Прогулки по Харькову: улица, где пел Шаляпин

На Журавлевских склонах между улицами Маршала Бажанова и Театральным спуском протянулась тихая зеленая улочка с поэтичным названием Садовая. Это было первое название с момента её возникновения в первой половине ХІХ века. В 1936 году она была переименована и стала называться в честь П.П. Постышева, в 1937 году она была снова переименована и стала Топорной, а после – Южной. В 1951-61 годах это была снова Садовая улица, а с 1961 – улица Чубаря. Теперь к ней вернулось историческое название и сегодня эта улица в третий раз называется Садовой.

Читайте также Неизвестный Харьков: улица готических замков

Сам Влас Чубарь, под именем которого сегодня большинство харьковчан и знают эту улицу, был матерый большевик, государственный деятель, заместитель председателя, а затем председатель Совнаркома УССР в 1920-х годах. Один из организаторов Голодомора на Украине. Напрямую был связан с Харьковом, долгое время он жил на улице Ольминского, а работал на Совнаркомовской.

Для времени своего основания и застройки, улица Садовая была "элитной": в 1881 году по обеим ее сторонам насчитывалось 13 домов, в то время она уже была мощеной, имела водопровод и освещение газовыми фонарями. На сегодняшний день  на картах Садовой отмечены 16 адресных номеров, из них пять – памятники архитектуры. Некоторые дома отличаются оригинальностью и незаурядными художественными достоинствами, а некоторые их не имеют, но каждый заслуживает своей доли внимания.

В начале улицы, на углу Садовой и Театрального спуска, по нечетной стороне расположен самый новый дом на улице. Он был построен в 1989-1999 годах по проекту архитекторов В.В. Горожанкина и В.Е. Колесникова. Насчитывает целых 11 этажей. Это обычный многоквартирный дом, громоздкое полуоштукатуренное здание из белого кирпича, которое совершенно не вписывается в изящную разноцветную историческую застройку. Изначально на этом месте стоял небольшой жилой дом с торговыми лавками на первом этаже, построенный в середине XIX века по проекту неизвестного автора. Он был снесен в 1989 во время расчистки стройплощадки под многоэтажку.


Первое здание на участке. Узнать место можно разве что по столбу, который не изменился.

На углу через дорогу также стоял жилой дом. История не сохранила его облика и авторства. В 1928 году на его месте была возведена пятиэтажка, имеющая номер 2, которую можно видеть и сегодня.

К одиннадцатиэтажке примыкает дом №3/5, довольно большое здание в эклектичном стиле с преобладанием элементов модерна. Построен в 1914 году как доходный. Имя архитектора, к сожалению, неизвестно. Сегодня это административно-офисное и жилое здание, где, как и в прежние времена, сдаются помещения для жилья и работы. Является памятником архитектуры.

Так выглядит подъезд дома №3/5.

Широкие подоконники из терраццо — остатки былой роскоши.

Красивая лестница.

Массивные резные двери.

Дом под современным номером 4. В разное время участок принадлежал разным людям, одним из последних владельцев был Иван Иванович Каразин, общественный деятель, ботаник, сын основателя Краснокутского дендропарка и племянник Василия Назаровича, основавшего Харьковский Университет. С 9 декабря 1904 г., когда было утверждено завещание И.И. Каразина, дворовое место по ул. Садовой № 4 перешло к Борису Ивановичу Каразину, его сыну. Борис Иванович также был лицо известное, общественный деятель и политик, член IV Государственной думы от Харьковской губернии, а также занимавший массу других должностей в Харькове и области. Тогда домовладение включало: дом каменный двухэтажный с подвалом, дом одноэтажный каменный с флигелем, сарай каменный и сарай деревянный. Именно это здание изначально было двухэтажным, прямоугольной формы в плане. Дата постройки неизвестна, предположительно в 1870-1880-х годах. Впоследствии здание выросло до 4 этажей и изменило форму в плане. В последнее время здание было отреставрировано и внешне частично изменено: убран фронтон и башенки на углах, добавлен ряд пристроек. Нельзя сказать, что здание от этого выиграло. Теперь здесь находится гостиница, хотя был и проект создания офисного центра.


Внешний вид здания до перестройки.


Современный внешний вид.

Один из самых интересных домов по улице имеет №6. Архитектором принято считать Ю.С. Цауне, дата постройки – в начале XX века, точнее – между 1900 и 1902 годом. Дом построен в стиле североевропейского ренессанса, простая средневековая роскошь, лепные элементы, изобилие геометричных деталей, руста. Дом увенчивает высокий треугольный щипец, придавая фасаду оригинальный вид. Это тоже памятник архитектуры. Участок еще в 1860-е принадлежал некоему помещику Панасовскому. В 1870-е его владельцем стал артист Императорского театра Василий Иванович Виноградов, у которого жил архитектор К.А. Толкунов — автор проектов женской гимназии на Рымарской и Реального училища на пр. Московском. После участок остался его вдове Анастасии Абрамовой, а затем – в 1890-х перешел в собственность города.  Был еще дважды перепродан, пока на участке не были построены дома №6 и 6а.

Парадная дома №6.

Кованные перилла и мраморные ступени.

Изящные двери.

За длинной оградой с большим отступом от линии застройки расположен бывший доходный дом (№8, ранее №6а), спроектированный в 1913 году известным харьковским архитектором Александром Ржепишевским. Простота форм и величественная отделка с элементами петербургской архитектурной школы – отличительная черта работ Ржепишевского. В те времена этот пятиэтажный дом должен был быть самым высоким на улице. Скорее всего, это был один из поводов сдвинуть его вглубь квартала, тем самым визуально уменьшив и заодно освободив достаточно пространства перед окнами.

В парадном подъезде располагается широкая лестница и лифт, которые только начинали появляться в многоэтажках начала прошлого века. Возможно, кабина лифта сохранила внешний вид близкий к оригиналу, во всяком случае, панели обшивки выглядят совсем не современно.





Сегодня это жилой дом, он имеет статус памятника архитектуры.

А в его дворе живет маленький голубой запорожец.

Одно из самых ценных здесь зданий – пустующий сейчас одноэтажный особняк под номером 7. Построен он был в 90-е годы XIX века в очень редком для Харькова стиле северный модерн; по чьему проекту – неизвестно, предположительно Виктора Величко. На данный момент хоть состояние здания и аварийное, по-прежнему изящно выглядят его классические очертания, декоративный купол над входом, остатки лепнины и открытая веранда. С нее мраморная лестница спускается во внутренний дворик, в котором изначально был сад с тремя мраморными фонтанами, снесенными после революции. Вплоть до 1890-х этот участок, как и участки дальше по улице, пустовали, так как относились к комплексу зданий впоследствии известного как гимназия Оболенской на ул. Пушкинской.

Ценность особняка не только архитектурная, но и историческая. До революции здесь жил и работал широко известный в Харькове и далеко за его пределами профессор, врач-отоларинголог Степан Гаврилович Сурукчи. В 1905 году в Харьков приехал с концертом известнейший бас Российской империи Ф. И. Шаляпин. В то время у него была проблема с голосовыми связками и причину не могли определить ни отечественные, ни европейские врачи. Певцу посоветовали попасть на прием к С. Г. Сурукчи. Харьковский врач вылечил певца и с тех самых пор Степан Гаврилович и Федор Иванович стали добрыми друзьями, и певец много лет навещал Сурукчи в каждый свой приезд в Харьков. Таким образом, особняк на Садовой стал местом, где собирался весь цвет тогдашней харьковской интеллигенции, пели Шаляпин и Вертинский.

После революции Сурукчи передал дом советской власти, а может его отобрали насильно. В дальнейшем здесь был детский сад №167, а затем располагалась бухгалтерия РайОНО Киевского района. На данный момент здание приватизировано харьковским бизнесменом, но все равно остается заброшенным и разрушается. В 2004 году на боковой стене дома открыли мемориальную доску в честь Сурукчи и Шаляпина, но предложения создать здесь музей певца уже несколько лет не находят поддержки ни у властей, ни у теперешнего владельца. Печально, но похоже, что причина этого в том, что на месте этого и соседних домов однажды собираются возвести "элитную" новостройку, что несколько раз освещалось в различных СМИ и даже в национальных новостях, например, в этом сюжете (программа "Факты" от 28.03.2013, телеканал ICTV):


Мемориальная доска на момент открытия. Вскоре после этого, барельеф с портретом певца исчез.


На углу крыши: ангелок, держащий разбитую вазу – пророческий символ дома. Ваза была задумана автором как разбитая.

Простое здание с большим фронтоном №9 – бывший особняк, построенный со значительным сдвигом вглубь квартала. Перед ним разбит сад, от которого сейчас осталось не много деревьев. Возможно поэтому главный фасад, который был скрыт зеленью, выглядит довольно просто, хотя открытый боковой украшен куда более богато. Впоследствии в этих стенах находились старшие группы детского сада №167, а затем, до последнего времени, – РайОНО Киевского района. На данный момент учреждение перенесено, а здание пустует. Возможно, оно тоже было передано в частные руки, но, во всяком случае, никаких подтверждений этому не нашлось.

Еще один бывший особняк на Садовой носит №11. Построенный в 1903 году архитектором Мариам-Иосифом-Здиславом Харманским, он был надстроен на один этаж в 1915 году по проекту Михаила Дашкевича и обзавелся большим классическим фронтоном. Здание является памятником архитектуры.

С 1946 года в здании располагалось Харьковское книжно- журнально- газетное издательство Госкомиздата УССР, а в 1964 оно получило собственное название и стало известным сейчас на все постсоветское пространство издательством республиканского значения "Прапор". В свои студенческие годы здесь работал иллюстратором Александр Андреевич Ивахненко — в будущем советский украинский художник, заслуженный деятель искусств Украины, доцент кафедры живописи Украинской академии искусств, член худсовета Министерства связи Украины, главный художественный консультант по выпуску юбилейных монет при Национальном банке Украины, автор первых почтовых марок независимой Украины.

Также на Садовой улице находится и учебное учреждение. Это Лицей искусств №133 (адресный номер 13). Ранее это была обычная средняя школа с тем же номером. Построена школа была в 1936 году, автор неизвестен. Нынешний вид несколько отличается от авторского. За годы своего существования школа как минимум утратила балкончики над входами, которые хорошо видны на старых фотографиях.

Сегодня, помимо обычной учебной программы, лицей предлагает углубленное изучение предметов художественных направлений по музыкальному, изобразительному, театральному, хореографическому или хоровому профилю.

Есть и еще один бывший особняк, №14. Он был построен в 1880г архитектором и художником Владимиром Гавриловичем Петровским для себя. В 1885-1891гг Петровский был харьковским губернским архитектором. Выезжая из Харькова, он дом продал, прожив в нем с 1881 по 1889гг. Особняк изначально был двухэтажным, а при советской власти увеличен еще на два этажа. Это прекрасно видно на фасаде: цвет, фигурность и аккуратность кладки отличают бывший особняк, а верх оборудовали балконами. Надстроен он был, по всей видимости, в 1920-30е гг., в расцвет разнообразных достроек и уплотнений.

Во дворе находится одноэтажный домик с резными деревянными элементами, и, судя по всему, он ровесник дому. Вероятно, там жила прислуга.

Вот еще несколько фасадов:


Яркий дом № 10.


Дом №10/12. Бывший жилой, теперь здесь расположено охранное агентство.


№15 – шестиэтажное с мансардами здание; секция, пристроенная к дому по ул. Маршала Бажанова, 10. Было построено в конце 1930х годов по проекту предположительно Н.М. Подгорного.


№15а – жилой дом, скорее всего бывший доходный, автор и даты неизвестны.

В подъезде дома №15а. Жильцы любят свой дом и как могут, украшают его:




 


№16 – Военный Комиссариат Киевского района.


Странно, но за особняком Сурукчи №7 есть еще один дом с тем же номером. Причем почему-то его нет на картах города.


На заднем дворе особняка №9. Неизвестные надворные постройки.

Источник: Сергей Жарких Я поеду

 

Последние новости