1 и 2 октября в Харькове, на сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н.В. Лысенко/СХІД ОПЕРА состоялась премьера авангардной оперы Аллы Загайкевич "Вышиваный. Король Украины" на либретто Сергея Жадана.
Это первая украинская опера за время независимости, созданная на фактическом историческом материале.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram
Опера стала результатом сотрудничества Благотворительного фонда "Украина XXI" с ХНАТОБ/СХІД ОПЕРА и ведущих украинских деятелей и деятельниц искусства, приглашенных продюсером проекта, Александрой Саенко. Премьера состоялась при полных залах в присутствии широкого круга дипломатов и послов проекта — культурных деятелей, художников, журналистов. Свои поздравления с премьерой накануне прислал нынешний глава дома Габсбургов, внучатый племянник Вильгельма, Карл фон Габсбург.
"Вышиваный. Король Украины" — первый опыт для многих участников и участниц. Для композитора — первая масштабная опера (в 1997 году она написала камерную оперу "Числа и ветер" ("Рисунки из памяти") по поэзии и живописи Николая Воробьева. Для поэта и драматурга — первое либретто, но уже не единственное (вторым была опера о беженцах для немецкой сцены). Первая оперная постановка для Ростислава Держипольского (и первый опыт работы не на "своей" сцене). Для большинства исполнителей (как актеров, так и музыкантов) — первый опыт работы с современной авангардной оперой. Наконец, первый опыт оперного проекта для продюсера Александры Саенко, а также первая авангардная опера на сцене ХНАТОБ/СХІД ОПЕРА в независимой Украине.
Оперу внесли в постоянный репертуар театра; продюсер планирует ее европейские гастроли. Работать над переводом оперы для европейской аудитории согласилась одна из самых известных переводчиц украинской литературы в Германии Клаудия Дате.
В основе проекта — история Василия Вышиваного, Вильгельма фон Габсбурга, участника украинской национально-освободительной борьбы первой половины ХХ столетия. Полковник Вышиваный несколько раз рассматривался различными кругами украинского политикума как вероятный претендент на украинский трон или гетманскую булаву — сначала под Габсбургским патронатом, позже — независимой Украины.
Либретто Сергея Жадана является не документальным текстом, а развернутой рефлексией об успехах и неудачах украинского проекта, поиск своих и места человека в историческом процессе.
Авангардная опера Аллы Загайкевич сочетает симфоническую и электронную музыку. Среди источников, к которым обращалась автор, — мелодика аутентичного народного пения Гуцульщины и Полтавщины.
Кроме постановки оперы составляющими мультимедийного проекта является изданное Meridian Chernowitz отдельной книгой либретто (работа творческого тандема Ольги Жук и Надежды Кельм), экскурсионный маршрут "Местами Вышиваного" в Вене, созданная Беллой Логачевой. В планах продюсера также издание биографии Вышиваного (чьего авторства — Александра пока держит в секрете).
Опера является результатом партнерства между ХНАТОБ / СХІД ОПЕРА и благотворительным фондом "Украина ХХI". Основатель фонда, Почетный консул Республики Австрия в Харькове Всеволод Кожемяко предложил создать современную оперу на историческом материале с бэкграундом украинско-австрийских связей; фонд профинансировал создание оперы — как за свой счет, так и с привлечением дополнительных меценатов (всего — более 5 млн грн).
"Мы должны показывать разные стили, разные жанры, разные культуры — это способствует лучшему взаимопониманию", — говорит меценат.
Заработный фонд театрального коллектива и другие текущие расходы были партнерским вкладом театра (по информации руководителя проекта от театра Игоря Тулузова — около 12 млн грн).
Александра Саенко, продюсер проекта, основательница фестиваля украинской культуры в Австрии UStream, председатель "Центра украинских инициатив" в Вене:
"В принципе создание современной оперы для постоянного репертуара государственного театра — это нечто неслыханное для Украины. Это был вызов и эксперимент для всех. И для коллектива харьковского оперного театра также. Электроакустическая музыка Аллы Загайкевич очень сложная для исполнения — и солисты, и хор, и музыканты должны были учиться исполнять эту музыку. Это квантовый скачок для труппы. Меня поражает эффект, который создает участие в проекте: люди меняются, люди горят.
Я восхищена сложной метафоризированной постановкой Ростислава Держипольского, как и современными хореографией Оли Семешкиной и сценографией Олеси Головач. Солистам (Владимир Козлов — Вышиваный, Алексей Ветров — Человек в черном, Олеся Мишарина и Юлия Пискун — Девушка) надо было и освоить новую для них технику пения, и вжиться в непростые образы, которые объединяют и проблематику времени освободительной борьбы, и вопросы, которые волнуют нас сегодняшних. Это требовало очень много усилий.
Дух времени выдвигает новые требования: мы должны искать новые способы разговора с различными аудиториями, поэтому объединили в проект различные составляющие. Готовность к экспериментам, на мой взгляд, является одним из важных признаков современной нации.
Последние полтора года это главный проект моей жизни".
Алла Загайкевич, композитор, автор оперы:
"Голос — это самый интимный инструмент. Мы воспринимаю оперу как нечто масштабное и эпическое, но на самом деле опера может быть чем-то очень интимным, оперируя шепотом, интимным пространством. И я уверена, что у украинской оперы есть именно такой потенциал развития. Мы переживаем инерционное отношение к опере как к значительному, страшному, холодному и очень традиционному. Но все больше мы видим появление в Украине, в том числе от молодых моих коллег — опера "Оперта", Разумейко, Григорив, Новая опера и т.д., — оперных проектов второго, близкого к современному человеку измерения. Харьковская опера сейчас тоже известна тем, что первой открыла много сцен, лабораторий, проектов, экспериментов... Мне как композиторке интересен этот широкий простор. И фигура Вышиваного тоже имеет очень интимный путь, очень близкого соприкосновения".
Игорь Тулузов, руководитель проекта от театра — первый заместитель гендиректора ХНАТОБ / СХІД ОПЕРА:
"Для академического театра то, что написала Алла Загайкевич, является вызовом, все были в напряженном состоянии, действительно переживали, что для нашего коллектива это окажется неродным. Но мы это сделали, справились, все влюбились, наконец, в эту музыку. Для нас это шаг вперед — теперь мы знаем, что способны ответить на вызовы новой, современной музыки.
Опера является фундаментом культуры, продуктом как минимум трех школ: вокальной, музыкальной, хореографической. И такой прочный фундамент дает возможность далее создавать различные инновационные проекты, в том числе образовательные и просветительские. И на примере проекта “Вышиваный. Король Украины” это особенно хорошо заметно".
Алексей Черникин, заслуженный деятель искусств Украины, главный хормейстер ХНАТОБ/СХІД ОПЕРА:
"Поскольку для украинских оперных певцов основной стиль распева — академический, артисты проекта прошли мастер-классы по особой технике — шпрехштимме/шпрехгезанг, разговорной "сухой" манере пения с примерной звуковысотностью. Она не напоминает ни пение, ни реализм естественного языка". В XX веке эту технику использовали такие выдающиеся австрийские композиторы как Альбан Берг ("Войцек") и Арнольд Шенберг ("Лунный Пьеро").
Композитор также говорит, что без кропотливой работы Алексея Черникина актерам не удалось бы так быстро и удачно освоить новую для них методику. Алла Загайкевич считает, что обусловленные пандемией два года репетиций (неслыханная роскошь) помогли выработать стойкий рисунок произведения. Особую роль в этом, по ее мнению, сыграл дирижер Юрий Яковенко:
"Юрий демонстрирует не просто невероятное отношение дирижера, а настоящую любовь. Он как бы охраняет музыку от всех, он ее часовой".
Олег Орищенко, генеральный директор-художественный руководитель ХНАТОБ/СХІД ОПЕРА:
"В этой опере задействована вся артистическая труппа: солисты, балет, хор, оркестр. Роль Вышиваного — Владимир Козлов, партия девушки — Юлия Пискун, (дублирующий состав солистов — Никита Маринчак и Олеся Мишарина). Человек в черном Алексей Ветров это наш новый солист, еще мало известный, но очень перспективный. Это молодые актеры, которыми мы очень гордимся. Роль Следственного выполняет наш главный режиссер Армен Калоян".
Сергей Жадан, поэт, автор либретто к опере:
"Очень не люблю ходить на премьерные показы спектаклей по моим текстам, потому что переживаешь больше за актеров на сцене. Но сегодня я очень благодарен людям, которые это совершили, просто хочется выйти и всех обнять. Меня поразило, как вся огромная машина — актеры, музыканты, все, — наконец, сработали как очень слаженный механизм".
Владимир Козлов, баритон, исполнитель главной роли — Василия Вышиваного:
"Это самая сложная партия в моей жизни. Это пример современной музыки, современной оперы, современного выражения, эмоциональности, слова и содержания, нивелируя оперный вокал. Эта опера отзывается во мне через эмоциональность и слово. Герой рассказывает нам простые вещи простым языком, напоминает нам, что мы — это мы".
Ростислав Держипильский, режиссер-постановщик, народный артист Украины, директор-художественный руководитель Ивано-Франковского академического областного музыкально-драматического театра им. Ивана Франко:
"Почему в сценографическом решении появляется трехъярусная вертепная конструкция. Этот сюжет нелинейный, в нем появляется и 1947 год, Лукьяновская тюрьма, 1900 год — Вена, и вокзал в Коломые, и просто Карпаты в Польше... Кроме того, это видения, сон, где к герою приходят разные голоса. И очень важная сцена Рождества, которое празднуют обе воюющие стороны. И эти три яруса сложились сами собой. Наш украинский вертеп чрезвычайно символичен. Вы же знаете, что наверху находятся божьи силы, святые люди, второй ярус — это земная жизнь, и низ — черные силы. Наш верхний ярус это иконостас, там люди с мессианской миссией, но одновременно там и Следователь, и Человек в черном, эти силы проникли вверх, и разрушают нашу государственность, но еще до финала мы их оттуда убираем.
Дополнительная репетиционная сложность заключалась в том, что выстроена опера окончательно была буквально за неделю до премьеры, и весь репетиционный процесс проходил в фойе театра: там, где, конечно, невозможно все предусмотреть".
Гернот Пфандлер — Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрии в Украине:
"Это потрясающе. Не часто мы видим современную оперу, и рождение новой оперы здесь, в Харькове, — думаю, это что-то особенное. Я совершенно потрясен музыкой".
Владимир Шейко — первый генеральный директор Украинского института:
"Это первая в Украине за многие десятилетия современная опера, созданная на новом художественном языке. Я надеюсь, что этот продукт будет иметь сценическое продолжение и в нашей стране, и за ее пределами. Я воспринимаю современное музыкальное искусство, в частности оперное, не как искусство, которое должно приносить удовольствие, а как то, что должно бросить зрителю вызов. Только в таком взаимодействии искусства и зрителя рождается новый опыт, которого мы в Украине часто лишены".
Илья Разумейко, композитор, автор опер, перформер формации NOVA OPERA, соучредитель фестиваля PORTO FRANKO:
"Несмотря на то, что это только премьера, это уже крутой суперпродукт, но должно пройти еще несколько спектаклей, чтобы она ”уселась”. Самые мощные сцены — те, где хор изображает народ".
Райнхард Клучек - генеральный секретарь “Панъевропейского движения Австрии”:
"Восхищает идея базировать современную оперу в Украине на исторической фигуре. Сцены, которые поражали больше всего, — это сцены пыток".
Основная команда проекта:
- композитор — Алла Загайкевич (Киев)
- либретто — Сергей Жадан (Харьков)
- продюсер — Александр Саенко (Вена)
- руководитель проекта от театра — первый заместитель гендиректора, заслуженный деятель искусств Украины Игорь Тулузов (Харьков, СХІД ОПЕРА)
- режиссер-постановщик — народный артист Украины Ростислав Держипольский (Ивано-Франковск),
- дирижер — заслуженный деятель искусств Украины Юрий Яковенко (Харьков, СХІД ОПЕРА)
- главный хормейстер — заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин (Харьков, СХІД ОПЕРА)
- художница по костюмам — Олеся Головач (Киев)
- балетмейстер — Ольга Семьошкина (Київ)
- электронная обработка в реальном времени — Георгий Потопальский (Киев)
- мультимедийная составляющая — Сергей Горобец (Львов)
В премьерном спектакле приняли участие: заслуженный артист Украины Владимир Козлов (Вышиваный), лауреат международного конкурса Алексей Ветров (Человек в черном), заслуженный деятель искусств Украины Армен Калоян (Следователь), лауреат международных конкурсов Юлия Пискун и дипломантка международных конкурсов Олеся Мишарина (Девушка), Сергей Крижненко (Отец Вышиваного), дипломант международного конкурса Вячеслав Довгань (Скоропадский), Юрий Кудрявцев и лауреат международного конкурса Андрей Калюжный (Шептицкий / Священник), лауреат международных конкурсов Сергей Замицкий (Комендант), Андрей Даценко (Болбочан).
Фото: Александр Шахматов, фото из архивов