Чак и Скок (в миру – Сергей и Сергей) дружат уже больше 10 лет. Последние два с половиной – они еще и деловые партнеры. Ребята вручную изготавливают обувь в гараже, который они переоборудовали в мастерскую.
Марка, под которой выпускаются Чак и Скок, называется YOUR.S HANDMADE SHOES. Работы у ребят хоть отбавляй – даже на время интервью они не прерывают творческий процесс, а продолжают корпеть над очередной парой брогов, по науке делая перфорацию – маленькие дырочки в бесцветной коже, которой они затем придадут нужный оттенок.
График у друзей ненормированный, а работа в мастерской зачастую плавно перетекает в вечеринку - благо, для этого здесь есть все условия.
- Чем вы занимались до того, как начали делать обувь?
Чак: - Мы оба учились в ХАИ, на одном факультете, на одной специальности, только с разницей в два года.
Скок: – Специальность "Фахівець у галузі телекомунікацій".
Ч. - Все, что связано с мобильными сетями, интернет-сетями, спутниковыми сетями. Получилось, что наша специализация нам в жизни не пригодилась.
С. - Я с горем пополам доучился до бакалавра – полбюджета, ползаочки.
Ч. - А я доучился, но уже после окончания института – получилось так, что у нас произошла перепрофилизация.
Скок за работой. Фото Александра Поддубного.
Чак наводит последние штрихи. Фото Александра Поддубного.
- Почему именно обувь?
Ч. - Знакомый занялся - у нас обоих тоже были мысли на этот счет, но они ни к чему не привели.
С. (Улыбается) - Потому что мы ничего не делали. У нас был период, когда мы с Чаком меньше общались – из-за института, работы. Однажды, года три назад, я встретил в Киеве в метро нашего общего старого друга Сашу. Мы с ним разговорились, туда-сюда, и от него прозвучало: "Я обувь начал для себя делать". А я где-то видел в интернете, но тогда это прошло мимо меня. И вот он говорит: "Занимаюсь обувью, уже вроде лучше получается. Хочу человека найти", а я как раз уволился со своей работы, говорю: "О, чувак, круто!" Сказал ему, что руками все хорошо делаю. Он объяснил мне все, меня заинтересовало, начал учиться у него, потом помогать. Научился очень быстро, начали вместе этим заниматься. Хорошо получалось, было интересно. Как-то я Саше предложил: "Может, еще кого-то будем привлекать?"
Ч. - А я на тот момент работал по другим городам и увидел у Скока на аватарке фотографию, на которой были туфли. А нам на тот момент только всякие скейтерские шузы нравились – другой немножко стиль. Я спросил у него: "Ты что, туфли себе купил?"
С. - Звук не будет мешать? (Сергей начинает стучать молотком по отвертке, проделывая в коже отверстия)
Ч. - …и он сказал "Я их делаю". Я начал спрашивать его – что и как. И мы пошли к Саше в мастерскую. Сходил туда несколько раз. Поучились, посмотрели.
С. - Но такая штука, Саша – своеобразный человек, хороший и крутой, но хотелось научиться моделировать, попробовать воплотить что-то свое. Но мы понимали, что под его брендом выпустить что-то свое не получится, мы в принципе не имели на это права.
Рабочее место.
Чак и Скок в своей мастерской. Фото Александра Поддубного.
- Как давно вы начали работать на себя?
Ч. - С зимы 2012-го. Два с половиной года, выходит.
- А когда появилась эта мастерская?
С. - Когда мы начали работать сами, первую пару сделали дома. Это был капец – вонидло такое. С ума сойти можно было. Делали и между этажами, на лестничной клетке. Потом узнавали на заводе "Коммунар", который здесь рядом, - там мест полно было, но финансово тяжело.
Ч. - Не столько финансово, основная проблема, которую мы видели – вход только по пропускам. Нам бы сделали эти пропуска, но мы не могли бы приводить знакомых. Да и не перед какими проходными не хотелось отчитываться, что и куда мы несем.
С. - Первая мастерская была чуть ниже – в гараже, который принадлежит моему отцу и его другу. Папа сказал: "Можете там осесть", у них были столярные принадлежности и они редко там бывали. Для начала супер. Проработали там около года. Но когда мы только искали помещение, я думал, круто было бы какой-нибудь гараж купить за пару штук баксов. И вот я как-то гулял в центре, отец звонит и говорит: "У тебя есть деньги?" Я говорю: "Да, чуть-чуть есть" Он мне: "Нам гараж предлагают купить". Отвечаю: "Крутяк, а сколько?" Он говорит: "Две тысячи долларов". (Смеется) Вообще четко получилось. Сделали здесь ремонт, стенку, выкопали яму под погреб.
Ребята делают, в том числе, спортивную обувь.
Модные туфли с загнутыми носками. Фото из группы YOUR.S HANDMADE SHOES/VK.
- Какие основные направления, в которых вы работаете?
Ч. - Определенного стиля у нас пока не сформировалось. Делаем то, что интересно. Сейчас, например, кроссовки начали делать. Перед этим – туфли с загнутыми носками. Такую обувь сейчас носят в Японии, Италии, Штатах. Многие не понимают, как это носить, под нее нужен определенный стиль одежды. Но мы попробовали и нам понравилось. В основном же, у нас заказывают классические модели.
С. - Да, по большему счету, традиционная классика, но в современном исполнении.
Ч. - Есть какие-то определенные моменты, мелочи, которые делают ее молодежной, неформальной, нестрогой.
- Расскажите, как происходит сам процесс.
Ч. - Изначально колодка оклеивается скотчем, на ней рисуется будущая модель. Эта модель переносится на бумагу, изготавливаются лекала, по ним кроится кожа, сшивается, потом все это затягивается и приобретает форму. После этого приклеивается подошва и, если нужно, красится. Получаем готовый туфель. (смеется) Может показаться, что все это просто, но на самом деле есть и свои сложности. В любом случае, нужны навыки и умения. Поскольку это ручной труд, мы затрачиваем на изготовление пары до двух недель.
Видео: Сергей Скакун
- Вы делаете только мужскую обувь?
С. - Как такового форм-фактора у нас нет, есть свое видение, которое мы воплощаем. Оно основывается на наших идеях. Женское делаем в качестве эксперимента. Человек заказывает – если мы видим, что реально интересно, мы делаем.
Ч. - С мужской обувью нам легче, потому что мы понимаем, что и как. Женскую мы не носим, поэтому сложнее придумать что-то. Не то что мы не можем, но у нас пока есть много направлений в мужской, в которых хотели бы развиваться, поэтому пока не лезем в женскую.
- Как на вас выходят люди?
Ч. - Мы не пытаемся прикладывать к этому огромных усилий, выставляем в интернет то, что у нас есть, и оно распространяется. Рекламу не даем.
- Сколько в среднем стоит пара?
Ч. - На данный момент мы зависим от курса доллара. У нас много привозных материалов из Италии – и краска, и кожа, и резина. Наверное, там самый качественный продукт.
- То есть вы заказываете материалы из-за границы?
Ч. - Сами не заказываем, в основном, находим то, что привозят сюда – что-то в Киеве берем, что-то у нас. Пытаемся находить лучшее. Сейчас, в среднем, цена у нас от 130 до 200 долларов. Проделывание перфорации, как на брогах, [Скок продолжает стучать молотком], понятное дело, увеличивает количество затраченного времени и количество желаемой прибыли, которую мы хотим за такую пару.
Ребята красят кожу сами - чтобы придать цвету большую глубину.
Классические броги. Фото из группы YOUR.S HANDMADE SHOES/VK.
- Вы работаете вдвоем, вам никто не помогает?
Ч. - Пока так и есть.
С. - Друзья помогают.
Ч. (Смеется) - Друзья помогают своим присутствием. Хорошо, что наша мастерская находится в таком месте, где мы можем гудеть, веселиться, музыку громко слушать.
С. - У нас здесь обувная мастерская, веломастерская, кинотеатр.
Ч. - Да, бывает фильмы смотрим. Парень приносит проектор.
- А взять кого-то на подмогу не думали?
Ч. - Есть процессы, которые нужно делать более умелому человеку – прошив, затяжка, клейка подошвы, например. Но есть и много второстепенных, на которые уходит много времени. Пока справляемся сами, но когда понадобиться, конечно, будем кого-то еще привлекать.
- Какие у вас планы на будущее?
Ч. - Планируем и дальше развиваться в классике, что-то свое добавлять, новые элементы, цветовые вариации, подошвы. Сейчас спортивная обувь интересна. Нравится добавлять в нее кэжуальность – вроде и кроссовки, но выполнены в коже, не сказать, что ты в них побежишь куда-то. По мере развития будут добавляться и новые направления. Крупных амбиций в плане заказов у нас нет. Пытаемся развиваться естественно.