В Харьковской государственной академии дизайна и искусств, которая в этом году празднует 100-летие, открылись сразу четыре выставки в рамках XI Международного триеннале экологического плаката "4-й Блок". Сам ректор когда-то был там волонтером.
Одна из выставок "Худпром 100" напрямую связана с юбилеем академии — в ней можно увидеть работы как студентов-дебютантов, так и известных дизайнеров, чья профессиональная жизнь связана с ХДАДМ. Экспозиция "Худпром 100" будет выставлена в пространствах с 1 по 4 этажей 3-го корпуса до октября, когда академия официально будет праздновать 100 лет со дня основания.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram
Одновременно в ХДАДМ открылись еще три выставки "4-го Блока": выставки работ членов жюри Триеннале, выставка студенческого плаката в технологии дополненной реальности "Неначе Фьюче" и мультимедийная выставка "hell`o`world". Срок показа других трех выставок, как и остальных экспозиций "4-го Блока", продлены до 30 мая, чтобы все желающие могли посмотреть их после карантина.
"4-й блок" и ХДАДМ уже 30 лет связаны сотнями человеческих и профессиональных отношений. Так, основатель триеннале Олег Векленко был преподавателем академии (тогда — Харьковский художественно-промышленный институт), когда его в 1986 году призвали на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С первой выставки "4-го Блока" в 1991 году академия принимала экспозиции триеннале, а студенты и преподаватели вуза были волонтерами проекта. Нынешний ректор ХДАДМ Александр Соболев сам в 1990-е годы еще студентом волонтерил для "4-го Блока". Он помогал оформлять экспозиции, впоследствии участвовал как конкурсант, а сегодня продолжает оказывать триеннале поддержку как руководитель своей альма-матер.
"Когда я был студентом, не было интернета, и к нам почти не доходила актуальная информация о современном дизайне. Поэтому "4-й блок" был для нас глотком нового, там можно было посмотреть, какие есть тренды в дизайне, какая появляется стилистика, — вспоминает ректор. — Я даже впервые увидел, как выглядят, как одеваются звезды мирового дизайна, только потому, что они приезжали на Триеннале. Сегодня интернет есть у всех, но и "4-й Блок" стал бОльшим и до сих пор определяет тренды. Здесь можно посмотреть воочию, как дизайнеры со всего мира решают творческие задачи, какие используют метафоры, можно увидеть как рождается новая графическая речь, как все больше становится в нашей профессии мультимедиа, моушн-дизайна, интерактива".
Примеры работ современных звезд дизайна можно увидеть в выставке жюри конкурса. А примером новых тенденций является выставка студенческого плаката в технологии дополненной реальности "Неначе Фьюче" в галерее академии HudpromLoft. Зрители могут рассматривать работы как традиционные произведения искусства и дизайна. А можно навести на плакат смартфон и увидеть новый слой реальности, где идея автора получает другие смыслы, объясняет куратор выставки, преподавательница ХДАДМ Наталья Надьон.
"Интрига в этом и заключается: то, что вы видите собственными глазами, и то, что вы видите в дополненной реальности, может не совпадать. В целом, мультимедиа сегодня — на передовой дизайна, поэтому задачи здесь очень интересные, но и очень сложные. Я горжусь студентами, которые попытались дать ответы на самые сложные вопросы, — говорит куратор. — И тематика нынешнего Триеннале — "Изменения", на мой взгляд, лучше всего проявляется в работах, которые движутся. Ведь именно в движении мы можем зафиксировать изменения, которые происходят с нами и миром".
Другую интерактивную выставку "hell`o`world" можно увидеть в музее-лаборатории "4-го Блока", который открылся на 4 этаже 3 корпуса академии в 2019 году. Это, по словам заведующего кафедры "Мультимедийный дизайн", куратора выставки Михаила Опалева, иммерсивная и интерактивная инсталляция.
"В Чернобыле возник хаос: радиоактивность, взрыв реактора, множество мусора, сожжены радиацией и огнем леса. А искусство имеет свойство собирать то, что было хаосом, в структуру, идею, визуальный ряд. Мы попытались сделать это во взаимодействии со зрителем. Если зритель разместит руку над датчиками, плакаты будут кружиться в одну или другую сторону. А если убрать руку и отойти, то возвращается хаос, — объясняет куратор. — Это все сделано собственными силами, с минимальным использованием ресурсов. Покупали только два датчика. Но студенты сделали это, да еще и в сверхсложном языке программирования TouchDesigner. Они учатся делать из ничего то, что делают за большие бюджеты в Барселоне или Мюнхене".
Влияние "4-го Блока" на студентов и преподавателей ХДАДМ, и влияние обратное — одинаково полезны для всех, считает соучредитель Триеннале, профессор академии Олег Векленко. Он вспоминает несколько поколений студентов "Худпрома", которые воспитывались и росли на примерах работ, присланных на "4-й Блок" со всего мира. И ректором Александром Соболевым этот перечень волонтеров не ограничивается. Волонтерили на триеннале основатели одних из самых интересных и востребованных украинских дизайн-бюро.
"Это Татьяна Борузнова из студии 3Z, Мария Норазян и Илья Павлов, которые сейчас живут в Австрии и управляют собственной студией GRAFPROM (а Илья еще преподает в Институте дизайна и коммуникаций австрийского университета FH JOANNEUM), Ольга Северина, которая организовала нынешнюю выставку "4-го Блока" в Лос-Анджелесе и многие другие. На Триеннале они впервые сталкивались с дизайном такого уровня, видели вживую Карри Пита, Алекса Йордана. Я помню их квадратные от удивления глаза, — смеется Олег Векленко. — Это очень мощный учебный и творческий импульс. В этом году у меня не было морального права приглашать студентов помогать нам, но они приходили сами, потому что хотят быть частью этого, для них "4-й Блок" уже имеет легендарный статус".
Студент 5 курса ХДАДМ Артур Осетров объясняет свое желание быть волонтером проекта просто: "Я помогал с размещением плакатов, делал люверсы (металлические кольца в материале баннера). Это простая физическая работа. Но я смотрел все больше и больше хороших работ, и все лучше и лучше понимал, в каком направлении стоит развиваться, какие приемы сейчас используют дизайнеры в других странах".
Выставки работ членов жюри Триеннале можно посмотреть в главном корпусе ХДАДМ (корпус "Теремок", ул. Искусств, 8). А выставку плакатов из конкурсной номинации Триеннале "Худпром 100", выставку студенческого плаката в технологии дополненной реальности "Неначе Фьюче" и мультимедийную выставку "hell`o`world" — в 3 корпусе (ул. Искусств, 11).
Напомним, Триеннале эко-плаката "4-й Блок" в 1991 году вместе с друзьями-чернобыльцами и коллегами художниками основал Олег Векленко, который с тех пор является неизменным президентом и арт-директором проекта. В целом "4-й Блок" начался с истории жизни Олега Анатольевича, графика-дизайнера, тогда преподавателя Харьковского "Худпрома". В мае-июне 1986 года, в самые горячие месяцы Чернобыльской катастрофы, он принимал участие в ее ликвидации. Вследствие этого Олег Векленко начал работать с темами экологии и защиты окружающей среды в своей профессиональной деятельности. Триеннале помогает доносить эти идеи до широкой украинской и иностранной зрительской аудитории, тысячам художников и дизайнеров по всему миру.
Благодаря его усилиям в разные годы членами жюри триеннале были выдающиеся украинские художники Георгий Якутович, Андрей Чебыкин, Виталий Шостя, Владимир Лесняк и широко известные в мире дизайнеры Ян Райлих (Чешская Республика), Алан ле Кернек (Франция), Фил Рисбек (США ), Ан Сан Су (Корея), Лоранс Мадрель (Франция), Субрата Бхоумик (Индия), Карри Пиппо (Финляндия), Ксяо Йонг (Китай), Сергей Серов, Владимир Чайка, Юрий Сурков (Россия), Яцек Мровчик (Польша) , Такаши Акияма (Япония), Никлаус Трокслер (Швейцария), Алекс Иордан (Франция), Люба Лукова (США) и другие. За тридцать лет существования триеннале в нем приняло участие более 1000 художников и художниц из 53 стран мира, которые в целом представили зрителям около 11000 плакатов экологического и социального направления.
Следить за событиями "4-го Блока" можно здесь.
Смотрите также:
Когда премьера: в Харькове состоялась генеральная репетиция балета "Спартак"