Министр инфраструктуры Александр Кубраков опроверг информацию о том, что в Украине построят шесть платных автобанов и уже определена предельная стоимость платы за проезд по ним. Соответствующее заявление он опубликовал на своей странице в Facebook.
Речь идет о шести участках дорог общей протяженностью 1 500 км:
- Харьков — Днепр — Запорожье (M-29, M-04, M-18)
- Борисполь — Полтава (М-03)
- Херсон — Николаев (М-14)
- Киев — Житомир — Ровно (М-06)
- Ягодин — Ковель — Луцк (М-07, М-19)
- Днепр — Кривой Рог — Николаев (M-04, H11)
Эти дороги будут строиться на условиях Государственно-частного партнерства (ГЧП) и были выбраны еще в октябре прошлого года Министерством инфраструктуры, Укравтодором, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией в Украине.
Кубраков пояснил, что проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) — это формат "оплаты частями" инвестору от государства, без платы за проезд.
"В рамках этого проекта платы за проезд не будет. Взносы инвестора будут компенсироваться из государственных средств. То есть, фактически, речь идет о своеобразном формате оплаты частями, который в мире больше известен как "availability payments" или "плата за доступность. В чем выгода для инвестора? Кроме выплат за проделанную работу, он также получает на следующие 20-25 лет контракт на содержание обновленного участка. Такой формат сотрудничества помогает государству ускорить процесс обновления и качественного содержания дорог, а инвестору — гарантировать прибыли в долгосрочной перспективе", — пояснил министр.
По его словам, платные дороги в Украине — только перспектива.
"Сейчас в Украине нет ни одной дороги общего пользования, построенной на средства частных инвесторов. В то же время на этапе разработки пока два потенциальных концессионных проекта:
- строительство дороги Стрый — Мукачево — сейчас для этого проекта разрабатывается технико-экономическое обоснование на средства компании Онур Конструкцион Интернешнл;
- строительство дороги Краковец — Броды — Ровно — здесь разработку ТЭО взяла на себя компания Автомагистраль-Юг.
Однако стоит заметить, что сам формат сотрудничества: государственно-частное партнерство или концессия — все еще на этапе проработок и определения. Оба ТЭО должны быть завершены до конца этого года. Разработка технико-экономического обоснования является частной инициативой, после завершения исследований будет объявлен открытый конкурс, который должен определить будущего концессионера", — сообщил Кубраков.
Он уточнил, что предельная стоимость снятия платы за проезд определена исключительно для концессионных проектов.
"Постановление Правительства от 23 декабря 2020 определяет максимальный размер платы за разовый проезд для дорог, построенных на условиях концессии. То есть к дорогам, которые будут обновляться в рамках ГЧП, это никакого отношения нет. Основная задача постановления — создать условия для начала диалога с инвесторами по реализации концессионных проектов в Украине. В частности, это касается строительства дорог Стрый — Мукачево и Краковец — Броды — Ровно. Замечу также, что определенная постановлением стоимость является "предельной", то есть наивысшей, и в ее пределах будет определяться стоимость проезда по конкретному маршруту в соответствии с ТЭО. Безусловно, привлечение средств частных инвесторов в инфраструктурные проекты Украины является одним из приоритетных направлений нашей работы, и в мире не существует других опций возмещения инвестиций как снятие дополнительной платы с пользователя, или возмещения государством. Собственно в этом и есть ключевое отличие между концессией и государственно-частным партнерством", — пояснил министр.