Художница Татьяна Бакум создала в Польше инсталляцию "Перед концом света я помою окна" из снимков разрушенных домов в Харькове. На развешенном во дворе постельном белье она напечатала разрушенные российскими ракетами дома Харькова.
На фотографиях - Северная Салтовка, Дворец Спорта, погибшая художница Вероника Кожушко.
Последние оперативные новости Харькова в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
"Данная работа является моим видением историй о том, как в почти полностью разрушенных домах и городах люди пытаются до последнего держаться за обычную реальность, совершая простые бытовые действия. Как, например, - стирать белье (которое может быть чистым), клеить обои в коридоре (которого скорее всего не станет уже через несколько дней), сажать огород и т.д. Да, когда я делала снимки на Северной Салтовке строители красили высотку. Они окрашивали черную гарь белым, тогда как каждый (!) дом района разрушен (в большей или меньшей степени) – сгоревший, без окон, без отдельных квартир, без целых подъездов", - говорит Татьяна.
По ее словам, на печать фотографий на простынях ушло 10 часов.
Художница временно проживает в Познани. Свою работу "Перед концом света я помою окна" она оформила в одном из двориков в центре Познани, пишет Суспільне.
"Это постель, которую я унаследовала от своей мамы. Она изготовлена в моем родном городе Переяславе. Там раньше была фабрика, и поэтому она имеет это красивое убранство. Этой постели уже, пожалуй, лет 30. Я напечатала на комплекте - это две наволочки, пододеяльник и простыня. На наволочках я напечатала дома из центра Харькова, а на пододеяльнике и простыни - с Северной Салтовки", - рассказывает художница.
По ее словам, идея "Перед концом света я помою окна" пришла в июле 2024 года, когда Таня была в Гданьске.
"Человек хочет удержать хоть как-то свою уже рассыпающуюся реальность, которой не становится. То есть целая жизнь, которая происходила и строилась, и здесь в мгновение ока она разрушается. Это такая попытка хоть как-то приложить силы, чтобы удержать эту реальность. Я желала передать эту эмоцию", - говорит она.
"Потому что постель, когда она развешена во дворе, это о символе обыденности, мирной жизни, спокойной, когда у тебя есть время на то, чтобы просто постирать свое белье, вывесить и подождать, пока оно высохнет. И я решила напечатать дома разрушенные, потому что они вступают в контраст, в конфликт с происходящим", - поясняет Таня Бакум.
Художница говорит, что когда попала на Северную Салтовку в Харькове и видела последствия российских обстрелов своими глазами, то "не могла нормально дышать".
У меня была паника от того, я не могла представить, что это действительно так. Когда я была на Северной Салтовке и просто отфотографировала то, что я видела, я сказала себе, что моя задача теперь, как художницы, показать это максимально большому количеству людей. Потому что это должны видеть, и, мне кажется, это должны видеть и европейцы в первую очередь. Поэтому эта работа была показана в Познани", - говорит Бакум.