2 сентября в Харькове стартовал масштабный фестиваль современного искусства NonStopMedia VIII.
В течение недели харьковчане смогут познакомиться с 10 лучшими проектами художников из Вильнюса, Одессы, Львова, Киева и Харькова.
Первый день фестиваля проходил в формате марафона открытий. Стартовал он с проекта Лолы Гайнутдиновой "Архив. Харьков", который разместился в галерее COME IN (улица Данилевского, 26). Он посвящен Харькову и людям, которые живут в этом городе.
"Мы должны были участвовать в NonStopMedia с арт-группой "Мастерка", но ребята в последний момент передумали подавать заявку и сказали, чтобы я участвовала одна. Идея проекта родилась за три дня до дедлайна. В последнее время мне интересна тема незащищенности, обнаженности. Я ни в коем случае не использую порнографические художественные ритмы, а скорее наоборот – пытаюсь раскрыть совсем другие грани", – рассказывает автор проекта "Архив. Харьков" Лола Гайнутдинова.
По мнению автора, сейчас искусство находится в интересном периоде: одна его часть деградирует, другая – развивается, и у каждой из них есть свои поклонники.
"Я думаю, что алгоритма, как воспринимать современное искусство, не может быть: у каждого человека есть определенные каналы, через которые он его воспринимает", – поделилась Лола Гайнутдинова.
В следующей локации – HudpromLoft (улица Искусств, 15) разместились проекты Алексея Товпыги "Новогодняя елка" и киевлянки Александры Доцок "Байковые мечты".
"Когда я увидела, какие проекты на NonStopMedia были 2014 году и кто принимал участие в фестивале, я поняла, что это очень высокий уровень и сразу подала заявку. Академической базы у меня нет – я всегда рисовала для себя, работала 2D и 3D художником, но в какой-то момент я поняла, что это не то, душе хочется свободы и творчества", – рассказала автор проекта "Байковые мечты" Александра Доцок.
Проект "Байковые мечты" о том, как люди сами разрушают свои мечты.
"В какой-то момент я поняла, что было бы классно сделать проект с надгробными камнями, потому что меня интересуют проекты, поднимающие острые темы. А поскольку меня очень интересует тема свободы и мечты, я решила все это совместить в одном проекте", – делится автор.
По мнению Александры Доцок, чтобы понять современное искусство, нужно думать: "Нужно не созерцать, а погружаться. Нужно искать свои смыслы и что-то для себя в каждом проекте".
"Новогодняя ёлка" Алексея Товпыги – проект, который при помощи слов и пространства "играет со зрителями".
"Это технически авантюрный проект, и мне нужен был какой-то дедлайн, поэтому я решил подать заявку на участие в фестивале. Этот проект – игра не просто с текстом, это комбинаторная игра со словами", – делится автор.
В АРТподвале Муниципальной галереи (улица Чернышевская, 15) разместились сразу четыре проекта: "Хромакей" Ольги Федоровой, "Сезон закрыт" одессита Максима Финогеева, "Петля истории" львовянина Виталия Шупляка и "Видеостресс" Даниила Перчака из Вильнюса.
"Я коммерческий фешн-фотограф, но я часто снимаю нетипичный продукт, и он вышел за границы современной фотографии. Мне стало интересно делать проекты, которые не связаны с коммерческой фотографией, использовать ее в различных контекстах", – рассказывает о себе Максим Финогеев.
Его проект связан с историей о пляжах Одессы – во что они превращаются, когда заканчивается сезон, когда даже сами одесситы туда не ходят.
По мнению автора, чтобы воспринимать современное искусство, нужно быть открытым к тому, что ты видишь.
"Если тебе не нравится – значит это не твое. Важно прислушиваться к своей чувственной части", – считает Максим Финогеев.
Ольга Федорова в своем проекте попыталась развенчать идею фотографии, как правдивого свидетеля истории.
"Я слежу за NonStopMedia с прошлого проекта, когда я увидела имена художников, которые участвовали в фестивале, я поняла, что фестиваль значимый для украинского искусства, и это было бы большим прыжком вверх – если бы мой проект выставлялся в его рамках", – рассказывает Ольга Федорова.
По ее словам, заняться темой хромокея, ее побудили фотографии со съемок "Хоббита".
"Не идти на выставку современного искусства с предубеждением и отрицанием. Доверие и открытость важны, как и во многих сферах. Я бы хотела призвать всех людей искать что-то новое: мы же слушаем новые жанры музыки, смотрим новое кино, принимаем новые занятия: почему же точно такой же шанс не дать искусству?", – говорит Ольга Федорова.
Даниил Перчак посвятил свой проект проблеме саморазвития.
"Мой проект "Видеостресс" про выход из зоны комфорта. Это то, что имеет отношение к моей жизни в целом, не только к творчеству", – рассказывает автор.
Он также дал совет о том, как неискушенному зрителю стоит воспринимать современное искусство: "Мне кажется, некоторые зрители очень много тратят времени на раскусывание смысла, отодвигая на второй план визуальное. Я бы советовал обращать внимание на чувства и эмоции, которые произведение вызывает".
Проект Антона Шебетко "Евангелие от Ноги" разместился в ART AREA "ДК" (улица Чернышевская, 13).
"Это ирония по поводу того, как люди относятся к тому, во что верить. Они полагаются на высшие силы, вместо того чтобы полагаться на себя. Я думаю, это смешно. Моя нога смогла восстановиться – не потому что я молился, а просто потому что она срослась", – рассказывает автор.
По мнению Антона Шебетко, для зрителя, который пришел на выставку современного искусства важно понимать, прежде всего, тему, с которой работает автор.
Ознакомиться с проектом Омы Шу "Видеть на ощупь" можно в International House Kharkiv (улица Маршала Бажанова, 7).
Художница создала серию работ, которые могут воспринимать незрячие люди.
В планах Омы Шу – создать стрит-арт для людей с проблемами со зрением. Также она автор артбука, предназначенного для незрячих.
"Этот проект является, по сути, моим дневником. Эти фразы я использую для себя, я их прочувствовала, я говорю их себе каждый день", - делится художница. – "В данном проекте интересен факт, что люди бояться его трогать, потому что есть стереотип, что произведение искусства нельзя трогать руками. Но этот проект рассчитан, чтобы люди прикасались к нему, взаимодействовали с ним".
По словам Омы Шу, современное искусство стоит воспринимать с точки зрения чувств и эстетики.
Марафон открытий завершился в VOVATANYA Gallery (Харьковская набережная, 6).Там экспонируется проект киевлянина Михаила Алексеенко "Дорога домой".
Это видео, которое запечатлило художника, пытающегося добраться домой.
"Я подумал, почему бы не выставить проект в более легкой ироничной форме. Это для меня, с одной стороны, не присуще и ново в выставочном пространстве", - рассказывает автор.
Источник: "Восточный Дозор"
Читайте еще новости Харькова:
В центре Харькова будут проходить бесплатные мастер-классы по историческим танцам
Харьковчан снова приглашают на Научные пикники