14-16% школьников имеют серьезную интернет-зависимость, которая сказывается на их психическом и физическом здоровье.
Такие данные были приведены во время круглого стола на тему "Киберзависимость несовершеннолетних как предпосылка девиантного поведения", который прошел 15 февраля во Дворце культуры Главного управления Нацполиции.
В ходе круглого стола сообщалось, что недавно было проведено исследование отношения детей к компьютеру и интернету в Харьковском лицее №89, школе-интернате "Лицей "Правоохранитель", Харьковской общеобразовательной школе №121 и нескольких других учебных учреждениях. Детям задавали вопросы, они заполняли анкеты и писали сочинение "Я и мой компьютер".
Итоги исследования
1. Знакомство харьковских школьников с компьютером происходит в возрасте 5-6 лет (почти 72% опрошенных). Ученики младших классов вообще не помнят жизни без компьютера.
2. Более 76% школьников указали на компьютер и телефон как на свои основные увлечения.
3. Среднее времяпровождение школьников в интернете составляет 5-6 часов в сутки, в основном в онлайн-играх. Некоторые указали, что находятся в сети до 16 часов в сутки.
4. 82% опрошенных ощущают неудовлетворенность со стороны родителей, друзей и родственников в отношении длительного времяпровождения ими за компьютером.
Как отметил академик Национальной академии правовых наук Украины Александр Бандурка, от киберзависимости, по данным различных исследований, страдают 14-16% детей, а 6-8% имеют тяжелые последствия от такой зависимости. Они проявляются в таких заболеваниях, как шизофрения и другие психические расстройства, невралгия, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз), близорукость и пр.
"Прежде всего в киберзависимость попадает ребенок, не связанный с окружающим миром, кроме как с помощью интернета. Причины ухода в виртуальный мир — проблемы в семье, школе, в окружении, иногда в психическом или физическом здоровье. И запретом тут не помочь. Любовь к играм — это нормальное явление для ребенка, но если в его жизни отсутствует спорт, художественная самодеятельность, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родными, то это как раз и ведет к киберзависимости. Интернет дает возможность создать себе новый образ, получить все, чего не хватает в обычной жизни, там можно найти общение, внимание, любовь или воплотить свои фантазии и мечты. Но в итоге дети теряют способность к социальной адаптации, возникают проблемы со здоровьем", — отметил Александр Бандурка.
Опасные последствия
Еще одна проблема, к которой ведет интернет-зависимость детей, носит криминальный характер. Как сообщил начальник отдела ювенальной превенции ГУ Национальной полиции в Харьковской области Андрей Хоменко, ряд правонарушений, которые совершают подростки, напрямую связан с компьютерными технологиями.
Например, в прошлом году в Основянском районе один несовершеннолетний совершил 11 правонарушений, связанных с мошенничеством, на популярном сайте покупок и продаж. Кроме того, подростки, совершающие кражи, снимают этот процесс на видео, которое выкладывают потом в закрытых группах вроде "Украдено… " в сети "Вконтакте".
Андрей Хоменко также напомнил, что в 2017 году большой резонанс в обществе получили факты участия детей в т. н. группах смерти - "Синий кит", "Разбуди меня в 4:20", "5:17", "5:18" и других, которые провоцировали подростков к совершению суицида. Благодаря проведенной профилактической работе в Харькове и Харьковской области подобных случаев удалось избежать.
"Еще одна проблема — бегство детей из семьи. В прошлом году в полицию поступило 356 заявлений о розыске 370 детей. В течение суток были найдены 95% пропавших, большинство из которых — в интернет-кафе и клубах, где есть выход в интернет или можно поиграть в онлайн-игры", — сообщил Андрей Хоменко.
Нет единого подхода
Как отметили участники круглого стола, в государстве предпринимаются определенные попытки что-то сделать для уменьшения киберзависимости детей. Так, в Украине была принята программа "Безопасный интернет", Министерство образования и науки рассматривает вопрос введения должностей детского психолога и социального работника в каждой школе, в системе МВД создана ювенальная превенция, которая занимается предупреждением детской преступности. Также внедряется ряд мероприятий на уровне города.
"Но все это напоминает мозаику, когда все что-то делают, но нет единого подхода, движения, фронта. Надо разрабатывать дополнительные мероприятия, привлекать общественные организации, заинтересованные ведомства, проводить массовую работу с родителями. Такие встречи, как сегодня, необходимы и полезны для взаимодействия и совместной работы. Мы хотим перенести этот опыт и на Харьковскую область, и на Украину в целом. Только общими усилиями тут можно добиться конкретных целей", — резюмировал академик Национальной академии правовых наук Украины Александр Бандурка.
СМОТРИ ЕЩЕ:
Отравление первоклассников в Харькове: директор школы "отделался" штрафом
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram