Бюджет 3 миллиона, костюмы с подсветкой и динамические декорации: в ХНАТОБе состоится премьера оперы "Золушка"

В ХНАТОБе состоится премьера оперы "Золушка". || Фото: Vgorode

В СХІД ОПЕРА состоялась генеральная репетиция оперы "Золушка". Премьера постановки — 11, 12 и 13 февраля.

Vgorode побывал за кулисами и узнал, чем удивит харьковчан сказочная история в оперном изложении.

Старая сказка с новыми технологиями

Опера "Золушка" по мотивам сказки Шарля Перро создана французским композитором Жюлем Эмилем Фредериком Массне в 1895 году, но для театрального мира ее постановка и по сей день считается редкостью, что объясняется сложностью требований к режиссуре и вокалу. 

Уникальность харьковской постановки — в инновациях и экспериментах: для "Золушки" создали динамические декорации и более 200 авторских костюмов с технологическими аксессуарами, способными параллельно играть цветом и светом в унисон музыке. 

В Украине премьера оперы "Золушка" пройдет впервые: благодаря сотрудничеству Харьковского оперного театра с коллегами из Франции и при поддержке Alliance Française de Kharkiv удалось получить копии рукописных партитур Жюля Массне, датируемых 1896 годом.

"Это очень сложный материал, но очень интересный, — рассказывает главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Морозов. — Он сложен вокально, он сложен для оркестра. Большая роль отводится хору. Сложна вокальная техника — это романтическое бельканто. Техника требует знания французского языка, нужна и подвижность голоса, и сила, и плотность голоса, и владение всеми навыками вокальных техник, которые существуют в классическом понимании.

"Золушка" — это сказка, это французская музыка, которой всегда у нас не хватает в репертуарах всех театров. С точки зрения технического оборудования это революционная постановка в нашем театре, ничего подобного у нас не было и сомневаюсь, что в каком-то оперном театре Украины есть такая сложная постановка. 

Жюль Массне — неоправданно забытый автор, которого почему-то не хотят исполнять, потому что это сложно: нужно заниматься и с артистами, и с оркестром. Мы идем последовательно по авторской партитуре и воссоздаем то, что заложил композитор и либреттист. У нас есть коуч по французскому языку, который занимается и с артистами, и с хором.

Для коллектива нашего оркестра это большая честь — читать ноты самого Массне, наполняя их энергетикой современности и виртуозной техникой наших музыкантов".

По его словам, с оперой "Золушка" ХНАТОБ планирует гастроли, но даты пока неизвестны: "Это сложная постановка для гастролей, особенно сложны костюмы".

Режиссер постановки Жанна Чепела рассказывает, что для "Золушки" театр закупил новую аппаратуру.

"Наша постановка, как и все мечты, начинается с фантазии, а заканчивается трудом и теми выборами, которые человек делает. Об этом наш спектаклm и для детей, и для взрослых. Ничего похожего мы еще не делали. Театр закупил очень много цифровой и мультимедийной техники. У нас работали специально приглашенные дизайнеры, которые разрабатывали мультимедийную партитуру. Пригласили художника по освещению, которая написала очень сложную световую партитуру для более 200 осветительных приборов на сцене.

Символика декораций — это волшебные часы, которые являются простором для фантазии, мыслей, времени. И потому, что часы волшебные, можно "отмотать" время и сделать что-то иначе.

Работа над спектаклем длилась год. Вдохновение черпали из партитуры. Большой прорыв в актерской игре, у нас артисты хора теперь не только умеют делать кульбиты, но и научились ходить на котурнах (сценическая обувь на очень высокой подошве). Для них было сложно одновременно петь и танцевать", — сообщила Жанна Чепела.

"Все боятся ставить «Золушку»"

Организовать работу хора было непросто.

"Оперу "Золушка" не ставили нигде. Хор — 60 человек — у них большое мужество. Много костюмов, много переодеваний. Все боятся, никто не хочет ставить, потому что нужно, чтобы хор был хотя бы 120 человек. Это Киев может себе позволить 160 человек, а чтобы Харьков... А у нас — 60 человек. Организовывать было сложно, было несколько хоров. У меня такой работы еще не было", — говорит хормейстер Алексей Черникин.

"Количество костюмов — более 200, париков — более 150, аксессуаров — более 300, — рассказал художник постановки Александр Лапин. — Артисты постоянно переодеваются. Декорации постоянно меняются. Нагрузка в спектакле — на световое решение, а белый цвет каждый воспринимает по-разному, но есть призма. Свет в нашем спектакле отображается как призматический".

Билеты на премьеры "Золушки" быстро раскупают, говорит генеральный директор и художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Олег Орищенко.

"Спрос у зрителей очень большой. Я всех приглашаю использовать свою "ковидную тысячу" на посещение театра. Нам есть что показать. Бюджет у спектакля большой — 2,5-3 миллиона гривен. Спонсоры вложили почти 2,5 миллиона. Два месяца мы работали над костюмами, работали цеха, артисты. Общая смета театра — может, более 20 миллионов гривен", — рассказал Олег Орищенко.

И напоследок — короткое интервью с исполнителями главных ролей Золушки (Олеся Мишарина) и принца (Наталья Матвеева).

 

 

Последние новости