В Харькове прошли презентации проекта «ALTstage: Крок з екрану» — технологии использования дополненной реальности (AR) в живых событиях и видеоконтенте.
На виртуальных танцовщиков, появляющихся на экранах смартфонов, пришли посмотреть театральные режиссёры, дизайнеры, художники, хореографы. Мы побывали на мероприятии, чтобы разобраться, что же придумали в Украине — технологию мирового уровня или забавный эксперимент на пару вечеров.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram
«Интересно — это слишком слабо сказано», — описывает свои впечатления от презентации диджитал-художник Влас Белов. Он сам неоднократно использовал дополненную реальность в своих работах (например, поместил напротив Исторического музея виртуальных «Мидий»). «ALTstage — это увлекательное путешествие в место соединения виртуального и реального. Шаг пока что в какой-то степени робкий, но большой. В любом случае, это шаг в будущее. И понятно, что технология в будущем будет развиваться».
О большом потенциале проекта говорили практически все гости презентации. И в то же время, многие, улыбаясь, разводили руками — как именно это использовать в своей работе, пока не понимают.
«Как театральный человек, я всегда думаю, как это можно использовать в театре. И пока не вижу как, — признается соучредитель «Театра на Жуках», инициатор программы «Театральное окно в Европу», драматург Дмитрий Терновой. — Но в то же время я понимаю, что это исследование, которое расширяет наши горизонты. В таких исследованиях рождаются идеи, которые впоследствии становятся общеупотребительными. Когда же они только начинают разрабатываться, мы не знаем, к чему это приведет».
Креативный продюсер ALTstage Антон Овчинников замечает, что команда проекта уже находится на этом пути: «Мы сейчас работаем над проектом P.A.N.T.ER — созданием спектакля в формате мультидисциплинарного искусства на базе понимания того, как работает технология ALTstage, как ее воспринимают зрители. А литературной основой стал рассказ Франца Кафки «Голодарь». Этот проект также мы покажем в октябре в Киеве и Харькове».
«Я думаю, что мне было бы интересно поработать с ALTstage, — кивает Наталья Крюковская, художница, которая работает со световой проекцией. — Есть такие технологии, увидев которые, думаешь: «О, прикольно. Но пойду другие прикольные вещи посмотрю». Это не тот случай. Я уже думаю, как это применить. Знаю, что это что-то качественное, что должно жить и развиваться».
То же впечатление и у арт-директорки Promodo Hub, где проходили презентации, Алены Воробьевой: «Мне ALTstage интересен возможностями, которые у него появятся в дальнейшем. Сейчас я как будто бы только прикоснулась к этой технологии, и еще изучаю саму готовность зрителя это видеть. Пока это зачаток эмоций, и я еще буду об этом думать».
Загадочное действо, о котором говорят гости, требует описания. Организаторы показали гостям несколько возможностей использования ALTstage на примере коротких танцевальных перформансов. В основе всех доступных форматов — дополненная реальность. Зритель смотрит на мир через камеру смартфона, и на его экране появляется видео танцовщика — тот как будто бы танцует в реальном мире, но увидеть его можно только через смартфон. В варианте LIVE виртуальный танцовщик появляется на сцене рядом с реальным «двойником». В варианте HOME — на клавиатуре ноутбука, перед экраном, на котором тоже происходит какое-то действие. Этот формат может попробовать прямо сейчас каждый желающий на сайте проекта — нужен лишь современный смартфон и ноутбук или компьютер.
Создатели технологии особо обращают внимание на слово «современный» — чтобы увидеть магию, нужен достаточно мощный гаджет. На презентациях технология у некоторых зрителей не срабатывала, и виртуальные танцовщики либо не появлялись вовсе, либо «прыгали» по головам впереди сидящих зрителей, вместо того, чтобы оставаться на сцене, как задумано. На это жаловалась, например, театральная режиссерка Яна Зеленская: «Возможно, это проблема гаджета, а не технологии. Но мне хватило воображения, чтобы понять, как это должно быть. Единственное, контакта с виртуальными артистами не хватило, — делится гостья. — Кроме того, впечатление портил обратный отсчет на телефоне. Получается, что артист появляется не потому, что он должен появиться, а потому что я его жду, и меня предупредили. Но это всё технические детали, проблемы развития».
Проектный менеджер ALTstage Александр Маншилин успокаивает — для полноценной работы приложения достаточно смартфона, выпущенного 2-3 года назад: «Если там запускается Google Animals, то и ALTstage будет работать». В то же время, в отличие от нарисованных моделек животных, украинская технология поселяет на вашу кухню (или где вы смотрите перформансы ALTstage) живого человека — записанное заранее объемное видео с танцовщиком. Телефон можно перемещать вокруг проекции — так становится понятно, что изображение объемное.
Медиахудожник и XR-энтузиаст Никита Худяков считает, что технические проблемы не портят впечатления от увиденного. Он уже был наслышан об ALTstage, и организаторы проекта пригласили его поработать вместе над спектаклем P.A.N.T.ER. «Баги в искусстве — самое интересное. Когда из ошибок рождается художественный образ, это мое любименькое, — признается художник. — К примеру, в одном из перформансов цифровое изображение начинает со временем искажаться, и таким образом глитч становится художественным инструментом, стилем, особым штрихом. Мне кажется, что сейчас самое время работать с этими багами и находить возможности использовать их в качестве художественного инструмента. На языке программистов баги — это фичи. На языке художников баги — это стиль».
Хореограф и режиссер Виктория Захарченко предлагает вообще отказаться от смартфона: «Обычно в театре я расслабляюсь в ожидании спектакля. А сейчас у меня было волнение — а вдруг не сработает? Так, к сожалению, и случилось. Но, к счастью, я увидела третью работу. С нетерпением буду ждать появления очков, с которыми ты можешь видеть дополненную реальность на 360 градусов без привязки к телефону».
На языке театралов увиденное — это возможности. Яна Зеленская видит ALTstage как способ по-новому показать мистическое в театре, потустороннее или внутренний мир персонажа. С этим согласна и актриса Театра им. Пушкина и театра «Новая сцена» в Доме актёра Ольга Солонецкая: «Если в том же «Гамлете» появляется виртуальный призрак отца Гамлета, это будет захватывающе. Это подойдет и для «Бури» Шекспира, и для «Мастера и Маргариты».
Главный режиссер Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Лысенко Армен Калоян предлагает применять ALTstage в детских постановках: «Дети же все время в гаджетах, и когда гаджет будет частью спектакля, это действительно может привлечь детей в театр. Это очень интересно. А еще и возможность использовать это в видеозаписях — я вижу тут большое будущее».
Ему вторит заместитель директора ХНАТОБа Игорь Тулузов: «Эта технология открывает большие перспективы для новых, нетрадиционных перформансов. Как маленьких, так и — в недалеком будущем — полноценных спектаклей, даже в оперном театре, где дополненная реальность может быть одним из сценографических элементов, — размышляет замдиректора. — Мы в театре сейчас работаем над использованием мультимедийных технологий в оперном и балетном искусстве. Поэтому здесь есть полное понимание. Мы пообщались с ребятами [создателями технологии], и я вижу перспективу для совместной работы».
Помимо цифровых художников и театралов, на презентацию заглянули и представители других творческих профессий, и каждый из них искал возможности применения ALTstage в своей сфере. Фэшн-дизайнер Константин Пономарев считает, что эта технология может быть инструментом для дизайна: «Это и создание одежды, и проведение показов в дополненной реальности, просто для эффектов, в конце концов, — перечисляет дизайнер. — Пока у меня больше вопросов, чем ответов, но это нормально. Потому что мы, когда сталкиваемся с чем-то новым, возникают вопросы. Но со временем на них обязательно появятся ответы».
А дизайнер-график Надежда Виля (Величко), преподающая в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, приводит в пример книгоиздание, как еще одну сферу, где дополненная реальность активно используется: «В театре я просто зритель. А вот книгами с объемными физическими элементами я занимаюсь профессионально. Все знают о книгах-панорамках — их раскрываешь, а там из бумаги формируется некий объект. Сейчас есть интересные идеи развития таких объектов, когда с помощью дополненной реальности можно добавить к этой конструкции какие-то элементы, дать читателю взаимодействовать с ними».
После презентации Александр Маншилин, получивший много отзывов от гостей, признается, что на этапе задумки в команде было гораздо меньше вопросов к новой технологии, чем сейчас, когда она уже в рабочем состоянии. Вопросов «набросали» и гости презентации. «Что, если в пространстве будет много экранов? Что, если зритель не сидит перед ноутбуком, а стоит? Что если мы предложим ему сесть на коврик и смотреть дополненную реальность снизу? Кто имеет больше власти над зрителем — персонаж дополненной реальности или живой артист? И как происходят временные отношения между виртуальным и реальным персонажами? Что можно положить на клавиатуру, чтобы изменить сценическое пространство? Зрители смотрят на все, с чем мы жили последние полтора года, с неожиданных точек зрения, и у них появляются эти вопросы. И нам нужно на них отвечать», — считает менеджер проекта.
После презентаций организаторы проекта вернутся к работе — уже готовы англоязычные версии сайта и приложения, и сейчас ALTstage нужно показать всему миру. И есть куда более сложная задача — дать пользователям приложения возможность создавать свой контент с дополненной реальностью. «Кроме того, предстоящий P.A.N.T.ER станет ответом на многочисленные вопросы — а где драматургия, где история, где, наконец, цифровые спецэффекты?», — смеется Александр.
Одна из зрительниц на презентации нашла амбициозную, но не лишенную смысла аналогию для этих двух харьковских вечеров — преподавательнице факультета аудиовизуального искусства Харьковской государственной академии культуры Юлии Коваленко это напомнило рождение кинематографа и сеансы братьев Люмьер: «Тогда кино было еще аттракционом, который поражает, вызывает эмоции, но еще не обладает содержанием — он появился лишь с развитием кинематографа. Мне кажется, что ALTstage тоже будет развиваться в плане наполнении контента художественными смыслами, развитием драматургии, — считает преподавательница. — Мы со студентами создаем много видеопроизведений в разных жанрах — игровом кино, анимации, документалистике. Когда появится возможность самим создавать контент в форматах ALTstage, конечно, будем это делать».
Смотрите также:
Деньги 100 лет назад: харьковский исторический музей выпустил новое видео