Прошло несколько месяцев с тех пор, как Украину потрясла новость о голодных солдатах с голыми "тылами", которые вынуждены спать на земле и просить помощи для ремонта военной техники у обычных граждан. Спасать армию ринулись все: френд-ленты в соцсетях маячили перепостами статусов, люди начали самостоятельно искать части и отвозить туда продовольствие.
Сейчас все немного поулеглось. Кажется, что все солдаты накормлены, одеты и снабжены медикаментами. На самом деле, это не так. Армейская проблема остается достаточно острой, а волонтеры продолжают собирать помощь.
О том, как украинские женщины чинят технику и снабжают военных национальными флагами, Vgorode рассказали координаторы харьковской группы помощи армии "Help Army" Татьяна Бедняк, Катерина Макаренко и Андрей Таубе.
За несколько месяцев волонтеры собрали около трех миллионов
Татьяна Бедняк начала заниматься армейским волонтерством совершенно случайно. Как и многие из ее "коллег", она была совершенно далека от проблем солдат. Но, откликнувшись на просьбу о помощи киевских волонтеров, освоилась в теме и не собирается останавливаться.
Оказалось, что среди помощников армии большинство - девушки. Между собой они шутят, что, ложась спать, украинка раздумывает, где бы найти деньги на запчасти для БТР, а уже днем радуется, что удалось прокатиться на отремонтированной технике.
- За первые три дня я пообщалась с командирами частей, получила списки и была в ужасе, - рассказывает Татьяна. - Проблемы были настолько большие, что я не представляла, как их решить. В отчаянии я написала пост о том, что я прошу своих друзей, если у них есть заначка на какой-то новый крем или гаджет, помочь мне. Совершенно неожиданно оказалось, что я не одинока.
В первый месяц острой необходимостью были запчасти, попутно - точечные серьезные проблемы с продовольствием. Когда стали приходить массовые подкрепления, то Министерство не успевало обеспечить всех горячей едой. Даже сейчас возникают такие проблемы. Для личного состава были необходимы палатки, спальные места, буржуйки. Сейчас очень острая потребность в предметах личной гигиены и в медикаментах.
"Help Army" - это открытая группа, которая помогает всем военным. Номера телефонов волонтеров передают буквально из рук в руки. Они "шефствуют" над 92-й Башкировской отдельной механизированной бригадой, 95-м Десантным батальоном, частями ВВ, 1-м батальоном Нацгвардии, 80-й Аэромобильной бригадой из Львова, харьковскими пограничниками – список можно продолжать долго.
За первые месяцы волонтеры собрали порядка 3 миллионов гривен, но деньги нужны и сейчас. Только на медикаменты для солдат требуется 40 тысяч гривен.
В целом волонтеры подсчитали, что сейчас для обеспечения острых потребностей Нацгвардии нужно 5 миллионов 20 тысяч гривен, для поточных – 47 миллионов 200 тысяч гривен. И эта сумма не окончательна.
Серьезные проблемы так же у новых формирований Нацгвардии - спецбатальонов МВД "Харьков-1" и "Слобожанщина".
- Они состоят из ребят из "Беркута", которые не выступили против Евромайдана, спецподразделений МВД и просто патриотов, - рассказывает Андрей Таубе. - Они сейчас на самом деле столкнулись с кучей проблем. Они не получают обмундирование и питание. Они готовы отдать все для защиты, а никакого отклика нет.
Андрей, Катерина и Татьяна помогают армии уже не один месяц.
История одного флага
В волонтерской группе каждый занимается разными подразделениями служивых. Катерина Макаренко ответственна за пограничников.
- Когда я и мои друзья начали заниматься волонтерской работой, мы не знали, что вообще происходит на границе. Одной из наших активисток позвонил брат из Крыма и рассказал, что они находятся в абсолютной информационной изоляции, что их бросили, никто не поддерживает и, вероятнее всего, так чувствуют себя все пограничники Юго-Востока.
Мы сказали: "Как же, мы ведь передаем письма в Минобороны". Оказалось, они не доходили…Поэтому мы собрались, нагрузили полный багажник фруктов (наивный список продуктов) и поехали в сторону границы.
Там мы действительно наткнулись на вкопанный БТР. Вышли, встретили полковника, он был очень тронут. Кроме фруктов у нас в машине на заднем сидении лежал флаг. И он попросил этот один единственный флаг. Потом он позвонил генерал-лейтенанту и тот попросил нас только одно - пожалуйста, привезите нам флаги на нашу технику и развесьте флаги по всей трассе, по всему городу, потому что сейчас непонятно, где мы находимся. Мы скупили несколько ящиков флагов. И даже сейчас они не теряют своей актуальности.
Однажды в части у нас попросили потрепанные автомобильные флаги, с которыми ребята ездили уже несколько недель.
У пограничников была проблема с кроватями, матрасами, подушкам. У них не было ничего для мобилизации.
Пока нет военного положения, склады распродают
Харьковские волонтеры столкнулись с огромной и абсолютно нелепой проблемой – бюрократией.
- В Харькове есть склады Минобороны и по всей Украину они тоже есть, - рассказывает Катерина Макаренко. - Так вот, на этих складах стоит все то, что мы купили за волонтерские деньги: палатки, кровати (дефицитный товар, многие военные спят на поддонах), буржуйки, форма. И эти склады не могут открыть до введения военного положения. То есть, эти склады могут так и остаться заполненными, в то время как солдатам не хватает элементарных вещей.
Но закрытые склады – это не региональная проблема. Харьковские военные писали официальные запросы в Киев, но "сверху" разрешения расконсервировать их не дали.
- К нам доходит информация о том, что с этих складов производится незаконная продажа, - рассказывает Катерина. - Кровати, которые были доставлены для мобилизованных, закупались именно здесь. К сожалению, люди, которые в этом участвовали, боятся давать показания.
Солдат кормят непригодной едой
Еще одна беда украинской армии - тендерные поставки.
- Контракты заключаются в Киеве, регионы не могут отказаться от этих поставок, - рассказывает Катерина. - Берцы носятся две недели, а через два дождя их нужно менять, потому что ни разлазятся. Ведь это даже не кожзам, это нечто черного цвета, похожее на выкрашенный картон. Они нужны сотнями. И сами вояки просят их, не новые - б/у. Мы видели тушенку, которую в лаборатории не хотели брать на анализ, потому что говорили – это бомбаж, это и так нельзя есть. Но это - государственный заказ, нельзя просто так сменить эти вещи. Но это вопросы не к Харькову.
- Я часто слышу такие посылы – нужно делать адресную помощь, из рук в руки солдату, - говорит Татьяна. - Я хочу подчеркнуть и хочу, чтобы была понятна логика: если мы заявляем позицию, что не доверяем командирам, которые будут отдавать приказы, то вся эта помощь бессмысленна. Купите зубную пасту, набор трусы-носки-майки-резиновые тапки, упаковку салфеток и отдайте солдату в руки, но когда речь идет о больших финансовых потоках, здесь без контакта с командиром не обойтись.
Солдаты просят писать им письма
У харьковчан не отпало желание помогать армии, но возможностей становится все меньше. Солдат прибавляется, увеличиваются их потребности.
- Сейчас ситуация требует не бросать нас это дело, - отвечает Татьяна на вопрос о том, не боятся ли волонтеры того, что государство окончательно сядет на их шею. - Мы понимаем, что кто-то за это получит медали, но нам медали не нужны. Надеемся, после всего дело до разборок с Министерством обороны дойдет. Мы не можем подменить собой эту структуру.
- Я хочу обратиться ко всем людям, - подытоживает Катерина. - Сохраните ту степень активности, которую мы имеем сейчас. Не теряйте веру в наших военных. Самое главное, что они просили – писать им письма. Письма от руки. Потому что они часто попадают в информационный вакуум. Им важна наша поддержка. Это люди, которые в нужный момент нас защитят. Среди них очень много достойных военных, отчаянных патриотов и вдохновляющих личностей!
В последнее время любое обращение волонтеров заканчивается словами "С верой в народ, с надеждой на мирное небо над головой, с любовью к Украине!". Честно и очень горько.
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА
Футбола не будет: УЕФА запретил международные матчи на востоке Украины
Что будем продавать Европе: сегодня ЕС открыл границы для украинских товаров
Харьковские сепаратисты разворовали деньги, собранные для "своих" в тюрьму