Люди редких профессий работают со стеклом, углем и временем

Мы нашли в Харькове представителей уникальных и исчезающих специальностей.

Стеклодув нагревает стекло, потом выдувает размягченное место до нужной формы. Фото Юрия Зиненко

Стеклодув обосновался в ХПИ

 Одного из последних представителей этой редкой профессии мы нашли в ХПИ, где есть своя стеклодувка: небольшое помещение со специальной горелкой и стеллажами со стеклом всевозможных размеров и формы и уже готовых изделий.

Процесс выглядит следующим образом. Стеклодув нагревает стекло, потом выдувает размягченное место до нужной формы. Если надо, лишнее отламывается, если надо, спаивается друг с другом. Правильно регулируя горелку (подается воздух, кислород и пропан), можно творить с материалом что угодно: растянуть, согнуть, сделать фужер.

- Обычно мы для кафедр университета разные приборы делаем. Например, холодильники, - рассказывает Владимир Безвесильный, показывая часть холодильного прибора, спиральную трубку внутри прямой трубки побольше диаметром. - Сделать можно любую форму, хоть квадратную. Ко мне тут ребята из Худпрома обращались, чтобы помог им с дипломными работами по придумыванию бутылок.

О стекле седой мужчина знает все: насмотрелся всякого за 50 лет работы с непростым материалом. Объясняет, что главное в его профессии - руки и дутье.

- Умение передавалось от мастера к мастеру, - говорит стеклодув. - В 1963 году здесь шесть человек работало, но за это время все поумирали... На смену никто не идет...

Количество специалистов на весь Харьков - четыре-пять.

Кузнец возит наковальню с собой

 В кузнечное дело художник-дизайнер Святослав Вовчук пришел случайно более 20 лет назад и с тех пор не представляет себя без молота и железок.

- Нарисовал, попробовал сам сделать это из металла - и получилось! - вспоминает Святослав Михайлович. - Теперь я сам проектирую, сам делаю и сам ставлю. Мои работы можно увидеть на аптеке на пересечении Иванова и Пушкинской, на доме Бекетова, что по улице Дарвина...

Святослав Вовчук мечтает о парке кованых скульптур в Харькове

В руках мастера любой кусок железа запросто превращается в произведение  искусства. Например, за несколько часов можно выковать розу с тонкими лепестками. Кузня Вовчука - в промзоне района ХТЗ. Здесь все выглядит почти как в кино: большая наковальня, угольная печь для разогревания металла, всевозможные молотки, молот (он у каждого специалиста особого размера и веса) и молоточки. Единственное  отличие - отсутствие меха для раздувания огня, его заменил электроподдув.

Вовчук может дать фору любому зарубежному кузнецу, потому что работает с обычным металлом, а, например, голландцы привозят на фестивали свой материал, более мягкий.

- На фестивали мы возим даже собственную наковальню и чурбан под ним, - удивляет  харьковский кузнец. - В этом деле важно все: и высота рабочего места, и поверхность наковальни, и то, из чего молоток сделан. Скажу честно: хорошие наковальни уже не делают, приходится искать инструменты, изготовленные еще в Советском Союзе.

Святослав Вовчук мечтает о парке кованых скульптур в Харькове. Нечто подобное уже есть в Донецке и ряде других стран Украины.

Количество специалистов на весь Харьков - до 20.

Часовщик никогда не покупает часов

 69-летний Борис Хоменко - один из тех, кто управляет временем. Этому занятию он посвятил уже полвека и уверен в том, что рано или поздно ломаются любые часы.

- У меня и в трудовой книжке записано: "часовой мастер", - рассказывает Борис Павлович. - Наверное, я был первым в Харькове, кто получил профессиональное образование часовщика и получил соответствующий документ. Ремонтировали мы все подряд: наручные, настенные, старинные... Помню, довелось заниматься даже антикварными часами, которые приносил известный в Харькове коллекционер, брат президента.

- В часах нет ничего сложного, - пожимает плечами специалист. - Нужно только привыкнуть к мелочам и чувствовать все пальцами. Тонкую шестеренку легко согнуть, и механизм нормально работать не будет. Но я бы не сказал, что работа часовщика - ювелирная. У нас меньше творчества.

Впрочем, говоря это, Борис Павлович все-таки лукавит. Недавно он собрал для внучки из старых деталей (часовщики никогда ничего не выбрасывают) уникальную конструкцию-часы, и девочка была очень довольна.

Сам Хоменко носит на руке обычные механические часы, а у него дома каждый час "бьют" сразу несколько аппаратов. И ни одного механизма он не покупал, все было отремонтировано практически "со свалки".

Количество специалистов на весь Харьков - 20-30.

69-летний Борис Хоменко - один из тех, кто управляет временем

Дегустатор - это не образование, а талант

Еще одна редкая профессия - дегустатор. Некоторые рестораны имеют в своем штате людей с особыми способностями определять на нюх и на вкус, но подобной специальности нет ни в одном харьковском вузе.

- Самоучками их, конечно, назвать нельзя, потому что они имеют какое-либо сопутствующее образование, - растолковал "Комсомолке" доцент Харьковского университета питания и торговли Максим Серик. - Если, допустим, человек 30 лет проработал в виноделии технологом, он на высоком уровне может оценить качество иного продукта.

При этом специалисты не считают современных дегустаторов идеальными "пробовальщиками". А все потому, что нынешний пищепром так поднаторел в обмане покупателя вкусами и запахами, что может обмануть большинство дегустаторов.

- Дегустатор - это не образование, а своеобразный талант, - уверены в университете питания. - Человек может быть шикарным технологом, но не чувствовать нюансов аромата, которые чувствует человек без образования. Нужно обладать исключительными сенсорными качествами: и вкусом, и нюхом, и зрительным восприятием (цвет, прозрачность)...

Юрий ЗИНЕНКО (КП-Харьков)

Последние новости