Уличная мода: ТОП брендов харьковского streetwear

Уличная мода: ТОП брендов харьковского streetwear - фото

Стритвир (streetwear) дословно переводится как уличная мода, но это — отдельный феномен. Стритвир вырос из уличных субкультур Америки в 70-е, этот стиль имеет собственных героев и законы.

Детальнее присмотреться, как в Украине обстоят дела со стритвиром, какие бренды представлены в Харькове, подчеркнуть их особенности и потенциал мы пригласили эксперта Дмитрия Дибривного (соучредитель медиа о streetwear и fashion SSWEEP, соучредитель стритвир-хаба Sneaker Mate), а также послов уличных культур — Егора Матюхина (соучредитель "Центра уличных культур" Street Culture, тренер, би-бой) и Антона Назарко (музыкант, рэпер, соучредитель стритвир-хаба Sneaker Mate и фестиваля RAP.UA).

Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram

Что же такое стритвир?

Это направление моды, включающее одежду маргинализованных субкультур города. Корни стритвира — одежда для серферов, скейтеров, би-боев, рэперов, уличных игроков в стритбол, футбольных хулиганов и других представителей контркультур Америки середины 70-х годов. Функциональность и доступность стритвира стала яркой оппозицией "театральным" трендам того времени с накладными плечами, золотом и мини-юбками. Можно сказать, стритвир — это реакция на то, что происходит в обществе, но эта реакция скорее относится к оппозиции и протесту. Это одежда, которая отражает принадлежность собственни(ка)цы к узкой субкультуре, позиционирует его/ее узнаваемый lifestyle.

Большинство стритвир-брендов начинали примерно одинаково. Например, американские "родители" стритвира Шон Стусси (основатель бренда Stüssy) и Вирджил Абло (креативный директор Louis Vuitton, владелец стритвир-бренда Off-White) печатали на футболках, свитшотах и худи граффити-теги, слоганы и картинки. Но у всех производителей стритвир — технологически приспособленная одежда, удобная для катания на BМХ, скейтах, самокатах, функциональная для паркура, уличного баскетбола, воркаута, брейкинга и других видов уличных культур. Также, по словам Дмитрия Дибривного, соучредителя и автора украинского медиапортала о стритвире SSWEEP, к направлению относятся разнообразный мерч и уникальные вещи, которые реализуют на субкультурных тусовках, вечеринках, концертах.

Сейчас границы стиля очень размыты. Дизайнеры неоднократно пророчили смерть стритвира множество раз, в том числе уже упомянутый Вирджил Абло, Ким Джонс (креативный директор Dior Homme) и другие. Если вы сегодня наденете нативные стритвир-бренды Stüssy, Supreme, Off-White или Palace, никто не считает вашу принадлежность к определенной субкультуре, ведь они стали частью масс-маркета. Это просто удобная, красивая и функциональная одежда. Именно поэтому жизнь стритвира продолжается в андеграунде, меняется вместе с обществом, совершенствуется и влияет на высокую моду и мировой фэшн-рынок в целом.

Стритвир в Харькове

История стритвира в Украине несколько отличается от мировой. Ее началом можно считать 2010-е — годы наибольшей популярности хип-хопа, подвальных тусовок, рейвов. По словам Егора Матюхина, соучредителя Street Culture и одного из пионеров движения, все началось с того, что би-бои начали создавать одежду для своих и продавать ее небольшими партиями — "дропами" — на ивентах. Свой бренд одежды создал и Егор с партнерами, он назывался Rock It. Ребята покупали на "Барабашова" и в андеграундных нелегальных магазинах тканей турецкий трикотаж, разрабатывали с известными граффитчиками Харькова интересные принты. Они конструировали собственные лекала: преимущественно это удлиненные футболки, лонгсливы (футболки с длинным рукавом), и отшивали их "за копейки" в постсоветских швейных цехах города. Также в 2010-х начался отсчет и для харьковского бренда SHWK Clothing, который предлагал качественную одежду для всех, кто любит сноуборд. Этот бренд и сейчас фокусируется на удлиненных худи, флисках и парках для зимних видов спорта.

Для бренда Rock It все закончилось в 2014-ом, с перефокусировкой Егора на деятельность Street Culture, организацию фестивалей, создание урбан-парков и на объединение огромного комьюнити уличных субкультур. Но бренд живет как мерч для Street Culture проектов, и в будущем станет разрабатывать форму для украинской олимпийской сборной по брейкингу, обещает Егор Матюхин.

Тема стритвира — суровая и неоднозначная, как и весь андеграунд. В этой подборке представлены самые интересные, по мнению наших экспертов, бренды. Мы сфокусировались на тех, что имеют собственное производство и могут (некоторые условно) вписаться в рамки определения "стритвир". Это бренды со средним ценником 1 000—3 000 гривен за футболку, брюки, жилет или другую не слишком сложную вещь. 

Low Blow Brand

Традиционный, "трушный" скейтерский стритвир-бренд. Он основан в 2017 году скейтерами, начавшими шить одежду для себя и "своих", которых становилось все больше.

Сейчас они выпускают одежду коллекциями и намерены выйти на европейский рынок. Название Low Blow переводится как "Удар ниже пояса".

"Мы наносим этот удар серым и мрачным брендам и смыслам. Наша цель — выделиться из монохромных трендов", — говорят основатели. Стоит отметить, что с монохромностью они точно различаются: яркостью, ироничностью, глубиной подтекстов и заложенными в мультяшную графику смыслами.

 

"Протагонист"

Бренд от семьи одноименных бизнесов "Протагонист" — типичная история создания одежды как концептуального лайфстайла. Точкой отсчета здесь можно считать 2020 год.

Вещи выпускают в течение нескольких месяцев отдельными единицами. Сначала дизайнер и соучредитель бренда Денис Кравченко сам проверяет модель. Вносит уточнения в крой, несколько недель тестирует, носит, стирает. Затем отшивают линейку размеров и раздают на тестирование друзьям. И только после этого вещь попадает в магазин.

Одежду "Протагониста" от других отличает изящный и необычный крой, монохром, внимательность к деталям и качеству материалов.

Сontrast

Стритвир-бренд, который был основан Риммой Синяковой и Родионом Абраменко в 2019 году. Проект интересен своими коллаборациями, ресайклинг-направленностью и необычным дизайном. Учредители тоже отошли от презентации коллекций, вместо того одновременно отшивают несколько гармонично сочетающихся вещей. Четкие линии силуэтов, монохромные принты, этно-фьюжн и свитера-ковры делают эту одежду исключительной и узнаваемой. "Сontrast — особый проект, наша реакция и фидбэк миру. Это урбанистический нон-стоп, который идет в ногу со временем. Сontrast — это о свободе идей и самовыражения", — дают определение основатели бренда. Огромное внимание к пространству можно увидеть в их одежде, ведь в нем отражаются и темно-красная кирпичная кладка исторической застройки Харькова, и привычные ритмы серого конструктивизма.

Стоит вспомнить популярные украинские бренды, которые начинали как одежда для субкультуры футбольных хулиганов. Это Punch — бренд магазина "МЯСО" и Red and Dog. Сейчас их одежда скорее относится к street casual, направлению популярной и массовой моды. Эти вещи отличают очень демократичные цены и соответствующее качество.

Одним из путей развития локального, настоящего стритвира, подчеркивающего принадлежность носителя к определенной субкультуре, — реализация мерча на вечеринках. Это нативная (честная) история, ведь посвященные в тему люди знают, что такие вещи нельзя купить в магазине или в Instagram-акаунтах, а лишь на закрытых ивентах. Иногда именно из вечеринок начинается полноценный бренд одежды. Подобное произошло с "КентПакет" от одного из первых харьковских магазинов стритвира Original Store (2008 год). Учредители так описывают историю его создания: "Идея, которая объединила кентов для шикарной вечеринки, стала брендом одежды". Трендовые принты с античными скульптурами, фокусировка на теме денег, долларов, торговли — основа идеологии "КентПакет". В общем, это очень харьковская история, ведь Харьков исторически — город рынков и ярмарок.

Итак, сейчас стритвир — явление гораздо более широкое, чем принтованные худи и футболки. Это удобная одежда, отображающая взгляды человека на мир и принадлежность к определенным субкультурам. Стритвир влияет на мировые тренды, масс-маркет и высокую моду. А с недавних пор этот стиль одежды будет официально представлен на Олимпийских играх, ведь брейкинг и другие уличные культуры официально стали их частью.

Автор: Вероника Склярова 

Смотрите также:

Граффити, паркур, битбокс: в Харькове пройдет фестиваль уличных культур

 

Последние новости