Пристальное внимание, прикованное к "синим китам" спровоцировало всплеск интереса у детей и подростков к группам самоубийц.
Смертельные квесты стали писком моды у подрастающего поколения. Их проходят целыми классами, соревнуясь, кто выполнит опасных заданий больше и сделает это быстрее.
Напомним: В Харькове спасли участника игры "Синий кит"
По словам президента ассоциации многодетных семей АММА, доцента кафедры социальной работы и социальной педагогики Харьковской гуманитарно-педагогической академии Юлии Ибрагим, массовая шумиха и навязчивая профилактика чего бы то ни было нередко дает противоположный эффект.
— Вот пример из моей практики. Помню, в школах были введены профилактические мероприятия по борьбе с алкоголизмом и табакокурением среди подрастающего поколения. С этой целью социальных педагогов снабдили яркими красочными книгами-пособиями. Когда я ее пролистала — у меня волосы дыбом встали. Все вопросы были построены так, что, наоборот, побуждали детей попробовать запретный плод", — говорит Юлия Ибрагим. — Например: "Помогает ли алкоголь найти новых друзей?". Как вы думаете, что сделает ребенок, который имеет проблемы с коммуникацией, но раньше даже не задумывался о выпивке? Естественно, попробует: "А вдруг друзья появятся". И таким образом была построена вся книга. Как выяснилось, чудо-пособия педагоги получили на семинаре, спонсором которого выступала... компания по производству пива. Аналогичная ситуация получилась и с "синими китами".
Бдительная учительница: в Харькове спасли участника игры "Синий кит"
Профилактика превратилась в пропаганду
Вопреки благим намерениям, профилактика, призванная оградить детвору от опасного влияния суицидальных групп, превращается в пропаганду, причем во многом благодаря непрофессиональным действиям "специалистов".
— Поскольку наша организация объединяет огромное количество семей Харькова и области, к нам стекается информация из разных школ и учебных заведений. Сейчас огромное беспокойство у родителей вызывает то, что тема "синих китов" стала очень популярной в школьной среде. В некоторых школах дети начинают проходить квесты целыми классами, — говорит Юлия Ибрагим. — Таким образом, если раньше тема касалась единиц — ребятишек, у которых действительно есть проблемы во взаимоотношениях, то сейчас детей и подростков массово приводит в эти группы интерес.
Социальные педагоги в школах в своем стремлении спасти детвору от страшной напасти зачастую действуют настолько топорно и грубо, что нередко подталкивают мальчишек и девчонок к опасным играм.
Как убивают подростков "группы смерти": эксперимент журналистов
— Например, в школах устраиваются прилюдные проверки. При всем классе заставляют детей закатывать рукава и показывать, нет ли у них на руках характерных царапин, порезов, рисунков. Если вызвал подозрение или отказался демонстрировать при всех части тела — сразу же ставятся в известность родители, — продолжает президент ассоциации многодетных семей. — Но это же неправильно! Во-первых, не все родители адекватно реагируют на проблему. Порой неподготовленные должным образом мамы и папы начинают упрекать, ругать ребенка, окончательно загоняя его в стрессовое состояние и подталкивая к шагу, который может быть фатальным. Во-вторых, об "интересной игре" вдруг узнают и те дети, которые о ее существовании и не догадывались. Это возбуждает интерес попробовать, ведь дети очень любопытны, их так и тянет испытать что-то новое, неизведанное.
Поэтому, по мнению Юлии Ибрагим, очень важно научить педагогов не навредить — то есть аккуратно распознать опасную ситуацию и деликатно оградить от нее ребенка.
Запустить в сеть правильную альтернативу
По мнению Юлии Ибрагим, чтобы справиться с проблемой, нужно, наоборот, подавить интерес подростков к смертельному квесту, который в последнее время стал просто модным.
— Нужно продумать механизмы, позволяющие затереть проблему в головах детей, чтобы они воспринимали смертельную игру как абсолютно глупую затею, а не как модную и интересную, — говорит она. — Наверное, должно появиться нечто равноценное, что могло бы увлечь детей, но при этом имело бы положительный настрой. Возможно, по принципу тех же квестов и заданий, но не приводящих к суициду, а направленных на развитие навыков, получение новых знаний. То есть придумать механизм, чтобы социальные сети были обучающими в правильном русле.
По мнению эксперта, это должна быть комплексная работа, к которой необходимо привлечь и IT-специалистов, педагогов, и психологов, киберполицию.
— Раз уж детей тянет в соцсети — нужно даже момент включать в учебный процесс, — говорит Юлия Ибрагим. — Например, чтобы получить какие-то знания — нужно пройти определенный квест. Однако это должна быть системная качественная работа хороших специалистов.
Что делать родителям
Ну и, конечно же, родители должны уделять больше внимания своим детям.
— Важно, чтобы дети были заняты — пусть это будет изучение какого языка, спортивная секция и т. д., чтобы они не тосковали дома в ожидании взрослых, — говорит Юлия Ибрагим. — Если ребенок уже попал в опасную группу — в этом есть доля вины родителей. Поэтому ругать ребенка нельзя. Нужно просто стать ближе, ввести какие-то моменты совместного время препровождения. С детьми нужно гулять, причем не так, как это часто бывает: мама — в телефоне, а отпрыск, предоставленный сам себе, бегает рядом. Нужно общаться с ребенком — смотреть ему в глаза, разговаривать. Это очень важно, дети в этом нуждаются и, если не находят этого в родных взрослых людях, найдут в чужих. Поэтому дети и сидят в соцсетях — там их выслушают, поймут, научат. Посмотрите на нынешние семьи — они не разговаривают друг с другом, не общаются. Если куда-то вместе и выходят — каждый в своем телефоне или планшете. У них нет общих интересов. Они вроде бы рядом — но так друг от друга далеко...
Покажи свои руки: харьковских школьников будут проверять на участие в смертельных играх
Уйти за 50 дней
За последнее время специалистами киберполиции в Харьковской области было обнаружено и заблокировано 19 аккаунтов, которые пропагандировали детский суицид. Среди этих сайтов — "Синий кит", "Беги или умри", "Исчезни на 24 часа", "Разбуди меня в 4.20" и другие. Вступивший в такое сообщество принимает на себя обязательство уйти из этого мира за 50 дней, выполняя различные указания куратора.
Источник: Вечерний Харьков