От площади Конституции, плавно спускаясь к улице Клочковской и реке Лопань, следует Бурсацкий спуск. Образовался он много лет назад на месте оврага между двумя нынешними станциями метро – "Историческим музеем" и "Центральным рынком". Это один из самых известных спусков в Харькове.
Духовная семинария (или, как тогда говорили, бурса), открытая при Харьковском коллегиуме в XVIII столетии, подарила спуску его нынешнее название. Здание бурсы было построено в 1773 году. Большой каменный одноэтажный дом, в котором находились классные комнаты и жили бурсаки (в основном, дети-сироты), в 1825 году значительно расширил архитектор Васильев, а в 1885 году его полностью перестроили. Ныне – это центральный корпус Харьковской государственной академии культуры. В 60-80-х годах XIX столетия Бурсацкий спуск также назывался Семинарской горой.
Подняться по Бурсацкому спуску - непросто, ведь угол наклона там - 10 градусов.
Интересный факт происхождения сугубо харьковского ругательства "ракло" (невежливый, недалёкий человек, хулиган) связывают с бурсой. Поговаривают, что бурсаки, устраивали регулярные набеги на торговок Благовещенского базара: с криком "вперёд, Гераклы" они разгонялись на спуске и проносились через базар, хватая всё, что плохо лежит (в основном еду). "Гераклы" же в устах неграмотных базарных торговок трансформировалось в "раклы": с криком "раклы бегут!" они прятали товар. Позже, в связи с нормами украинского языка, появилась форма единственного числа "ракло".
Здесь очень много старых зданий, которые практически не изменились со времен их постройки.
Также в 80-е годы прошлого века в харьковском молодежном сленге слово "бурса" обозначало ПТУ (и сегодня часто можно встретить такое выражение). В разговорах студенты иронично использовали слово "бурситет" - от "бурса" и "университет".
Пересказы харьковских старожилов ведают о жизни бурсаков, чья учеба изобиловала хорошо знакомыми хрестоматийными фактами из повести Николая Помяловского "Очерки бурсы" – скудным рационом, строгими наказаниями. Так же, по легенде, на лавочках Бурсацкого спуска свою поэму "Ладомир" написал Велемир Хлебников.
На Бурсацкий спуск выходит один из выходов станции метро "Исторический музей".
Из воспоминаний одного воспитанника Харьковского коллегиума о бурсе узнаем, что в классах не существовало ни одной печи. Чернила замерзали от холода, и бурсаки, желая написать что-нибудь, нагревали чернильницы за пазухой. Начальство не давало воспитанникам ни белья, ни одежды, ни обуви. Кормили их в обед постными щами, ржаным хлебом и сухарями. На ужин – гречневые галушки, величиной каждая почти в полфунта (чуть больше 200 граммов).
Названием спуск обязан бурсакам.
В начале ХХ века спуск стал одной из важных магистралей, который связывал Нагорную и Залопанскую части города. Однако городская дума долгое время не уделяла никакого внимания благоустройству улицы, и местным жителям приходилось самим ремонтировать пришедшую в негодность дорогу. В литературе даже есть описания тогдашнего состояния спуска:
Он от участка в речку прямо к базару грязному идёт.
Ах, надо переулок тот давно назвать "Бурсацкой ямой"...
Его так часто от дождей водою сильно размывало,
что массу на него рублей управа наша издержала.
Чтоб сумму ту вернуть большую, необходимо здесь открыть
зимою горку ледяную и весь доход употребить
на то, чтоб этот спуск исправить и от воды его избавить.
Иванов Василий (Шпилька), "Путеводитель по Харькову", 1890
Памятная табличка революционерам напоминает о событиях начала прошлого столетия.
Только в 60-х годах ХIХ века спуск обустроили. По спуску и мосту через Лопань организовали соединение с Благовещенским рынком. На спуске построили небольшие частные каменные домики, а улицу стали озеленять. В 90-х годах ХIХ века на спуске разбили сквер.
В период немецкой оккупации в здании бывшей бурсы находился подпольный Харьковский губернский революционный комитет. Свидетельством этого является мемориальная доска, установленная на нынешнем здании Харьковской государственной академии культуры.
Не менее интересная картина может развернуться пред нами, если раскопать Бурсацкий спуск в центре аллеи. Там найдется не одна сотня или даже тысяча останков немецких солдат.
Духовная семинария (или, как тогда говорили, бурса), открытая при Харьковском коллегиуме в XVIII столетии, подарила спуску его нынешнее название.
– После очередного кровавого боя за город в 43-м году на Бурсацком спуске погибло большое количество немцев, – рассказывает Иван Ефимович, очевидец оккупации, – И их просто завернули в землю.
Параллельно Бурсацкому спуску следует живописный Классический переулок, далее – Мордвиновский переулок, от которого идет маленький тупик – Харинский переулок (Саммеровский). Все три переулка сходятся к Бахтинскому двору. От Бурсацкого спуска начинается параллельная Сумской Рымарская улица.
Люся Гурченко очень любила Бурсацкий спуск.
Маленькая подвальная комната в большом здании по Мордвиновскому переулку, 17, была первым домом Народной артистки СССР Людмилы Гурченко. Юная Люся очень любила гулять по Рымарской, через Бурсацкий спуск к Клочковской. Об этом она неоднократно вспоминала в своей автобиографической книге "Мое взрослое детство". А во времена войны ее мама работала в кафе на углу Бурсацкого спуска, как раз напротив входа в базар.
Сегодня Бурсацкий спуск – одно из любимых мест харьковчан и гостей города. Протяжность спуска – около 500 метров, а довольно крутой угол наклона, без привычки заставляет потратить немало сил, чтобы выйти наверх. В любое время года, в любую погоду спуск полон людьми и радует взор своими архитектурными красотами.