"Геродот", сумасшедший, "двуглавый": 10 фактов о харьковских мэрах, которых вы могли не знать

10 фактов о харьковских мэрах

Купцы и ученые, дворяне, разночинцы и пролетарии, социалисты-революционеры, коммунисты и бывшие коммунисты, меценаты и скряги, казнокрады и бессребреники, люди в высшей степени рассудительные и подозреваемые в сумасшествии — кто только не руководил Харьковом за два с половиной столетия. Должность харьковского городского головы появилась примерно в 60-х годах XVIII века (в советские времена эквивалентом понятия "мэр" можно считать должность председателя городского исполкома). В качестве первого мэра Харькова в историю вошел Павел Гуковский, о котором известно, что он был выходцем из казацкой старшины, дослужился до сотника, отвечал в городе за борьбу с пожарами и владел шинком.

Представляем коллекцию из 10-ти фактов о харьковских мэрах.


Сумасшедший мэр


В Харькове сохранился дом, в котором проживал городской голова Егор Урюпин. Ныне на доме установлена памятная табличка.

Егор Егорович Урюпин, руководивший городом в 1799-1805 годах, вошел в историю как личность легендарная. Он прославился тем, что считался человеком в высшей степени бескорыстным, не позарившимся ни на одну городскую копейку, и твердо стоял на позициях соблюдения законности, за что, согласно одной из городских легенд, и был объявлен сумасшедшим. Урюпин отказался участвовать в незаконных поборах, которые якобы проводил губернатор Артаков. Правда, есть и иная версия: городской голова Урюпин сам “начал проявлять буйственные поступки”, выражая несогласие с размещением в его доме на постой военных, и впоследствии длительное время пребывал на лечении.


Основатель Москалевки


Согласно одной из городских легенд, крупнейший харьковский землевладелец Федот Дорофеевич Карпов (городской голова в 1808-1811 годы) был основателем исторического района Москалевки. В этой части города он селил отставных солдат. В XIX веке солдаты в Украине нередко назывались "москалями". Отсюда и пошло название Москалевки.


Мэр – прототип сценических персонажей


Здание городского училища, построенное на средства купца Костюрина в районе современного сквера "Победа". Разобрано в 80-х годах прошлого века при реконструкции сквера

Купец-виноторговец Сергей Кондратьевич Костюрин, занимавший должность городского головы с 1853 по 1858 годы, слыл фигурой чрезвычайно колоритной. Благодаря этому его имя осталось не только в городских хрониках, но и в истории драматургии. В доме Костюрина как-то останавливался известный драматург Александр Островский. Знатоки драматургии утверждают, что некоторыми чертами Костюрина автор наделил персонажей своих пьес.

Но Сергей Кондратьевич Костюрин был ценен городу не только знакомством со "слугами Мельпомены". За собственные средства он построил здание 1-го городского начального училища.

Существующий ныне переулок Костюринский также назван в его честь.


Самый молодой мэр


Их лиц, занимавших именно должность городского головы, самым молодым является купец 2-й гильдии Николай Дмитриевич Шатунов (1867-1870 годы). Здраво рассудив, что одной молодости для того, чтобы остаться в истории, явно не достаточно, Шатунов увековечил свое имя тем, что при его мэрстве была открыта знаменитая в дореволюционные времена Александровская больница, принимавшая пациентов без различия звания и сословий.


Родственник фельдмаршала Кутузова


Иван Тимофеевич Голенищев-Кутузов, руководивший городом в 1893-1900 годах, был выходцем из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый победитель Наполеона фальдмаршал Михаил Кутузов. Факт, вне всякого сомнения, любопытный, но для эффективного управления крупным городом - недостаточный. Голенищев-Кутузов вошел в местные хроники как городской голова исключительно предприимчивый. Для пополнения городской казны он организовал ряд доходных муниципальных предприятий – скотобойни и электростанцию.


Самоуправление плюс электрификация всего города


Электрический трамвай в Харькове появился во времена городского головы Александра Погорелко

Еще задолго до знаменитых планов электрификации, разработанных большевиками, харьковский городской голова Александр Константинович Погорелко (1900-1912 годы) приступил к реализации проекта городского электрического освещения. Именно во времена мэра Погорелко в Харькове был пущен электрический трамвай. Помимо трудов по благоустройству, Погорелко остался в городской истории как апологет всестороннего развития местного самоуправления, что и в наши времена – сто с лишним лет спустя - остается более чем актуальной задачей.


"Харьковский Геродот"


Самым знаменитым мэром, пожалуй, следует считать выдающегося ученого-историка Дмитрия Ивановича Багалея (1914-1917 годы). Благодаря его творческому гению Харьков и Слобожанщина имеют собственную систематизированную историю. Его перу принадлежит ныне хрестоматийный труд "История города Харькова за 250 лет его существования с 1655 по 1905 год: в 2-х томах".


"Двуглавый мэр"


Спустя четыре месяца после свержения самодержавия, 9 июля 1917 года в Харькове прошли выборы в городскую думу, которые назвали "первыми демократическими выборами". Убедительную, по нынешним меркам, победу одержала партия социалистов-революционеров (46,4% голосов, 54 места в городской думе). Кадеты получили 16 мест, меньшевики – 13 и большевики – всего 11.

А руководство городом решили сделать "двуглавым", разделив функции городского головы и председателя городской думы. Городским головой стал эсэр  Сергей Стефанович, а председателем думы - его коллега по партии Яков Рубинштейн. Оба были репрессированы в 30-х годах.


Мэр-метростроитель


Открытие харьковского метрополитена 23 августа 1975 года

Строительство первой ветки харьковского метрополитена практически от начала и до завершения пришлось на времена, когда городом управлял Юрий Гуровой (1969-1976 годы).


Кто "придумал" День города?


Инициатором главного харьковского праздника - Дня города - можно считать председателя горисполкома Степана Соколовского (1986-1990 годы). Идея была "подсмотрена" у западных соседей во время участия харьковской делегации в 14-й встрече мэров крупных городов в Милане в 1987 году. Правда, изначально День города отмечался 20 сентября и лишь позже был объединен с Днем освобождения Харькова – 23 августа.

70-80-е годы были периодом стремительного строительства в Харькове жилья и различных инфраструктурных объектов. Согласно проектам, которые разрабатывались во времена Соколовского, в начале XXI века в Харькове планировалось открытие 35-й станции метро, реконструкция Клочковской, развитие жилого строительства в сторону Дергачей и расширение площади Харькова за счет включения в городскую черту прилегающих территорий.

Источник:

Больше статей об истории Харькова

Обсудить эту новость можно на нашей странице в 

Читай все новости в нашем канале 

Последние новости