С июня председатель Харьковской облгосадминистрации Алексей Кучер не раз заявлял, что распространение коронавирусной инфекции в Харькове свидетельствует о недоработках первичного звена в Харькове: семейные врачи, терапевты не выявляют всех контактировавших с больными. В горсовете это, однако, каждый раз опровергают. Как же работает "первичка" в Харькове в условиях пандемии?
Отдельный вход и ширма
Как сообщает "Суспільне", на входе в Харьковскую городскую поликлинику №8 меряют температуру. Если она повышена, человека направляют в кабинет терапевта. На нем объявление: "Для лихорадящих пациентов". Попасть в кабинет можно через отдельный вход. От других он отделен белой ширмой на колесах.
"Пациенты знают, что у нас есть дежурный кабинет. Другие, которые не знают, звонят своему семейному врачу, те рассказывают. Всех, у кого есть температура, даже невысокая, мы принимаем. Опрашиваем больных: есть ли нарушение сознания, синюшный цвет рук, лицо, температура какая, находился ли в контакте. Уже из этого делаем какие-то выводы", — рассказывает врач-терапевт Офелия Мустафаева.
При осмотре с помощью пульсоксиметра меряют уровень кислорода в крови. Отклонением считается показатель ниже 92%.
В очереди к врачу
Своей очереди за дверью ждет 67-летняя Любовь. В руках держит рентгенологический снимок. В больницу женщина обратилась через неделю после ухудшения самочувствия. Через несколько минут она узнает, что у нее односторонняя пневмония.
— Плохо себя чувствовала, думала, антибиотики пропью, — говорит пациентка.
— Я вам сейчас дам направление. Вы же понимаете, что это в случае госпитализации — инфекционная больница? — сообщает врач.
Показания для проведения ПЦР-теста нельзя обобщить, говорит врач-терапевт.
"У COVID много лиц. Бывает такое, что человек приходит, и мы уже видим, что этот случай подтвердится 100%. Потому что когда три-четыре дня у человека высокая температура, и она очень плохо поддается снижению с помощью жаропонижающих, это уже "звонок". А бывает так, что человек говорит "у меня ничего нет", мы делаем рентген, а там пневмония ", — говорит Мустафаева.
После каждого пациента обрабатывают поверхности, а после завершения рабочего дня утилизируют рабочую форму, рассказывает терапевт.
33-летняя Елена Савченко сдает ПЦР-тест, чтобы снять диагноз COVID-19. Она лечилась дома полторы недели. С врачом связывалась по телефону и через Viber.
"Симптомы были, как у обычной простуды. Кашель, температура. Принимала антибиотики, которые выписали. Поскольку я работала дома с начала карантина, мой круг контактных лиц было очень маленьким. Только мой муж и все. С ним связалась районный врач. Ему тоже необходимо было сдать анализ на COVID ", — говорит Елена.
С начала карантина в 8-й поликлинике взяли 421 анализ на ПЦР-исследование. Коронавирус подтвердили у 112 пациентов: 48 из них госпитализировали в инфекционную больницу, 64 лечились амбулаторно.
Как ищут контактных лиц
Как только у пациента подтверждается COVID-19, начинается работа с окружением больного.
"За этими людьми пришел круг контактных лиц, которых мы обнаружили, в количестве 240 человек. Эти контактные лица, в основном, члены семьи или какие-то близкие контакты. Это могут быть соседи, друзья, но в меньшей степени. Преимущественно это родственники", — говорит заместитель главного врача Наталья Танько.
В среднем на одного больного обнаруживают 3-5 контактных, говорит Наталья. Выясняют это при опросе больного. Установить больше, чем рассказал пациент, по словам врачей, невозможно. Так же, как и отследить случайные контакты. Например, после поездки больного в общественном транспорте. Если человек работал в офисе и потенциально мог заразить коллег, проводится проверка.
"В этом случае служебная проверка происходит там, где работал пациент. И определяется круг контактных лиц. И если необходимо, направляют в поликлинику. Уже с четкими указаниями, кто заболел в офисе, когда, какой у него эпидномер", — объясняет Танько. Если пациентпо телефону сообщил о тяжелых симптомах или имел контакт с больным, мобильная бригада выезжает за мазком в этот день или на следующий, рассказывает семейный врач-терапевт Марианна Ушакова.
"В зависимости от того, в какое время позвонил пациент. Ведь бывает такое, что звонят в пять часов вечера, поэтому, конечно, бригада на следующий день выезжает", — говорит Ушакова. За время пандемии мобильные бригады больницы — две медсестры и водитель — 211 раз приезжали домой к пациентам.
С больными COVID на амбулаторном лечении семейные врачи держат связь ежедневно, уверяет Марианна Ушакова.
"Пациент должен поддерживать связь со своим врачом. Обязательно! Паниковать не нужно. Если появились жалобы, проконсультироваться со своим терапевтом. Если температура 38 и выше, то по стандарту рекомендуем парацетамол. И, конечно, учитываем противопоказания для каждого пациента индивидуально", — рассказывает врач.
Заместитель главного врача Наталья Танько рассказала о трехмесячном запасе бесплатных лекарств, которые медучреждение получило месяц назад дополнительно от городских властей.
"Выписываем бесплатные лекарства пациентам с подтвержденной пневмонией и COVID-19. Там в основном антибиотики, противовоспалительные препараты и жаропонижающие. Как получают? Приходит медсестра в средстве индивидуальной защиты, приносит к двери. Пациент открывает и забирает", — рассказывает Танько .
По ее словам, за все время бесплатное лечение получили 20 человек.
В поликлинике дают понять: выполняют все приказы МОЗ и делают все от себя зависящее, чтобы выявить контактных.
Претензии области и реакция города
Недостаточно эффективной работу первичного звена в Харькове неоднократно называли в Харьковской облгосадминистрации. Там ссылаются на два показателя: низкий уровень выявления контактных и высокую летальность пациентов с COVID по сравнению с районами области.
Заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения Светлана Горбунова-Рубан заявила, что позиция обладминистрации безосновательна.
"Нельзя городу предъявлять претензии, что здесь больше заболеваний. Потому что здесь условий больше для заболеваний. Это не деревня. Надо разумно и объективно относиться к этой ситуации. Я уже не говорю о том, что в город везут из села . Потому что к нам ездит на работу большое количество людей из пригородных районов. К городу надо относиться с уважением", — сказала Горбунова-Рубан.
Она также отметила, что первичное звено в условиях COVID-19 перегружено работой. Через несколько дней после этих слов председатель Харьковской ОГА Алексей Кучер сказал, что на совещаниях заместитель мэра не была столь категоричной и даже признавала недоработки.
В то же время заместитель Харьковского городского головы Андрей Руденко переложил ответственность за ситуацию на самих граждан и службы, которые должны контролировать соблюдение карантина.
"Если есть какие-то недостатки — давайте определим, какие это недостатки, что нужно исправить и конкретно фамилии, кто за это отвечает. Нет вопросов, мы исправим эти недостатки", — прокомментировал вицемер.
Алексей Кучер ответил, что городские власти стимулирует начать "жесткую проверку".
"Мы же общались и с другим заместителем — это Горбунова-Рубан, которая отвечает за это направление, приводили конкретные примеры по поводу недоработок. Конкретные фамилии назвать... Мы можем их назвать. Тогда давайте начнем огромную проверку. Хотя у нас была договоренность, что они нас услышат", — сказал председатель ОГА.
Изменилось ли мнение в ХОГА
Проверки первичного звена в Харькове не начинали, но проблема остается, говорит заместитель Кучера Тарас Пастух. На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям 3 июля он обращал особое внимание на увеличение количества тяжелобольных харьковчан.
"Это свидетельствует о том, что эти больные не были обнаружены как COVID-инфицированные на ранних стадиях, тогда, когда они могли быть обнаружены как контактные лица", — говорил заместитель председателя ОГА.
Пастух сравнил среднее количество "контактных лиц" в районах и Харькове.
"Когда работает первичное звено в районе, статистически это может быть и 10, и 15 выявленных контактных, а в Харькове это количество может составлять два-три человека, один человек. Люди, не подозревая, что они уже стали контактными, дальше ходят на работу, в транспорт, магазин. Таким образом они становятся причиной распространения вируса", — сказал он.
О качестве работы врача должен заботиться городской департамент здравоохранения, с которым областной департамент постоянно на связи, отмечает Пастух.
"Мы разработали интерактивные таблицы: как только человек признается больным, подтверждается ПЦР-тест - город сразу видит этого человека. Он может сразу предоставить эту информацию поликлинике, которая направила анализ на исследование, передать врачу, который заключил договор с пациентом. В течение 10-15 минут информация может дойти до исполнителя. В эту же таблицу вносят данные о контактных лицах", — рассказал заместитель главы обладминистрации.
"Большинство скрывают"
Можно ли назвать работу с контактными в Харькове тщательной, журналисты спросили у директора городского департамента здравоохранения Юрия Сороколата.
— Например, с семейным кругом, с друзьями, с которым имел контакт больной, с ними как связываются?
— А при чем здесь друзья? — переспросил Сороколат.
— Это круг зараженных лиц! Их должны проверять по протоколу?
— Нет. Если есть симптомы. У нас как проверяют? Должны появиться симптомы заболевания. Конечно, если есть симптомы заболевания, и врач определяет, что человека нужно проверить на коронавирусную инфекцию, он это назначает. Но прежде всего должны не скрывать от врача, что он был в контакте. Или больной должен не скрывать, кто был с ним в контакте. А пока мы выясним, определим, кто... большинство скрывает. А многие не знают, что были в контакте. Как вы узнаете, когда вы едете в автобусе, и с вами ехал больной коронавирусом? — ответил директор городского департамента.
Выводы
Одна поликлиника не отражает состояние дел во всех городских учреждениях. Однако показательна для того, чтобы составить впечатление о работе медицины в городе.
Претензия по незначительному количеству контактных лиц, которое выявляют медики первичного звена в Харькове, является справедливой, но на эти показатели могут влиять объективные факторы. Если верить медработникам, не все больные рассказывают, с кем имели контакт. "Допрашивать" ли пациента, зависит от настойчивости врача.
Комментарий главы городского департамента Юрия Сороколата противоречит установленному стандарту МОЗ. Согласно ему, все лица, контактировавшие с COVID-позитивным человеком, независимо от того, есть ли у них симптомы, должны пройти ПЦР-исследование на 14 сутки после контакта (или сделать ИФА-тест, если ПЦР невозможно провести в течение суток) . Если симптомы появляются раньше, потенциально больной автоматически переходит в категорию "подозрительный случай" и должен быть протестирован раньше.
Нельзя исключать и ответственность самих людей. Тогда как в Минздраве говорят о вероятности продления карантина, в местах массового скопления, наземном транспорте в Харькове люди ездят без масок и не соблюдают социальную дистанцию. Владельцы кафе, ресторанов и ночных клубов нарушают ограничения. А часть людей вообще отрицает существование COVID.
Смотрите также: : "Не надейтесь, что вас успеют спасти": анестезиолог показал, что происходит в харьковской инфекционке