Ведущий харьковский архитектор: "Такая вещь как новый микрорайон - нам только снится!"

На кануне Дня архитектуры Украины корреспонденты vgorode.ua пообщались с главным архитектором института "Укргорсторойпроект" Павлом Чечельницким.

Павел Георгиевич Чечешльницкий. Фото: Алексей Битнер.

Вчера у нас в стране отмечается День архитектуры Украины. Воспользовавшись этим поводом, Vgorode.ua пообщались с главным архитектором института "Укргорсторойпроект" Павлом Чечельницким. Архитектор рассказал, как на сегодня обстоят дела с архитектурным обликом Харькова, о перспективах развития и застройки города.

- Павел Георгиевич, в Харькове большое количество исторических зданий и памятников, которые находятся в плачевном состоянии, почему ими никто не занимается и не приводит в порядок?

- Обратите внимание, что в городе сейчас почти нет подъемных кранов, мы ничего не строим и ничего не проектируем. Ничего этого фактически нет, есть только отдельные моменты, которые бросаются в глаза. А вот массовое строительство сейчас в загоне. Денег на реконструкцию и реставрацию просто нет. Так что предприятие, которое располагается в историческом здании, прежде всего, должно иметь деньги на восстановление.

Вчера всех архитекторов Украины поздравляли с профессиональным праздником. Фото Алексей Битнер.

- Как вы относитесь к тому, что в историческом центре города воздвигают новые современные здания, которые совершенно не вписываются в общую архитектурную среду, в которой они находятся, чем это вызвано? Например, здание нового торгового центра рядом с площадью Поэзии.

- Хоть оно и не вписывается в эту часть города, но это также одно из наиболее интересных новых зданий в Харькове. Дело в том, что проблемы города – это одни проблемы, а проблемы частного предпринимателя – другие. Они не всегда совпадают. Это хорошее здание, там интересные интерьеры, но оно не на месте. От того, что в центре появляются подобные здания – Сумская не превратится в Бродвей, но она перестает быть старой Сумской, которую мы все знаем, помним и любим. Это уже какой-то другой город. Строить можно и нужно, но у нас целые жилые массивы практически без лица, поэтому подобные вещи стоит воздвигать именно там.

- Почему так получается, что даже на старинных исторических зданиях у нас висит огромное количество вывесок и рекламы?

- Все просто, владельцы этих же магазинов и оплачивают ремонты фасадов. Поэтому они делают что-то для города и для себя.

Павел Чечельницкий автор проектов 18 станций харьковской подземки. Фото Алексей Битнер.

- В последнее время в Харькове строят лишь какие-то отдельные элитные жилые дома, а раньше возводили целые микрорайоны. Неужели на сегодня так сложно осуществить масштабное строительство или застройку?

- Сейчас самые востребованные дома – это социальное жилье. Хорошее жилье для нашего горожанина не доступно, а те, кто может себе позволить подобное – чаще всего строит себе жилье за городом. В Харькове покупают самые простые квартиры, в основном однокомнатные, в лучшем случае – двухкомнатные. Это то, что называется социальным жильем. На сегодня сложно сделать комплексную работу, поэтому такая вещь как микрорайон сейчас нам только сниться. Мы гордимся тем, что сделаем пять – шесть домов за год, хотя раньше мы жилые дома сдавали микрорайонами.

- Как вы относитесь к проекту реконструкции здания Исторического музея, ведь старинное здание попросту перекрасили и осовременили, "зашив" его часть под стекло?

- То, что сейчас делается с этим зданием – это вещь спорная. Но, безусловно, с ним надо было что-то делать. Сейчас музей перекрасили в цвет площади - вся площадь такого цвета. Реконструкция площади Конституции идет медленнее, чем хотелось бы, но, тем не менее, люди которые в этом задействованы, работают солидно. Нельзя чтобы главным зданием на площади Конституции был черный ход бывшего ломбарда - это довольно не этично по отношению к Конституции и городу!

- А что вы скажете о проекте реконструкции Харьковской филармонии, вам нравится?

- Они сохраняют фасад, сохраняют старый город и все делают правильно.

- Какое здание или памятник вы могли бы назвать визитной "карточкой" Харькова?

- Недавно такой вопрос проводился среди харьковчан, и они отобрали семь зданий, правда туда попал и один памятник. Все их можно увидеть на площади Архитекторов, где стоят застекленные макеты. Лично я не могу выбрать какое-то любимое здание, мне просто нравится наш город. Я люблю Харьков со всеми его недостатками - это мой город.

Сейчас больше всего строят церквей и храмов. Фото Алексей Битнер.

- Сейчас на то чтобы построить одну станцию метрополитена у нашего города уходит около 5 лет, а ведь раньше за это время открывалось сразу несколько новых станций. Почему в Харькове такие удручающие темпы строительства подземки?

- Я один из авторов 14 станций метрополитена. Дело в том, что каждую станцию всегда делают сразу несколько человек. Вообще архитектура – это работа компанейская. Каждый проект выпускает авторский коллектив. В советское время первая очередь харьковского метро - 8 станций - делалась восемь лет. Прошло три года, и мы сдали еще 5 станций. Речь идет о втором пуском участке. Сейчас 5 станций мы делали девять лет. Еще по одной станции сдали в эксплуатацию – самый дорогой метод строительства. Каждая последняя станция имеет тупиковый комплекс, для разворота поездов. Выгодно станции сдавать большими кусками, а так мы сдаем по одной по две станции, и каждый раз стоим этот тупиковый комплекс, который стоит денег.

- Насколько престижно на сегодняшний день учиться на архитектора и сложно ли молодым ребятам в дальнейшем найти работу?

- Плохо молодым архитекторам сейчас. Их довольно скверно учат. Архитектор должен видеть не один город, а надо побывать во многих городах на практике. Сейчас ни одного человека за пределы Харькова не вывозили - они "бумажные" архитекторы, их всех приходится доучивать. А помимо прочего надо иметь талант и еще больше усидчивости и работоспособности.

Молодых архитекторов постоянно приходится доучивать. Фото: Алексей Битнер.

- И в завершение давайте с вами пофантазируем, если бы вам представилась возможность создать проект своей мечты с неограниченным бюджетом и возможностью для "полета фантазии", то каким бы он был?

- Мы уже делаем такой проект. Наш институт выиграл тендер на проектирование Кафедрального собора в Киеве. Это будет главный храм в Украине, а его стоимость почти 10 миллионов. О таком заказе можно только мечтать, это работа на 3 года. А в рамках Харькова мы тоже делаем очень хороший храм – самый большой из новых. Храм, который мы строим на улице Грицевца входит в категорию крупных, его вместимость около 600-та человек. До сих пор мы строили храмы только малые и средние. Меня это удивляет, но сейчас у нас в институте храмов делают больше, чем магазинов и больше чем жилых домов. 

Справка

Чечельницкий  Павел Георгиевич, 1942 года рождения, окончил архитектурный факультет ХИСИ в 1966 году. Заслуженный архитектор Украины, член-корреспондент Украинской Академии Архитектуры, Главный специалист институтата Харьковпроект, член Правления ХООНСАУ. Автор проектов 28-ми серий жилых домов для массового строительства для 7-ми областей Восточной и Южной Украины, 13-ти станций Харьковского метрополитена. Проекты отмечены премиями на Всеукраинских смотрах и открытых конкурсах, почетными грамотами Харьковского Горсовета, облгосадминистрации,  наградным знаком Митрополита Киевского и всей Украины, орденом Преподобного Илии Муромца. Лауреат конкурса "Деловой человек Украины".

Основные работы:

проект жилого дома по ул. Каразина (соавторы Тарасенко Д.А., Оловаренко Д.Д., Чернов В.А., Чечельницкий С.Г.),

храм Святого Священномученика Александра Архиепископа Харьковского на пр. Косиора (соавторы Киреев М.М., Шкодовский Ю.М., Ткаченко А.В.),

жилые дома по пр. Героев Сталинграда (соавтор Кесслер Г.Б.)

станции метро "Университет" и "Студенческая"

Мемориал "Высота маршала Конева" в пос. Солоницевка  Дергачевского р-на Харьковской области (соавторы Ткаченко А.В., Мальшинская Е.А., Тарасенко Д.В.) 

Последние новости