Специально для
Харьков – велосипедная столица Украины, а лето – лучшая пора для велопрогулок. И когда за окном дождь, можно подготовиться к грядущим поездкам, сидя дома и составляя маршрут.
Несколько недель назад, в субботу я выбрался на небольшую прогулку на велосипеде по части Харькова которая включает в себя такие исторические части как Новоселовка, Новожаново, Гончаровка и Москалевка. Районы эти по большому счету забыты городской властью, поэтому дорог и отреставрированных зданий тут почти нет, но зато сохранились интересные старые домики и неповторимый местный колорит.
Карта маршрута.
Сейчас становится модно любить Харьков, но хотелось бы не только любить, а и больше знать о городе. Но пора в путь!
Ул. Октябрьской Революции. Начало. Фото: Сергей Ерин.
Начнем свой путь с ул. Октябрьской Революции (когда-то она называлась Москалевской, была основана в XIX веке, активная застройка началась в 1829 году, после революции была переименована сначала в улицу Октября, а затем получила своё нынешнее название). Мне очень понравился маленький такой, сказочный домик. Кажется что там внутри всего одна комната. Интересно, как там все выглядит, а главное - как живется.
Несколько старых домов. Фото: Сергей Ерин.
И еще несколько старых домов с новыми шрамами на фасадах. Людей и машин почти нет, слышно каждый шорох, перебранку соседей, скрип дверей и крик играющих детей. Это именно то, что составляет дух города, старый дух, не современный. Не буду указывать точное местонахождение домов, если станет интересно, где один из домиков расположен – не поленитесь, пройдитесь и поищите, вы ничего не потеряете, а может и заметите много нового.
Дом красного кирпича. Фото: Сергей Ерин.
И рядом еще один старый дом красного кирпича, безвкусно испорченный пластмассовыми балконами на верхнем этаже, кондиционерами и металлопластиковыми окнами. Этот дом уже сам по себе зарастает, на некоторых уступах растут кусты и травы. Представляю каким он был когда был новым!
Дом в проводах. Фото: Сергей Ерин.
Вандалы постарались. Фото: Сергей Ерин.
Переезжаем реку Лопань и справа на берегу видим небольшой, но старый парк им. Квитки-Основьяненко. К сожалению, парк находится в плачевном состоянии, о нем не заботятся, а посетители постепенно превращают его в руины и свалку мусора. Там работает кафе и сохранились остатки небольшого фонтана, который спускается в террасами вниз (фонтаны построенные по такому принципу у нас в городе не редкость – так же террасами спускается вода в парке Шевченко с "Каскада" и террасном сквере, рядом с Покровским монастырем). Парк находится в таком состоянии, что фотографировать его не хочется даже, осталась лишь фотография памятной таблички при входе в парк, да и та уже подвергалась нападениям вандалов. На стенде кратко описана история парка, перечислены великие люди, бывавшие в этих местах в имении Квитки-Основьяненко (художник Айвазовский, император Александр Первый, философ Сковорода и многие другие). Жаль, что мы не ценим и даже не знаем такие места.
Кривомазовская. Фото: Сергей Ерин.
Проехав еще немного по ул. Октябрьской Революции сворачиваем направо вместе с трамвайными путями, ведущими на конечную станцию "Новоселовка". Линия проходит по ул. Кривомазова, которая была основана в XIX в. и имела первоначальное название Александровская. В списках улиц 1927 и 1929 гг. указывалась как Кривомазовская, в списке улиц 1937 г. - Кривомазова Михаила, в списке улиц 1938 года - ул. Кривомазова Николая (не понятно почему так), она же Кривомазовская, в годы немецкой оккупации (1942-1943) улице давалось имя Кошевого Ивана Сирка.
Сам же Кривомазов Михаил Николаевич (1896-1918) – большевик, начальник боевой дружины Основянско-Холодногорского района, в его доме была связь с Центром и база оружия большевиков. Был арестован по доносу агента контрразведки и убит петлюровцами.
Иногда складывается впечатление, что со времен Кривомазова эту улицу так и не асфальтировали, хотя асфальт все-таки местами есть. Вообще дороги в этой части города – это отдельная история.
Развилка для трамваев. Фото: Сергей Ерин.
В конце улицы расположилась конечная станция трамваев 7-го маршрута. Что характерно кольцо обходит маленький квартал частого сектора, и на самом кольце есть две остановки. На фото путевое развитие на станции Новоселовка, на второй путь трамвай уже, похоже, давно не заходил.
Остановка находится почти во дворе. Фото: Сергей Ерин.
Остановка ул. Лютовская также находится на трамвайном кольце, огибающем частный сектор, и, по сути, находится во дворе жилых многоэтажных домов.
Одноколейка. Фото: Сергей Ерин.
А вот и появляется седьмой трамвайчик, поднимая клубы пыли за собой. Ходит он тут не часто, привозя людей с Алексеевки, вокзала и центра сюда, в тишину прошлого, как машина времени.
Седьмой маршрут. Фото: Сергей Ерин.
Семерка разворачивается на кольце среди маленьких домиков частного сектора и убегает в шумный центр. Наверное, побитые жизнью харьковские трамваи только в таких местах не выглядят столь инородно в 21 веке. Иногда они даже кажутся опережающими время
Древнее ателье. Фото: Сергей Ерин.
Недалеко от конечной расположился небольшой интересный домик с вывеской "Ателье мод". Сама вывеска уже напоминает о прошлом столетии, а домику уже возможно более ста лет, хотя сложно сказать. Интересно, какое было его начальное предназначение?
На улице Кривомазова я нашел две мемориальные доски в память Кривомазову. Одна из них расположилась ну углу с ул. Октябрьской Революции и мирно соседствует с рекламой пива. Просто отображение нашей культуры. Герои-большевики конечно сейчас мало у кого в почете, но все-таки это мемориальная доска. Хорошо хоть реклама все-таки осталась на заднем плане.
Собственно с самой таблички довольно сложно прочитать памятную надпись, поэтому приведу дословно: "Вулиця Кривомазова названа ім’ям активного більшовика-підпільника в роки громадянської війни – Кривомазова Михайла Миколайовича".
Круг трамваев. Фото: Сергей Ерин.
Далее конечная станция трамваев "Новожаново". Почти деревенские пейзажи и стук иногда проходящих поездов по близлежащей линии железной дороги создают впечатления ну совсем не миллионного города. Патриархальность во всей красе, эдакий Старгород Ильфа и Петрова.
Новая церковь. Фото: Сергей Ерин.
Неподалеку от разворотного круга трамваев заканчивается строительство новой небольшой церкви, судя по стенду на остановке - Свято-Николаевского храма. На стенде есть мобильный телефон настоятеля и расчетный счет для пожертвований.
Депо. Фото: Сергей Ерин.
"На Новожаново в депо", те, кто ездят на трамваях, частенько слышат эту фразу от вагоновожатых. Собственно вот и заезд в депо. В Харькове осталось всего два из бывших четырех трамвайных депо, это, "Октябрьское" и "Салтовское" на Северной Салтовке. Кстати, Салтовское трамвайное депо на улице Льва Толстого – самое большое трамвайное депо в бывшем СССР и нынешнем СНГ. Его площадь составляет 20,8 га.
Вывеска как бы намекает. Фото: Сергей Ерин.
Музей автопрома. Фото: Сергей Ерин.
А вот в частном секторе, неподалеку улицы Основянской, можно найти очень интересные экспонаты. Все-таки этот район просто пропитан стариной, разной как по времени, так и по ухоженности, но где-то в других местах такую смесь времен сложно встретить.
Для тренировки речи. Фото: Сергей Ерин.
От улицы Основянской начинается небольшая улочка с просто веющим историей названием "Новодесятисаженная". Когда же в последний раз называли улицы вот так, не политическими деятелями, а просто, исходя из самой улицы? Уже никто и не помнит сколько это – сажень.Сажень равна 2,16 м, и содержит три аршина (72 см) по 16 вершков, со временем длина сажени несколько менялась указами императоров, а с введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер, сажень вышла из употребления.
Домик с колоннами. Фото: Сергей Ерин.
Едем дальше по Основянской. Иногда невзрачные частные домики при ближайшем рассмотрении оказываются довольно интересными, с колоннами, орнаментами. Хоть часто и почти заброшены. Каждый раньше пытался сделать свой дом красивым.
Советское искусство. Фото: Сергей Ерин.
Показывается и советский период истории в виде замысловатых панно. Три человека со спутником, голубем и чем-то еще в руках. Настоящее искусство своего времени.
Пожарные. Фото: Сергей Ерин.
А вот и опять улица Первой Конной Армии. Ремонта она не видела давненько. Пожарный автомобиль, хоть и вездеходный, тоже не может здесь ехать быстро. Ради справедливости стоит уточнить что ремонт этой улицы вроде бы начинают, но так как трамвайные пути, судя по всему, перекладывать не собираются, то новый асфальт продержится не очень долго.
Вывеску словно "прифотошопили". Фото: Сергей Ерин.
"Счастливый техникум". Фото: Сергей Ерин.
Проезжаем старинное здание железнодорожного техникума со счастливым номером 77.
Гольберговская церковь. Фото: Сергей Ерин.
Гольберговская церковь, он же Храм Трех Святителей – жемчужина и поэтому уже самая известная достопримечательность этого района. Говоря "Москалевка" большинство вспоминают именно перекресток у этого храма. Построен храм в 1907 – 1915 годах по инициативе председателя Городского купеческого общества купца первой гильдии Григория Осиповича Гольберга и его супруги Марии на их собственном земельном участке. Храм назван во имя трёх православных Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Ребятишки играют прямо на дороге. Фото: Сергей Ерин.
На Москалевку уже наступают современные многоэтажки, но еще жива душа этого района. Что может лучше передать настроение Москалевки как не дети, играющие посреди дороги на трамвайных рельсах, машины маневрирующие зигзагами не обращая внимания на направление движения и изредка грохочущие, но такие родные желто-красные трамваи.
Особняк Гольберга напротив церкви. В том же 1915 году напротив храма Гольберги начали строительство трехэтажного замка-особняка по проекту архитектора В. А. Эстровича. Это здание сохранилось до нашего времени (улица Первой Конной армии, 104, городская санэпидемстанция).
Городская санэпидемстанция. Фото: Сергей Ерин.
Вышка. Фото: Сергей Ерин.
Радиовышка, она же "глушилка". Орион, помнится был в Харькове такой телеканал в 90-е годы. Радиовещание с этой вышки сейчас не ведется.
Образец местной вывески. Фото: Сергей Ерин.
Очередной изуродованный спутниковой антенной дом. А какая конфетка была в свое время!
И креативного оформления дверей. Фото: Сергей Ерин.
Все просто и понятно. Фото: Сергей Ерин.
Магазин - это больше чем место закупки товаров. Это центр местной жизни. Тут люди встречаются и общаются, делятся радостями и печалями, а местный продавец наверняка всех знает по имени. Это вам не бездушные супермаркеты!
Отреставрированный дом. Фото: Сергей Ерин.
Забавная ассиметрия. Фото: Сергей Ерин.
Арка. Фото: Сергей Ерин.
Ворота, как продолжение дома. Город постепенно теряет такие детали. Вот недавно подобные ворота демонтировали на Рымарской справа от старого оперного театра, нынешней филармонии.
Оставили для сравнения. Фото: Сергей Ерин.
Гимназия. Фото: Сергей Ерин.
И в самом конце прогулки – здание гимназии/лицея на Мариинской улице. Приятно когда здание и старое, и красивое, и со своей историей, и ухоженное и в наше время в нем делается что-то хорошее.
Здание № 14 по улице Марьинской было построено в XIX веке. Там располагался особняк баронессы А. С. Унгерн-Штенберг (Лазаревой), дочери основателя Гольберговской церкви.
Вот и все, на этом наша прогулка по южной части Харькова завершена. Не ленитесь и сами выбираться в неожиданные места, заедьте куда-нибудь дальше центра, набережкой или парка Горького. И тогда вы откроете для себя совсем иной Харьков!
Vgorode.ua желает всем отличных велопокатушек по нашему городу! Ни гвоздя, ни дождя вам!