Харьковчанин Алексей КРИВУШКО: «Гагарин спросил меня: «А не взорвешь на старте?»

Наш земляк заправлял ракету, на которой первопроходец отправился в космос. Даже 50 лет спустя он дословно помнит разговор с Юрием Гагариным, который состоялся 11 апреля 1961 года.

13 апреля 1961 года по всему Харькову проходили стихийные митинги.

На космодроме Байконур в 1960-х работало много наших земляков, один из них - Алексей Кривушко. 25-летний лейтенант заправил топливом ракету, на которой Гагарин облетел Землю.
11 апреля отряд космонавтов прибыл на старт. После осмотра ракеты Юрий Алексеевич обратил внимание на агрегат, который заправлял ракету горючим.
- Они с Титовым зашли в заправщик. Я кратенько рассказал, что это такое, как работает. Тогда Гагарин спросил: "А не взорвешь на старте?" - вспоминает ветеран Байконура, полковник ракетных войск в отставке Алексей Кривушко.
Вопрос этот был далеко не праздным, поясняет ветеран Байконура. За полгода до гагаринского старта на космодроме произошла ужасная трагедия: 24 октября 1960-го взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. За считанные минуты сгорели 92 человека (см. "Комсомолку" за 25 октября 2010-го и сайт kp.ua). Тогда советским людям, естественно, о ЧП не сообщили, но космонавты о катастрофе знали.
Вопрос Юрия Гагарина немного задел начальника боевого расчета по заправке.
- Почему вы о нас такого плохого мнения? – удивился лейтенант Кривушко в ответ. – У летчиков в самолете парашют, запасной аэродром и катапульта, система аварийного спасения... Если что-то случается на старте, натянута стальная сетка, чтобы поймать падающий объект. А у заправщика только костюм – мы сгораем дотла...
Выслушав ответ лейтенанта, Гагарин сказал: "Леша, если будут какие-то трудности в жизни, обращайся".
Разговор Кривушко с Гагариным продолжался всего несколько минут, а прервал беседу Королев фразой: "Что там земля учит небо?" Космонавты и конструктор улыбнулись и ушли.

Свой разговор с первым космонавтом 11 апреля 1961 года Алексей Кривушко помнит в деталях.

А в это время...

Лекторы планетария выезжали на площади и в поля

Автобус с надписью "Планетарий" курсировал по харьковским улицам и площадям

13 апреля 1961 года по всему Харькову проходили стихийные митинги. Активное участие в них принимали сотрудники планетария.
- В те годы у нас был собственный автобус, на котором мы выезжали на лекции.  Информация тогда была засекречена и ничего, кроме сообщения ТАСС, в распоряжении лектора не было, - говорит Галина Железняк, директор Харьковского планетария им. Юрия Гагарина. - Загрузив в автобус все подручные средства - телескоп, плакаты, карту Луны - лекторы отправлялись в народ.
В планетарии сохранились фотографии, на которых толпы харьковчан слушают лекции и заглядывают в телескоп напротив здания ЮЖД, в районе Центрального рынка и в других узнаваемых местах. Автобус с надписью "Планетарий" курсировал по харьковским улицам и площадям, а бывало, что выезжал и в область.
- Наши сотрудники работали и на сеновале, и среди коров, и среди полей, где выращивали свеклу, - с улыбкой рассказывает Галина Васильевна. – Полет дал толчок неимоверного интереса к космосу.

Кстати

"Всерьез рассуждали, что через 10 лет высадимся на Марсе"

13 апреля 1961 года в Харькове сотни людей слушали лекции планетария и выстраивались в очереди к телескопу.

Организатору фестиваля фантастики "Звездный мост" Николаю Макаровскому в 1961 году было 14, он прекрасно помнит те апрельские дни, ощущение праздника и сопричастности к чему-то великому.
 

Байконур. Команда заправщиков после гагаринского старта. Кривушко на фото - второй слева.

- Люди тогда жили небогато, сказывались последствия войны. У нас в коммуналке было еще 12 соседей самых разных возрастов и занятий: завгар, слесарь, продавщица… Все, как один, ликовали. Восприняли полет Гагарина как некую общую победу, - вспоминает Николай Александрович. – Интересно в нашей реальности представить какое-нибудь событие, чтобы люди все вместе обрадовались.
Обсуждение полета и вообще космическая тема стали тогда самыми популярными. От школьников до пенсионеров все только о звездных далях и говорили.
- Мы тогда думали, что начинается космическая эра. Всерьез рассуждали о том, что лет через десять на Марсе высадимся, - улыбается Макаровский. - Была такая чистая незамутненная вера в экспансию человечества.

Фото автора, из личного архива Алексея КРИВУШКО и предоставлено Харьковским планетарием.

"Комсомольская правда", Наталья Амирханян. 

Последние новости