"Будет приказ - мы и в Москву "в гости" сходим": бойцы батальона "Харьков-1" вернулись с передовой

Фото Vgorode

Бойцы батальона патрульной службы милиции особого назначения "Харьков-1" сегодня ближе к полуночи прибыли домой. В Харьков. Их коллеги – "Слобожанщина" - приехали днем.

Два месяца они находились в эпицентре проведения АТО – в Докучаевске и Волновахе. Ни один из бойцов не погиб, ни один не был ранен. 

"Сложность этой войны в том, что передовая проходит между населенными пунктами" - говорят военные. 

Спустя двенадцать часов после приезда спецназовцы пообщались с журналистами и рассказали о конфликте рядовых "Слобожанщины" с командирами и о том, почему они – "уникальный случай". 


"Наша задача – войти в город и привлечь как можно больше противника. Если повезет – потом уйти"

- Мы - структурное подразделение МВД, которое существует более полугода, - говорит офицер батальона Алексей Ведминский. - Бойцы проходят обучение и на протяжении самых опасных моментов, начиная с майских праздников, обеспечивают безопасность горожан. Сначала мы охраняли админздания, в июне выдвинулась на границу с зоной АТО, а в августе выехали непосредственно на Донбасс.  

- 27 августа мы отбыли в зону АТО в составе двух батальонов – "Харьков-1" и "Слобожанщина" - и сегодня ночью прибыли оттуда, - продолжает комбат Сергей Янголенко. -  Мы находились в эпицентре событий. С 27 августа по 2 сентября наши подразделения удерживали ключевой пункт - Волноваху. Кроме нас это направление не прикрывал никто. Вооруженных сил Украины там не было. Между нами и Донецком не было никого, за нами - тоже. По дороге мы видели неисправный танк ВСУ, который выходил из Иловайска. Это уникальный случай, когда два милицейских подразделения, которые вооружены легким стрелковым оружием, удержали такой важный населенный пункт. 

Харьковчане дождались своих героев и встречали их с цветами и подарками. Фото Михо Никипелова-Конторовича. 

2 сентября в Волновахе появились первые разведывательные подразделения 72 бригады, которые в дальнейшем помогали бойцам батальонов удерживать город. 

В горячей точке, спецподразделение выполняло такие задания, которые в принципе не входят в обязанности милиции: освобождали заложников, задерживали особо опасные группировки, держали оборону. 

- Потерь – убитых и раненных – оба подразделения не имеют, - рассказывает комбат Янголенко. - Хотя мы не прятались за спины других подразделений, потому что не за кого было прятаться. Нам поставили задачу – войти в город, привлечь к себе максимальное количество противника и, если повезет, уйти в сторону Розовки. Повезло. Сейчас Волноваха – это украинский город. В нем налаживается мирная жизнь. Хотя постоянно идут обстрелы со стороны сепаратистов. 

- На протяжении двух месяцев нашей задачей была охрана правопорядка, но приходилось выполнять и боевые задачи, - добавляет замкомандира Леонид Пятак. - Мы за это время расположили к себе население, нас не хотели оттуда отпускать, просили остаться. Много случаев грабежей, мародерства; приверженцы ДНР грабят людей, которые помогают украинской армии. 


"У нас сухой закон, а в ВСУ пьют"

- Расскажите, почему в зоне АТО все несут потери, а вы – нет. В чем ваш секрет?

- В уровне дисциплины – он у нас очень высокий, - говорит начальник штаба Анатолий Козловский, пока остальные посмеиваются. - Чаще всего потери случаются из-за того, что кто-то куда-то захотел пойти: винограда нарвать, девушку увидел. И пропадают люди. А там местное население – это глаза и уши не только украинской стороны, но и ДНР. 

Второе – неумение командиров ВСУ работать. Вы знаете нашу прогнившую коррупционную систему ВСУ и МВД. 

И потом – в нашем подразделении сухой закон. На войне водка придает храбрость и больше ничего. Много потерь у военных из-за того, что они пьют. Правду нужно говорить. 

- У вас произошла ротация или вы больше не вернетесь в зону АТО?

- Мы не армия. Тут не солдаты, тут сотрудники спецподразделений, которые будут работать, надеюсь, долго и плодотворно, - говорит Янголенко. - В АТО? Будет приказ - мы и в Москву в гости сходим. Какие задачи будет ставить управление и генерал-майор Дмитриев – такие и будем выполнять. 

Когда мы приехали домой, было двоякое чувство: и радостно вернуться в родной город, и с другой стороны – осталось чувство недоделанной работы. Мы оставили там своих боевых товарищей, мирное население, которое в нас уже видело защиту. Доверие к людям в форме мы восстановили. 

Несмотря на скепсис, мы не разбежались. Я доволен своими бойцами. Да, я отдавал приказы, связанные с риском для жизни, но они четко их выполняли. Дисциплина у нас на высшем уровне. 

По поводу быта бойцы не жалуются. Говорят – сложно на передовой не только им. 

- Мы неделями не мылись, мало спали, выполняли задачи, которые милиция не выполняет никогда, - рассказывает комбат "Харьков-1". - Но мы милицейский спецназ, мы к этому готовились. Перед зоной АТО мы выстрелили на полигоне то, что милиционер выстреливает за 10 лет. Мы ехали максимально готовыми. 

Нас было 42 человека в зоне АТО, "Слобожанщины" примерно столько же. Нам задания ставит сама действительность и приходит понимание того, что нам нужно. Оружием мы были обеспечены полностью, через месяц даже появились гранатометы и пулеметы. Мы чувствовали поддержку со стороны нашего руководства и волонтеров. 

Харьковчане дождались своих героев и встречали их с цветами и подарками. Фото Михо Никипелова-Конторовича. 


"У нас тут не институт благородных девиц"

Харьковчане еще помнят случай, когда бойцы батальона "Слобожанщина" в отрытом письме заявили об аморальном поведении командиров, похищении ими транспортных средств у местного населения, нарушении техники безопасности при обращении с оружием, едва не приведшей к смерти милиционера, а также присвоении командирами волонтерской помощи и техники.

Комбат "Харьков-1" (к слову, родной брат командира "Слобожанщины") хоть и нехотя, но разъяснил ситуацию. 

- Первые недели мы со "Слобожанщиной" действовали совместно, - рассказывает Янголенко. -  Бойцы написали неправду. На самом деле нам  передавали автотранспорт добровольно, потому что наш вышел из строя в результате боевых действий. Один человек, житель Волновахи, у которого сын тоже служит в 25 аэробригаде, дал нам "Рено" и два КАМАЗа. Машины были возвращены, когда мы перестали в них нуждаться. По поводу кроватей – часть брали из Харькова, часть мы взяли из заброшенного детского лагеря, который не работал семь лет. Мы взяли недостающие кровати у руководства лагеря. Сейчас мы передали их под расписку пограничникам. 

У нас не институт благородных девиц. Тут если приказ есть копать окопы – нужно копать. Офицеры и комбат этого делать не будут. 

- То есть бойцы, которые написали письмо, не хотели копать окопы?

- В том числе. Приказы нужно выполнять четко и своевременно. Мы не отдаем незаконных приказов. Может они отдавались в резкой форме, но когда над головой свистят пули, нужно все выполнять четко. 

- Некоторые обиженные люди отказывались выполнять приказ находиться на посту, - добавляет Леонид Пятак. - Они говорили: "Мы сюда приехали не за этим, мы приехали воевать". Из тех, кто написал это письмо, только трое были в зоне АТО и их вывели оттуда, остальные 27 человек в зоне АТО не были. Они были на месте постоянной дислокации в Харькове. Двое бойцов отказались выполнять поставленные задачи, а там – не то место, где нужно  разбираться. Одного отправили за свои грехи – он связан с наркотиками. Приехав сюда, почувствовав, что им грозит увольнение, они начали поднимать бучу, чтобы раствориться на фоне недовольных людей. 

- А издевательства? Говорили, что одному бойцу стреляли под ноги, чуть ли не убили. 

- Издевательств быть не могло. 

- Хочу сказать по поводу волонтерской помощи, - подключается Алексей Ведминский. - Волонтеры передают помощь старшине, а тот распределяет ее бойцам по потребностям. Если снайпер и пулеметчик много лежат, то им нужно больше теплых вещей, и они их получат. Все распределяется не по должностям и званиям. У замкомбата, например, до сих пор нет нормального спального мешка, у бойцов они есть. Офицеры садятся за стол после бойцов или вместе с ними. Зачем нам голодный боец? 

Вернутся ли бойцы в зону АТО – пока не знают. Говорят, что очень хотят, а пока будут заниматься своей работой в Харькове. 

ЕЩЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА

Полузащитник "Металлиста" Шавьер рассказал, почему не уехал из Харькова и признался, что молится за Украину

В Харькове поймали распутника, который целый год развращал 13-летнюю школьницу

Неле Штепе светит пожизненное – прокуратура

Последние новости