Старался жить, как мастер
История исследования, которое продлилось без малого треть века, началась еще в 1970-х. Валентин Тимошенко посетил госколлекцию при Московской консерватории и впервые увидел инструмент Страдивари. Уже тогда его поразила тонкость работы, но о том, чтобы заняться изготовлением скрипок самому, умелец не помышлял – в то время его занимали гитары.
- Я в юности мечтал научиться играть на гитаре. Решил сам себе сделать инструмент, начал работать, но так увлекся, что забыл свою мечту и решил стать мастером, - говорит Валентин Борисович.
К скрипкам он вернулся два десятилетия спустя. В семье случилась беда – заболел отец Валентина Тимошенко, и он из столицы переехал сначала в Харьков, а потом - и в родной Люботин. Здесь мастер решил вести такой же образ жизни, как Страдивари, чтобы максимально приблизиться к нему.
- Я нарочно не стал проводить в дом газ, хотел, чтобы вся работа велась в тех же условиях, в каких работали над скрипками великие итальянцы, - говорит исследователь.
ебольшой сельский дом, печка и почти полное затворничество на долгие годы. Валентин Тимошенко по 15 часов в сутки не выходил из мастерской. Кропотливый труд был вознагражден: четыре скрипки и два альта мастера звучат, как и старинные инструменты Антонио Страдивари.
Все дело – в температуре
До Тимошенко разгадать тайну необычайного тембра итальянских скрипок пытались многие исследователи. Они измеряли толщину дек (верхняя и нижняя части скрипки, которые служат усилителями звучания, - Авт.), пытались угадать особый состав краски, грунта и лака, которым мастера покрывали инструменты. Никто из них не мог понять, что придавало золотистый цвет покрытию скрипок.
- Методом проб и ошибок мне удалось разгадать эту тайну. Итальянские мастера просто нагревали инструмент при очень высокой температуре, и древесина становилась золотистой, - рассказывает Валентин Тимошенко.
Термическая обработка, как выяснил харьковчанин, дает скрипкам очень важное качество - они становятся невероятно прочными, вот почему инструменты Страдивари и сегодня радуют своим звучанием людей. К тому же "закаленные" деки значительно тоньше, чем у современных мастеров – это есть один из секретов знаменитого тембра. Деки Валентин Тимошенко нагревает на обычной печке, которая топится дровами.
- Нынешние мастера не знают о закаливании, потому не могут делать деки такими же тонкими, поэтому скрипки более грубо звучат, - полагает исследователь.
Тимошенко выяснил: для того чтобы при "закаливании" в огне инструменты не разваливались, Страдивари обрабатывал их составом с примесью вулканической пыли. Это добавляло скрипкам и альтам прочность. В Украине такой пыли нет, а потому мастер из Люботина нашел ей заменитель. Что это за секретный ингредиент, Валентин Борисович держит в тайне.
Валентин Тимошенко согласен передать свои знания энтузиасту, готовому организовать мастерскую |
За плечами харьковского Страдивари 26 лет поисков, уже можно и газ в дом проводить, смеется мастер. А патентовать свое изобретение Тимошенко не собирается, но не прочь поделиться древним секретом с учениками. Если найдется энтузиаст, готовый организовать мастерскую, Валентин Тимошенко согласен передать тайну новым скрипичным мастерам. Кстати, своим скрипкам мастер дает красивые имена – Карина, Мила. Один из инструментов назвал в честь своего кота Рыжика, тот был все время рядом с Тимошенко, когда рождалась скрипка.
"Альт Тимошенко не хуже, чем у Башмета"
Все инструменты харьковского Страдивари хранятся у него дома. Валентин Борисович признается, что цену скрипкам не складывал и продавать их не собирался. Несколько лет назад к мастеру обратился отец юного скрипача из Риги, Евгения Чеповецкого в 11 лет называли гением. Валентин Тимошенко хотел сделать скрипку специально для юного дарования, но пока колдовал над ней и улаживал таможенные препоны, оказалось, что венский учитель Чеповецкого уже купил для него итальянскую скрипку.
Оркестранты Харьковской филармонии знакомы с инструментами местного Страдивари и высоко оценивают их звучание.
- Валентин Борисович приносил свой альт, я поиграл на нем. У инструмента очень красивый тембр, я могу сказать, что он ничем не уступает альту, на котором играет Юрий Башмет (музыкант выступал в Харькове с альтом итальянского мастера 18 века Паоло Тесторе, на скрипках которого играл сам Моцарт, - Авт.). Валентин Тимошенко нашел удачные пропорции. Дело в том, что современные мастера очень увлекаются большими размерами, а альт Тимошенко – небольшой и аккуратный, он подойдет как опытным альтистам, так и начинающим, - считает альтист Харьковской областной филармонии Вячеслав Ковальчук.
Итальянских мастеров повторить невозможно
Знатоки скрипок скептически отнеслись к открытию секрета Страдивари. Валентин Тимошенко – не первый исследователь, который попытался разгадать тайну итальянского мастера. Музыканты считают, что повторить произведения старинных итальянских мастеров еще никому не удавалось.
- Ко мне очень часто приходят мастера, которые утверждают, что они отрыли секрет скрипок Страдивари, или те, кто пытается выдать свои скрипки за потерянные и неизвестные инструменты мастера. Но к нам в филармонию часто приезжают музыканты с настоящим Страдивари, и я вам скажу, что звук этих скрипок ни на что не похож, от него мурашки идут по коже, - убежден директор и главный дирижер Харьковской филармонии Юрий Янко.
С ним согласен и профессор музыки Леонид Холоденко. Ныне заведующий кафедрой оркестровых струнных инструментов Харьковского национального университета искусств, во время учебы в Московском институте имени Гнесиных он играл на старинных скрипках работы Страдивари и Амати.
- Они отличаются безукоризненной работой. Инструмент звучит одинаково на любом расстоянии, они "просверливают" пространство, современный звук – совсем другой. Эти инструменты изучили до миллиметра, каждый кусочек дерева, но никто не объяснил с научной точки зрения секрет Страдивари. Все дело в том, что никакого секрета нет. А есть интуиция, гениальность художника, которую невозможно повторить с научной точки зрения, - утверждает профессор.
Елена ПАВЛЕНКО (КП-Харьков)
Фото автора и Википедия.