миллион, но произошло

"На второй день, как стало известно о том, что гражданин Назар Далецкий жив и вернулся из плена, по поручению министра мы вместе с директором Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Евгением Колесником выехали в Харьков, потому что именно наши коллеги из Харькова проводили исследования по выведению ДНК-профиля по тем останкам, которые были выявлены еще в 2022-м году, и где произошло совпадение с ДНК-профилем матери гражданина Далецкого", – рассказал в комментарии "Цензор.НЕТ" замминистра внутренних дел Леонид Тимченко.

По словам Тимченко, биологические материалы для вывода ДНК-профиля женщины отбирались в мае 2022 года после того, как стало известно, что Назар, вероятно, мог попасть в плен. Но поскольку на тот момент эта информация не была подтверждена официально, его считали пропавшим без вести при особых обстоятельствах.

"В таких случаях, согласно алгоритму действий Национальной полиции, у родственников отбирается биологический материал для того, чтобы был выведен ДНК-профиль и помещен в Электронный реестр геномной информации человека в расчете на то, что в подобных ситуациях не исключено, к сожалению, что тела возвращаются в результате репатриаций или их могут доставить непосредственно с линии боевого соприкосновения. ДНК-исследование тел тоже проводится, а потом осуществляется сравнение с данными, которые есть в этом реестре", – сказал он.

Как рассказал замминистра, Назар Далецкий исчез во время выполнения боевого задания на востоке в мае 2022 года. А когда осенью началось Слобожанское контрнаступление ВСУ, следователям из разных правоохранительных органов пришлось расследовать ряд совершаемых российскими военными на деоккупированных территориях военных преступлений, среди которых массовые убийства гражданского населения. Одним из них стал расстрел колонны гражданского автотранспорта.

Как сообщили в Харьковской областной прокуратуре, следственный отдел УСБУ в Харьковской области проводит досудебное расследование по уголовному производству по признакам совершения уголовных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 437, ч.ч. 1, 2 ст. 438, ч. 3 ст. 110 Уголовного кодекса.

"Во время его было установлено, что 30.09.2022 на автодороге между поселком Купянск - Узловой и с. Куриловка Купянского района в направлении движения в г. Сватово Луганской области была обнаружена расстрелянная военными рф колонна из гражданских автомобилей, в результате обстрела есть погибшие", - – говорят в прокуратуе. Там также отмечается, что при осмотре места происшествия были отобраны останки неустановленных тел.

По словам Леонида Тимченко, расследование проводилось в рамках магистрального уголовного производства, в котором документировались военные преступления, совершенные в разных районах Харьковской области. Он напомнил, что именно на Харьковщине в то время были обнаружены многочисленные места массового захоронения людей и застенки. А также объяснил, что к документированию расстрела этой колонны Национальная полиция напрямую не была привлечена, но полицейские фиксировали и расследовали другие военные преступления, которых было настолько много, что пришлось задействовать правоохранителей из разных регионов страны. А вот экспертизы тел или остатков тел, которые обнаруживали на месте расстрела колонны, назначали в Харьковский научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД.

В январе 2023 года, по словам замминистра, один из биологических образцов из расстрелянного автомобиля показал высокую статистическую вероятность родства с ДНК-профилем матери Назара Далецкого. В МВД говорят, что совпадение произошло автоматически.

"Есть определенный алгоритм, предусматривающий, каким образом работают с биологическим материалом, как выводится формула. В данном случае совпадение составляет 99,99987%, – говорит Леонид Тимченко. – Это математическая формула, вычислившая именно такой процент родства. Это процесс, который не происходит по усмотрению эксперта. После этого – 13 апреля 2023 года эксперт Харьковского НИЭКЦ сформировал вывод о том, что гражданка Далецкая может быть матерью лица, костные остатки трупа которого исследованы согласно заключению эксперта этого центра. При этом экспертом было рекомендовано назначить дополнительную экспертизу. Но эта рекомендация не была выполнена".

В свою очередь эксперты центра говорят, что с подобным совпадением ДНК-профилей чужих друг другу людей раньше не сталкивались. Хотя и не исключают, что это возможно в принципе.

"Как рассказывали нам старшие специалисты, такое совпадение бывает раз в миллион случаев, – объясняет заведующая отделом биологических исследований и учета Харьковского НИЭКЦ МВД Виктория Ионова. – В целом, для того чтобы идентифицировать полностью тело, в настоящее время используется не менее двух ДНК-методов. То есть важно установить нескольких родственников или одного родственника по двум методам. На тот момент такой возможности у нас не было. Мы работали с тем, что нам предоставлял следователь. Но мы понимали, что следователь ознакомлен с письмом, которое предоставил Электронный реестр геномной информации человека с рекомендацией, поэтому мы положились на его усмотрение. Кроме того, по этому делу была назначена еще одна экспертиза, но уже прокурором. Мы проводили эту экспертизу, устанавливали ДНК-профиль дочери Назара и направляли в реестр. Но в этот раз совпадения не было. Выводы переданы инициатору проведения экспертизы на его усмотрение".

В то же время в МВД отмечают, что проведение повторной экспертизы не является обязательным условием согласно действующему законодательству.

Кого похоронили на самом деле?

Как сообщили в Харьковской областной прокуратуре, 12 мая 2023 года "на основании письма следователя СО УСБУ в Харьковской области костные остатки выданы филиалом №2 ХОБСМЕ для захоронения". Их похоронили с почестями на местном кладбище в селе Большой Дорошев во Львовской области.

Также в прокуратуре отметили, что во время досудебного расследования в октябре прошлого года были допрошены в качестве свидетелей двое военнослужащих ВСУ, которые сообщили, что в течение 2022 – 2024 года находились в плену на временно оккупированной территории в городе Суходонск Луганской области вместе с Далецким, и он, по их словам, каких-либо телесных повреждений или ранений не имел.

"В связи с чем, 06.12.2025 прокурором в уголовном производстве вынесено постановление о проведении эксгумации трупа, выполнение которого поручено следователям СВ УСБУ в Харьковской области. Также прокурор выяснял у эксперта, который проводил молекулярно-генетическую экспертизу, как могло произойти такое совпадение. Эксперт сообщил, что несмотря на совпадение с вероятностью 99,99987% может случиться сбой реагентов, которые могут выдать ложный результат", – сообщили в прокуратуре и добавили, что по возвращении из плена Далецкого допрошены следователи по поводу обстоятельств, места и времени попадания и пребывания в плену.

Также с привлечением специалиста Винницкого НДЭКЦ, у него отобрали образцы букального эпителия и проведена судебная экспертиза.

Кроме того, направлено письмо в Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел для осуществления проверки его ДНК-профиля по электронному реестру геномной информации человека с целью установления совпадений родства с родственниками. Пока, как отмечают в прокуратуре, ответ не поступал.

На прошлой неделе во исполнение постановления прокурора осуществлена ​​эксгумация остатков, которые похоронены под именем Назара Далецкого на Львовщине и принимаются меры по назначению повторной судебной молекулярно-генетической экспертизы.

Где произошел сбой?

В Харьковском НИЭКЦ МВД отрицают возможность сбоя реагентов, поскольку во время проведения экспертизы параллельно исследуется "контрольная ДНК", которая позволяет проверить работоспособность оборудования и реактивов. И это исключает сбой.

"Мы столкнулись с большим количеством идентификаций в начале войны, сейчас тоже ситуация непростая. У нас поступления на ДНК-исследования в 2023 году было вдвое больше, чем в 2022-м. А в 2024 в четыре раза было больше, - рассказал в комментарии изданию директор Харьковского НИЭКЦ МВД Игорь Давиденко. Относились к своей работе ответственно. Поэтому в плане организации все было правильно сделано, все, что нужно было делать, мы делали. Но молекулярно-генетическая экспертиза не дает стопроцентное совпадение. О чем это говорит? Что такая экспертиза, как и любая другая, подлежит оцениванию. Более того, я не знаю в мире страну, которая за последние годы исследовала бы такое количество погибших с целью идентификации. Поэтому в любой работе, когда сталкиваешься с большой нагрузкой и большим объемом, нарабатывается опыт, который будет затем учтен в дальнейшей работе. Кроме того, сама эта наука – молекулярно-генетическая идентификация – молодая. Она имеет определенную эволюцию, продолжает развиваться, проходят корректирующие мероприятия. Если говорить об этом конкретном случае, то с одной стороны – радостно, что человек вернулся из плена живым. С другой – кто-то может сомневаться в том, что было до этого сделано. Но ведь совпадение было действительно высоким и речь идет об автоматическом математическом расчете".

На уточняющий вопрос, может ли быть сбой в программе, он ответил так: "Когда эксперты получают биологический материал, делают подготовку, закладывают его в оборудование. Оборудование выдает результаты, анализируемые экспертами".

Виктория Ионова в свою очередь добавляет, что эксперт анализирует не только математическими расчетами. До того как их сделать, он сравнивает оба профиля ДНК, чтобы выяснить родство уже на этом этапе.

"В этом случае эксперт увидел, что основания для математических расчетов есть", – отметила она.

– Как влияет человеческий фактор, когда эксперт расценивает показатели, выдаваемые системой?

– Я не могу сказать про всех экспертов, расскажу, как поставлена ​​работа в нашем отделе. Когда мы получаем ДНК-профили из образцов, отобранных у родственников военнослужащих и из образцов останков, в процессе интерпретации результатов есть несколько степеней. Сначала сам эксперт получает эти профили и сам их анализирует, затем старший, с большим опытом, проверяет работу этого эксперта. А на этапе написания заключения проходит еще одна проверка.

- То есть, исключено, что какой-то один человек мог ошибиться, потому что все этапы проверяются другими людьми?

– Да, неоднократно.

Минимум два метода или два родителя

Чтобы выяснить, были ли случаи совпадений в практике других экспертов и как избежать подобных ситуаций в будущем, спросили об этом заместителя директора ГНИЭКЦ Руслана Аббасова.

"Человек, вернувшийся из плена живым, думаю, еще больше усилил надежду других людей увидеть своих родных живыми, которые, возможно, ее потеряли. И это хорошо. Но плохо то, что люди могут потерять доверие к научно-обоснованным методам, одним из которых является ДНК, - считает он. - И если вы спрашиваете о совпадении, то к нему надо относиться, как к методическому расчету.

Поскольку теория вероятностей говорит, что любое событие в мире на 100% не происходит, существует определенный расчет. А с какой вероятностью может быть совпадение вероятного родства? Есть родство и есть прямое совпадение. И если говорить простыми словами, то в данном случае – это было совпадение на 50%. Потому что мать искала сына, который исчез. А ребенок унаследует 50% ДНК от матери, еще 50% – от отца. Затем производится расчет по этим 50%. И из них вероятность получилась очень большая.

Но если мы говорим об экспертах-генетиках, то обществу следует объяснить, что обращать внимание нужно не только на проценты. А смотреть на ситуацию в комплексе. Сколько было проведено исследований близких родственников, какими методами. И картину следует оценивать в совокупности этих факторов, если другие идентификаторы отсутствовали. В данном случае тело было обгоревшее, неузнаваемое, и другими методами, кроме ДНК-анализа, его идентифицировать было невозможно.

Если мы говорим о ставших доступными судебно-экспертном обеспечении, экспертных возможностях, технологиях, методиках, протоколах, то в начале полномасштабного вторжения в некоторых подразделениях была возможность исследовать несколькими методами, в некоторых ее не было. Но количество ДНК-методов, которыми можно было исследовать, если есть только один родственник, постоянно увеличивалось. На сегодняшний день один образец близкого родственника мы можем практически в любой лаборатории исследовать по меньшей мере четырьмя методами. Что это дает? Если мы в совокупности оцениваем ДНК-профиль, визуально сравниваем образец родственника с неузнаваемым профилем, мы видим родство или нет. Далее производим математические расчеты в процентах. Следующим шагом должно быть подтверждение или опровержение. Тогда мы применяем дополнительные способы. И само применение в совокупности с расчетом дополнительных методов по тому же образцу или по другому образцу близкого родственника, позволяет избежать таких ситуаций сегодня.

Чтобы такие ситуации не повторялись, нами проводится мониторинг такой информации. Возможно ли обезопасить такие случаи? Рецепт есть, есть возможности. И с каждым годом увеличивается количество экспертов, улучшается методологическая часть, усиливается техническое обеспечение".

Отвечая на вопрос о том, может ли еще какое-то количество людей быть ошибочно погребенным, замминистра внутренних дел Леонид Тимченко, говорит, что такое произошло в экспертных учреждениях МВД впервые.

"Я могу это говорить точно, потому что мы проверили всю информацию по всем нашим экспертным учреждениям по системе, - объясняет он. - Полнопрофильных лабораторий в 2022 году у нас было 9. По состоянию на сегодня у нас 21 полнопрофильная и 24 в целом лабораторий на территории Украины. И в этом году будет добавлено еще 3 в системе МВД.

После случившегося с Назаром Далецким изучаются выводы всех экспертных учреждений, по которым было сделано исследование только по одному методу или только по одному родственнику. И думаем, каким образом сделать так, чтобы то, что раньше было рекомендацией по проведению еще одной экспертизы близкого родственника и учету ее результатов, стало обязательным для выполнения. Здесь нужно будет вносить изменения в действующие нормативно-правовые акты. Почему я об этом говорю? Ибо, с юридической точки зрения, никто из экспертов не допустил ошибку в случае с Назарием Далецким. Так же следователи, когда они имели на руках исследование и заключение, там где совпадение в 99,99987%, имели право принять его во внимание и принять решение. А на рекомендацию экспертов с юридической точки зрения они имели право не обратить внимание. Потому что она, как я уже говорил, не обязательна для выполнения.

Также принято решение, что в дальнейшем в экспертных учреждениях системы МВД исследования будут проводиться минимум по двум методам или с исследованием ДНК-профилей двух родственников.

Кроме того, вместе с коллегами из Службы безопасности Украины мы будем делать определенные шаги для того, чтобы идентифицировать, кому же принадлежит тело, которое было похоронено во Львовской области. С этим мы будем обращаться и к нашим международным партнерам".

Последние новости