Что мне снег, что мне зной…когда в Харькове – АТО. Не в рифму, без жары, но в целом жизненно. Особенно для нацгвардейцев, патрулировать с которыми Vgorode отправился в самую непогоду.
С тех пор, как в Харькове объявили о спецоперации, или АТО (не путать с "АТО" на Донбассе), люди в форме на улицах стали не редкостью. Сначала харьковчане их побаивались, теперь, кажется, привыкли и даже перестали забывать дома документы. Проверить их могут в любой момент, а отчитываться "на каком основании" станут вряд ли – все и так понятно.
Мерзко, мокро, город заметает…
…пока возле райотдела для инструкций перед патрулированием выстраиваются бойцы, фантазия рисует вкусную картинку.
- Замерзший нацгвардеец несет службу и думает о доме...
- Во время службы боец думает только о задачах, которые обязан выполнять, - прерывает мой полет пресс-офицер Дмитрий Образцов. – Иначе толку не будет. А мысли о горячем ужине и теплой ванной уже после патрулирования, дома.
Инструктаж перед патрулированием.
Короткая инструкция – обязательный момент перед выходом на маршруты. Бойцам озвучивают милицейские ориентировки (кто находится в розыске), говорят о том, на что нужно обращать внимание (свертки, бутылки, "бесхозные" сумки) и напоминают – не забываем о личной безопасности.
После патрули расходятся и разъезжаются по своим "квадратам".
Сколько их и где пролегают маршруты – засекреченная информация. Равно как и количество бойцов, вышедших на улицы Харькова.
Едем в милицейской машине по направлению к площади Свободы. Несколько смущенные ребята рассказывают – они солдаты-срочники, приехали из Житомира. За два года в отпуске были только 10 дней, живут в казарме, а обзавестись знакомыми в Харькове не так-то просто из-за службы. Говорят, харьковчане на них – людей в форме – реагируют адекватно, а "ватников" в последнее время стало меньше.
Руки в карманах - повод для подозрения.
В центре выходим из машины и присоединяемся к патрулю харьковчан. В патрулировании, кстати, ребята не новички – служат еще со спокойного 2013 года.
- Мы несем службу по шесть часов, охраняем порядок, - рассказывает солдат Андрей Афанасьев. - Есть определенные маршруты, на которые нас выставляют каждый день. У нас есть пункты обогрева, куда мы можем заходить на десять минут каждый час - нам достаточно. На маршруте не едим, хватает того, что выдают в части (от обеда до ужина – прим.Vg).
Нацгвардейцы идут по улице и уже профессионально смотрят на прохожих. Особое внимание обращают на мужчин от 20 до 40 лет. Темная и спортивная одежда, руки в карманах, сумка – подозрение может вызвать каждый.
Удивительно, но никто из тех, кого останавливают для проверки документов, не возмущается и не теряется.
- Я понял, что в связи с ситуацией, которая сложилась у нас в стране, меня остановили, чтобы проверить документы, - говорит прохожий Олег, пряча в карман паспорт. - Может, я вызвал какое-то подозрение. До этого меня никогда не останавливали.
Кстати, нарушителей в сопровождении наряда милиции отправляют в райотдел – никакого патрульного самоуправства.
Фото Юлии Вороны/Vgorode
Символика РФ интересует?
Чуть позже в центр подтягивается "тяжелая артиллерия" – спецподразделение Нацгвардии. Они патрулируют круглосуточно, ездят на "Кугуаре", носят балаклавы и не называют даже своих позывных.
- Сейчас в Харькове все спокойно благодаря усилению службы, - говорит один из засекреченных бойцов. – Мы ездим, смотрим. Заинтересовать нас может символика иностранных государств, любой вид оружия и провокационные мероприятия. Несанкционированно никого не останавливаем.
В сеть попали снимки из салона "Кугуара". Теперь спецподразделение следит за фотографами тщательнее.
Разговор с ними короткий. Военные садятся в "Кугуар" и уезжают по своему маршруту.
Темнеет, а промокшие нацгвардейцы продолжают патрулировать заснеженный город. Допоздна, потому что в Харькове – АТО.
ЕЩЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА