Люсин, Мариинский, Купеческий: о чем молчат харьковские мосты

Еще два столетия назад в Харькове существовало только два моста — один через Лопань, другой через реку Харьков. А сегодня их уже более сотни. Каждый имеет собственную интересную историю. 


Большой Лопанский мост


Лопанский мост в Харькове

Это один из самых старых городских мостов. Он расположен в начале улицы Полтавский шлях и соединяет Университетскую горку с Залопанью.

На протяжении нескольких столетий этот мост являлся единственной возможностью для харьковчан попасть из центральной в залопанскую часть города. Первые упоминания о мосте через реку Лопань относятся к началу 18 века. Ежегодные половодья не оставили и следа от непрочной деревянной конструкции первого Лопанского моста, как впрочем и нескольких последующих, регулярно возводимых на этом месте.

Одна из таких перестроек происходила в 1780-х годах, когда мост решили устроить каменным. Но строительство не задалось уже с самого начала. Длительное решение финансового вопроса, половодье 1785 года, когда вода прорвала плотину на правом берегу Лопани и спровоцировала обрушение каменного свода и одной из стен строящегося моста.

В результате к 1790 году вместо крепкого каменного моста город имел "долгострой", возведение которого обошлось казне и харьковчанам в более чем 20 тысяч рублей, вместо запланированных 3,5 тысяч. Единственным верным решением оказалось построить на его месте очередной деревянный мост.

Строительство современного Лопанского моста относится к 1883 году и связано с Обществом харьковских конно-железных дорог. По заключенному между городом и обществом контракту, возведение железного моста на каменных опорах через Лопань производилось взамен на право эксплуатации конки (конно-железная городская дорога, вид городского транспорта, предшественник электрического трамвая).

Конструкция моста пострадала в годы Второй Мировой войны, но его полноценную реконструкцию произвели только в 1957–1958 годах. При этом для удобства горожан, на время проведения ремонтных работ, рядом соорудили временный мост. Уцелевшие каменные опоры укрепили железобетоном, а в оформлении литых перил и декоративных фонарных столбов использовали растительные орнаменты.

Последнюю трансформацию мост претерпел в 2016 году, когда во время декоммунизации чугунную ограду с изображением серпа и молота заменили новой.


Харьковский мост


Харьковский мост

Этот мост назван по реке Харьков, которую пересекает. Он расположен на улице Московский проспект, соединяет центральную часть города с восточными районами.

История Харьковского моста начинается еще в 18 веке и представляет собой череду постоянных перестроек и ремонтно-восстановительных работ. А если учесть что починка моста производилась силами харьковчан и отличались очень низким качеством, то неудивительно, что деревянная конструкция не могла противостоять постоянным разливам реки. Так, во время мартовского половодья 1785 года Харьковский мост сильно осел.

В 1870-е годы городские власти приняли решение об устройстве каменного моста. Разработкой проекта и смет, а также приготовлением необходимых строительных материалов занимался профессиональный архитектор Петр Ярославский. Однако возведение каменного моста на реке Харьков так и не началось. А через несколько лет на этом месте возник простой деревянный мост, построенный под руководством городового старосты Ченцова и мещанина Янковского.

Первому каменному мосту на этом месте суждено было появиться только в 1901 году. В книге "История города Харькова за 250 лет его существования" Дмитрий Багалей и Дмитрий Миллер, которые являлись современниками строительства, так описывают сооружение: "Новый мост — высокий и строгий, железный на каменных устоях, ни в чем не уступающий Лопанскому и обошедший даже дороже его (172 тысячи с лишком)".

Знакомый горожанам современный Харьковский мост построили в 1954 году. Во время Второй Мировой войны сооружение сильно пострадало и нуждалось в реконструкции. По замыслу авторов новый мост должен был стать не только крепким, но и красивым. Со стороны центра сооружение украсили литые скульптуры на гранитных постаментах. Также по всей длине моста разместили восемь художественно оформленных фонарей.


Мариинский мост


Мариинский мост в Харькове

Один из самых молодых, но наверное самых известных и любимых харьковских мостов. Пешеходный подвесной мост через реку Харьков, практически у места ее впадения в Лопань, располагается в сквере "Стрелка" — особенном месте для Харькова. Именно здесь в 17 веке возник наш город.

Открытие моста состоялось в 2011 году, в ходе реконструкции сквера. До этого времени здесь на протяжении более чем 30 лет находился деревянный мостик, передвижение по которому было весьма рискованным занятием.

Сегодня Мариинский мост — излюбленное место для проведения фотосессий. С первых дней новый мост понравился влюбленным и молодоженам, которые вешают на перила замки,  как символ своей любви. В феврале 2017 года городские власти срезали все расположенные на мосту замки, но уже через пару дней, на солнце блестели новые.

В 2014 году мост получил новую подсветку. Благодаря использованию современных технологий, в вечернее время харьковчане могут любоваться игрой 16 миллионов оттенков, их плавными переходами и мерцанием на поверхности Мариинского моста. Особенно эффектным зрелище становится, если наблюдать его с прогулочной лодки.


Зоологический мост


Зоологический мост в Харькове

Один из самых романтичных городских мостов. Проходит над Клочковским спуском, соединяя район Сада имени Т. Г. Шевченко и Загоспромье. Также известен как мост Пассионарии или мост Влюбленных.

Строительство моста относится к 1952 году. С него открывается очень красивый вид на площадь Свободы, здание Госпрома и виднеющуюся вдали улицу Клочковскую. Обилие деревьев создает прохладу даже в самый жаркий день, побуждает остановиться и отдохнуть от городской суеты. В ночное время мост подсвечивает разноцветная иллюминация.

В нулевые годы мост приобрел популярность у влюбленных, которые вешали на его перила и ограждение замочки. В 2010 году во время проведения реконструкции моста, городские власти заявили о намерении снять все замки, настаивая на том, что они портят архитектурный облик строения. К счастью, после ремонта все металлические символы любви харьковчан уцелели.


Люсин мостик


Люсин мостик в Харькове

Вероятно, нет харьковчанина, который хотя раз не прогуливался по маленькому железному мостику с литой оградой, перекинутому через овраг в центральной части Сада имени Т. Г. Шевченко.

Мост имеет удивительную историю и внушительный по харьковским меркам возраст. Построенный еще в конце 19 – начале 20 века, он располагался над Купеческим спуском (теперь спуск Соборный), соединяя выход из здания Старого Пассажа и Университетскую горку. В отличии от окружающих его зданий, мост уцелел в годы войны. В 1950-е годы на месте Пассажа устроили террасный сквер и необходимость в расположении здесь моста исчезла и его решили перенести.

Согласно одной из городских легенд, жил в послевоенный годы в Харькове ответственный партийный работник. Была у него супруга по имени Людмила, которой ежедневно приходилось обходить практически весь сад имени Т. Г. Шевченко, идя в гости к матери, по другой версии — на работу. Желая сделать жизнь супруги комфортнее, заботливый чиновник распорядился перенести мост со спуска в парк, перекинув его через овраг. С тех пор мост и приобрел современное название — Люсин.

Сегодня сад имени Шевченко закрыт на реконструкцию. Надеемся, что в обновленном парке Люсин мостик сохранит свое месторасположение и еще не одно поколение харьковчан будет гулять, опираясь на кружевные металлические перила, вспоминая безымянного чиновника и его жену Людмилу.


Купеческий мост


Купеческий мост в Харькове

Еще один мост с более чем столетней историей. Проходит через реку Лопань, соединяя Соборный спуск и площадь перед Благовещенским собором. Известен также под названием Малый Лопанский.

Первый мост на этом месте появился еще в середине 19 века. Как и другие харьковские мосты того времени, этот мост был деревянным и очень непрочным. Его конструкция регулярно страдала от паводков и неспокойного течения Лопани. Оживленный район Залопани, существующие здесь рынки и лавки требовали надежного транспортного сообщения. Поэтому в начале 20 века городские власти занялись устройством нового железного моста на каменных опорах. Строительство завершилось в 1909 году.

Перед официальным открытием, мост прошел испытание на прочность. По нему пустили два трамвая, заполненные пассажирами и 12 подвод, груженных углем по 1600 тонн каждая. Ровно через сто лет проверку повторили. Во время исследования конструкции специалистами из Харьковского национального автомобильно-дорожного университета по мосту пустили 12 груженных песком самосвалов, каждый весом 20 тонн.

Следует отметить, что это не только один из старейших мостов Харькова, но и один из самых крепких. За более чем столетнюю историю его ни разу полностью не перестраивали, ограничиваясь реконструкцией. Последнюю провели в 2014 году.


Кузинский мост


Кузинский мост в Харькове

Проходит над железнодорожным полотном, соединяя район Лысой горы и улицу Большую Панасовскую. Мост расположен в окраинной части Харькова и мало известен горожанам. Здесь нет идиллических пейзажей или замочков, оставленных влюбленными. Но мост привлекает внимание прохожих своей изогнутой формой.

Строительство моста происходило не один десяток лет назад, поэтому точно сказать почему он имеет такую форму сложно. По одной из версий изначально мост планировали построить абсолютно прямым, но как раз под ним находился административный корпус депо. Вот и пришлось архитекторам проявить фантазию и построить мост С-образной формы.

Сегодня мост носит название Кузинский — в честь почетного жителя Харькова, крупного владельца недвижимости, купца І-й гильдии Кузьмы Никитовича Кузина, занимавшегося торговлей винами.


Стеклянный мост над проспектом Гагарина


Стеклянный мост на Гагарина в Харькове

Конструкция из стекла и металла над оживленным потоком машин на проспекте Гагарина. Особенно эффектно мост выглядит в вечернее время, когда включается иллюминация. Поражает и вид, открывающийся с моста — именно здесь можно почувствовать ритм большого, вечно спешащего города.

Мост открыт не так давно — в 2012 году. Частые автомобильные аварии, вопрос безопасности пешеходов и водителей вынудили городские власти заняться сооружением пешеходного моста, на месте существующего пешеходного перехода. Новый мост стал не только безопасным, но и комфортным. Здесь работает система вентиляции, пандусы и лифты для людей с ограниченными возможностями, есть круглосуточная охрана. В зимнее время в сооружении поддерживается температура около 10–15°С.

Металлическая конструкция опирается на монолитные железобетонные фундаменты. Кроме того, остекление моста выполнено с применением специального антивандального стекла, которому не страшны удары и царапины.


Коммунальный мост


Коммунальный мост в Харькове

На пересечении проспекта Льва Ландау и Московского проспекта раскинулся самый длинный харьковский мост — Коммунальный, его длина составляет 1,1 км.

Коммунальный мост состоит из эстакады, путепровода и собственно моста, которые проходят над Московским проспектом, железнодорожным полотном и речкой Немышлей. Кстати, на пересечении моста с Московским проспектом устроена единственная в черте городе двухуровневая транспортная развязка.

Строительство Коммунального моста происходило в 1972–1975 годах. Новый путепровод позволил кратчайшим путем соединить Салтовский жилой массив с крупными предприятиями, такими как ХТЗ, ХЭМЗ и другие, облегчив жителям Салтовки путь на работу.


Метромост

Метромост в Харькове

Кроме пешеходных и автомобильных, есть в Харькове также мост специального назначения — метромост, расположенный между станциями "Киевская" и "Академика Барабашова", в месте где линия метрополитена выходит на поверхность. Этот мост пересекает реку Харьков, соединяя районы Средняя Журавлевка и Тюринка.

Харьковский метромост является единственным в мире крытым мостом метрополитена. Поэтому в начале 1980-х годов проект был утвержден как опытное экспериментальное строительство. Метромост представляет собой закрытую галерею. Использование подобной конструкции позволило сократить шум от движения поездов, создать единый температурный режим и минимизировать влияние атмосферных осадков.

Также параллельно метромосту планировали проложить широкую автомагистраль, для чего снесли часть жилой застройки на правом берегу реки Харьков. Но к строительству автострады не успели приступить и проект так и остался на бумаге.

Источник:

СМОТРИ ЕЩЕ:

Что-то новенькое: достопримечательности Харькова свяжет "зеленая линия"

Наш первый небоскреб: когда Госпром попадет в список ЮНЕСКО

Элеватор, крыша мира, заброшенное казино: ТОП-7 мест в Харькове, где время остановилось

Обсудить эту новость можно на нашей странице в 

Читай все новости в нашем канале 

Последние новости