В сердце старого Харькова, между сегодняшними улицей Маршала Бажанова и Театральным переулком, расположена незаметная, но очень необычная улица – Девичья (старое название: Демченко) . Многие харьковчане даже не подозревали о ее существовании до последнего времени, когда в связи с открытием арт-площадки “Spalah” сюда начала проникать активная общественная жизнь. Улица Девичья поистине является улицей контрастов. Здесь безликие постройки соседствуют с домами великолепной архитектуры, а здания ХIХ века смотрят в глаза зданиям совсем новым, что при небольшой её длине довольно ощутимо.
Улица была заложена в ХIХ веке, тогда же и появилось ее первоначальное название: Девичья. Происхождение названия имеет несколько версий, в числе которых якобы находившиеся здесь "квартал красных фонарей", Институт Благородных девиц, доходный дом для женщин и даже женский монастырь. Тем не менее, достоверно происхождение неизвестно, а некоторые версии ошибочны изначально. Так, "монастырем" жители ошибочно окрестили доходные дома, построенные в псевдоготическом стиле в середине улицы, а Институт благородных девиц, совершив ряд переселений Москалевка – ул. Благовещенская – ул. Сумская, на Девичью так и не попал.
Как и многие другие, при Советском союзе улица не избежала переименований, хотя "продержаться" ей удалось довольно долго. Она пронесла первоначальное название через революции, Мировые войны и многочисленные политические невзгоды, пока аж в 1977 году градостроители не назвали улочку именем известного коммунистического деятеля Николая Демченко. Историческое название было возвращено только в 2015 году решением городских властей, спустя почти сорок лет.
Застраивалась и развивалась улица довольно медленно. Долгое время она оставалась ничем не вымощенная, не имела освещения и водопровода. "Описание Харькова" за 1881 год называет на ул. Девичьей всего 14 адресов. С тех пор их количество выросло до шестнадцати. В связи с достройкой новых зданий, их нумерация велась загадочным образом, в результате которого долгое время сразу три дома имели №1. В итоге с путаницей вроде бы разобрались, и на сегодняшний день карты относят угловой дом, ранее имевший номер 1/17, к Театральному спуску, оставив ему просто номер 17, а еще один дом получил адрес 1а.
Неспешно пройдя по улице, можно подробно рассмотреть здания. Почти каждое из них может рассказать много интересного о себе.
Более-менее современный вид улица имеет приблизительно с начала XX века. По видимому, первым построенным здесь зданием стал вышеупомянутый дом на углу с Театральным спуском. Имена проектировщиков история не сохранила, о дате постройки можно тоже судить лишь приблизительно – конец XIX – начало XX века. Это небольшое двухэтажное здание для своих размеров было довольно претенциозным. Построенное в стиле классицизма, оно имело рустованные фасады с лепниной, внутренний дворик и даже небольшой балкончик. До сегодняшнего дня оно осталось жилым домом и внешне почти не изменилось.
Объект, имеющий настоящий №1 – жилой комплекс класса "де-люкс", единственный новострой на улице. Комплекс спроектирован харьковским дизайн-бюро "Дроздов и партнеры" и построен в 2007 году. Состоит из пяти индивидуальных трехэтажных жилых домов, которые на данный момент давно обжиты. Жилой комплекс не ограничивается только этими таунхаусами, но и связан с расположенным выше ЖК "Карат" по ул. Потебни, 6. Проектировались и строились они одновременно, в похожем стиле и даже объединены внутриквартальным пешеходным путем.
Первое строение по четной стороне – довольно большой дом "кирпичной" архитектуры. Дом за счет уклона рельефа "вростает" в землю, незаметно становясь из трехэтажного одноэтажным. Сейчас здесь находятся квартиры и торговые помещения, благодаря которым дом обзавелся современной отделкой декоративным кирпичом и благоустройством территории.
Следующий в этом же ряду довольно крупный трехэтажный дом. Носит номер 4 и его простой прямоугольный фасад ничем с первого взгляда не примечателен. Однако архитектор использовал в отделке типичные элементы стиля модерн, и хотя они совершенно в глаза не бросаются, а иногда и совсем незаметны, но фасад по-своему оживляют. Как и огромное большинство крупных домов до революции, этот строился как доходный, и это такой далеко не последний на Девичьей. По разным данным, в свое время здесь проживали харьковский хирург Нина Иванова-Амираджиби и личная почетная гражданка Мария Колесникова. Тогда это означало звание почетного гражданина города, полученное за личные заслуги. В некоторых случаях это звание передавалось по родству. Вообще, история улицы Девичьей так или иначе связана на удивление с целым рядом выдающихся людей, которых еще коснется наш рассказ.
Продолжая двигаться по чётной стороне, мы увидим следующее здание — №6. Построенный в начале XX века, этот трехэтажный дом из красного кирпича строился тоже как доходный. Построен в типичном стиле модерн, который вообще является "визитной карточкой" города. Лестничная клетка сплошного остекления выгодно выделяет фасад. Дом является памятником архитектуры. Раньше тут располагалось отделение Пенсионного фонда Украины Киевского района г. Харькова, а сегодня – другие учреждения и арт-пространство "Spalah", украсившее вход по-своему, в национальном духе. Авторы памятника архитектуры неизвестны, а вот бывшего владельца узнать можно.
В 1903-1916 гг. домом владел надворный советник Михаил Анисимов, а в числе снимавших у него комнаты был вице-консул Дании, искавший тогда другое помещение под размещение Датского консульства. В итоге такое помещение отыскалось на Николаевской площади в бывшем кондитерском магазине "Жорж Борман" (ныне маг. "Ведмедик").
Двухэтажный дом с аркой дальше по улице, носящий номер 14, принадлежал общественному деятелю, профессору всеобщей истории Харьковского императорского университета и Высших женских курсов Андрею Вязигину (1867-1919). В начале XX столетия он увлекся политикой, издавал журнал "Мирный труд", где публиковались статьи на монархические и православные темы, затем организовал харьковские отделы "Русского собрания" и "Союза русского народа", а их встречи проводились вот как раз здесь, дома у Андрея Сергеевича.
В сентябре 2009 года по инициативе ряда лиц и организаций, на фасаде дома №14 установили памятную табличку в честь Вязигина. А спустя всего год по решению городской комиссии по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды доска была демонтирована, что вызвало тогда немалые возмущения среди части харьковчан.
Довольно невзрачный двухэтажный дом №16 на углу с Черноглазовской также помнит знаменитостей. В 1921 году в нем снимали две комнаты писатели Юрий Олеша и Валентин Катаев, а в гости к ним заезжали литераторы Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Евгений Петров (у которого, кстати, настоящая фамилия была тоже Катаев, так что он заезжал к собственному брату). Этот скромный кирпичный дом рукой Катаева вписан в литературную историю, будучи упомянут в его романе "Алмазный мой венец": "Мы жили втроем, нанимая две комнаты на углу Девичьей и Черноглазовской, прельстивших нас своими поэтическими названиями". Со слов местных жителей, ранее этот дом еще имел во дворе конюшню и подземные погреба, но впоследствии, в результате ряда реконструкций, они были уничтожены вместе с частью первоначального вида.
В книге Инны Можейко "Харьков. Пульс Прошлого" упоминается еще об одном известном человеке. По мнению автора, в доме №5 снимали квартиру на Девичьей военный прокурор Виктор Савинков со своей женой. Прожили они здесь совсем недолго, но именно здесь 31 января 1879 года родился знаменитый в будущем террорист, один из руководителей Боевой организации эсеров, поэт и писатель Борис Савинков. Впоследствии, более двух лет, по заданиям и на деньги польской разведки, организация Савинкова совершала бандитские налеты на советские пограничные районы, истязала и убивала советских работников, занималась взрывами, поджогами, грабежами и насилиями. Но, не смотря на грозное имя Савинкова, сейчас, как и раньше, это тихий и простой жилой дом, утопающий в зелени в летнее время.
Настоящая жемчужина в коллекции ул. Девичьей – два дома №3 и №5а, впечатляющие своими готическими формами, те самые, которые и породили легенды о женском монастыре. Построены дома были в 1903 году, а заказчиком был профессор филологии Харьковского университета Александр Потебня. Сам профессор тогда жил на соседней Подгорной улице (ныне ул. Потебни). В это время профессор заказал архитектору Юлию Цауне строительство двух доходных домов на ул. Девичьей. Архитектор справился с задачей как нельзя лучше, со всем изяществом, которое присуще его работам. Стилизация под средневековые замки получилась потрясающая, а фигурная кладка, решетки и кирпичное кружево только усиливают впечатление.
Обоим домам сегодня заслуженно присвоен статус памятников архитектуры. До революции здесь сдавались квартиры молодым специалистам и их семьям. Возможно, что жильцов подбирал также лично Александр Афанасьевич из числа своих учеников и сотрудников.
Дом №3, выступая на улицу, играет ведущую роль. Это сказалось как на внешней отделке, так и в интерьерах. Его фасады дополнительно украшены светло-желтыми полосами. Наверное, цвет со временем потускнел, но удивительно что за сто с лишним лет он не исчез полностью.
Внутреннее устройство тоже не самое простое. Дом оснащен двумя лестницами — парадной, ведущей с улицы, и черной, что выходит во двор.
С черной лестницы тоже есть входы в квартиры, видимо, сдавали их людям “попроще”, и стоили такие комнаты, скорее всего, дешевле.
Дом же №5А стоит в глубине улицы, и парадности в нем чуть меньше.
Сегодня здесь обычные жилые дома, а жильцы, к сожалению, порой, заботятся больше об удобстве проживания, чем о сохранении первозданного вида дома. Окна и двери меняются на современные, создаются надстройки, остекляются балконы. Но, не смотря ни на что, этот ансамбль остается достойным украшением не только улицы, но и всего города, излюбленным объектом живописных этюдов для художников и студентов различных творческих специальностей из ряда ВУЗов, расположенных в этом районе.
Фрагменты впечатлений
Довольно тяжело остановиться и не дополнить статью еще несколькими фотографиями:
Живописная изнанка дома №16. Столбы и балки относительно дома совсем новые, Катаева они не помнят.
Там же. Не менее живописный сарай, а может и уборная..
Дом № 5А. Готика с фасадов врывается и в интерьеры подъезда
Оригинальная плитка на полу. Даже рисунок плитки совершенно в характере всего здания.
Еще пара фасадов "жемчужины" под номером 3. К сожалению, современные технологии и реконструкции наложили свой отпечаток.
Интересный фонарик над дверью в одну из квартир.
Источник Я поеду