Без "домашки" и оценок: какие изменения ждут харьковских первоклашек в этом году

Что изменится для первоклашек с 1 сентября 2016 года

Минобразования упростило жизнь ученикам младших классов, кардинально изменив подход к их обучению и оцениванию. Основные новшества, которые заработают уже с 1 сентября этого года.


Отменят оценки и домашние задания

Масштабные изменения коснутся оценивания учеников. Для первоклашек его полностью отменят. В МОН обещают, что их знания и успехи оценивать теперь будут только "вербально", иначе говоря, на словах. Второй класс тоже может остаться без традиционных отметок — этот вопрос будут решать непосредственно педсоветы в школах. А такие предметы, как информатика, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физкультура, труды и основы здоровья не будут оцениваться вплоть до четвертого класса. Кроме того, оценки школьников станут конфиденциальной информацией: их нельзя будет вывешивать на стендах или озвучивать на родительских собраниях. Уйдет в прошлое и "агрессивная" красная паста для исправления ошибок — учителям советуют заменить этот цвет на свое усмотрение.

По рекомендации Минобразования, для первоклассников отменят домашние задания. Для остальных же классов начальной школы введут несколько условий. Во-первых, "домашку" нельзя будет задавать на выходные дни и каникулы, а во-вторых — ее сложность будет четко регламентирована временем. У второклассника выполнение домашнего задания должно занимать не более 45 минут, у ученика 3-го класса  — не более 1 часа 10 минут, а у детей из 4-го — полутора часов. Отказались в МОН также от оценок за каллиграфию и ведение тетрадей. Единственное требование — письмо должно быть разборчивым и аккуратным. Ну и, наконец, младшеклассники перестанут читать на скорость, а к таблице умножения будут приступать только со второго класса.

Кроме того, дали больше свободы учителям — теперь они сами будут решать, сколько часов нужно выделять для изучения той или иной темы.


Больше практики

Изменения затронули все программы начальной школы. Общее для всех программ – снято распределение часов по темам. Раньше учитель был обязан читать тему столько, сколько прописано в программе.

"Если он вычитал тему, и класс уже все понял, все равно был обязан толочь воду в ступе, пока не закончатся часы. И наоборот, если тема классу не давалась, он был вынужден переходить к следующей, потому что часы закончились. Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное – как достичь со своим классом лучших результатов", – говорит Коберник.

Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. "А это не отвечает цели урока физкультуры в начальной школе, – считает советник. – Дети в первую очередь должны двигаться. Или в музыкальном искусстве было требование четко, дословно знать определение музыкальных жанров и терминов, которыми не пользуются даже профессиональные музыканты".

"Меняется цель образования: детей в начальной школе учат не зубрить без понимания, не запоминать единственно правильное решение, а думать и решать задачу разными способами", – пояснил эксперт в вопросах образования Андрей Черных.

Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. "Родители это называли азбукой Морзе, когда надо было, чтобы в первом классе дети формировали предложение по схеме. Решили от этого отказаться и сделать упор на технику и практику разговорной речи", – рассказал Черных.

В чтении отменили "гонки на скорость": теперь упор на правильную речь и анализ прочитанного.

В преподавании английского языка переходят от письменной речи к разговорной. Раньше для первого класса существовало требование, что дети должны уметь писать слова, словосочетания и предложения. "В 6 лет дети еще не умеют писать даже на родном языке. А английский – один раз в неделю. Это неэффективно. Поэтому обновленная программа предусматривает устный вводный курс в первом семестре 1 класса, письмо вводится только во втором семестре, и только буквы и простые слова. И наконец в Украине начнут, как во всем цивилизованном мире, учить писать на английском языке шрифтом print script, это полупечатные буквы. Рукописный шрифт времен Шекспира, честно говоря, уже практически не используется, и даже в Британии и США детей учат писать полупечатными буквами", – утверждает Коберник.


Примут ли реформы учителя

В МОН отмечают, что реформа продиктована необходимостью давать ученикам не только знания, но и понимание того, как их использовать. Кроме того, новые правила помогут уйти от эмоционального давления на детей, когда они боятся ошибиться или принести домой плохую оценку. Психолог Елена Лукьяненко отмечает, что новшества для младших классов будут позитивными, и дети перестанут бояться ошибок: "Для первоклассников учеба очень стрессовая, они по-разному привыкают: кто-то за неделю, кто-то за год. И чем меньше будет каких-то "ты должен", тем лучше будет проходить адаптация. Опять же, среди родителей есть соревновательный момент, и они зачастую забывают, что ребенок психологически, например, не может быть отличником. Поэтому психологический комфорт ребенка однозначно станет выше". А вот родители первоклашек опасаются, готовы ли к изменениям сами учителя. "Идея хорошая, но я сомневаюсь, что учителя смогут быстро подстроиться под новые требования, — говорит мама первоклашки Ольга Синишина. — Особенно учителя старой закалки, с большим педстажем, тянущимся с советских времен. Думаю, сперва будет трудно и детям, и педагогам".

Глобальная реформа: в Украине меняется программа и система школьного образования

Харьковские школьники будут учиться по новой программе: что изменится

В Харькове реконструируют 12 школьных стадионов

Харьковчане в петиции требуют прекратить поборы в школах и садиках

По материалам "Сегодня"

Последние новости