ул. Жён Мироносиц, 11
(057) 706-33-94 (отдел работы с посетителями)
(057)-706-33-95 (администрация)
20 - 0 грн.
С 22 октября по 31 декабря в Художественном музее проходит выставка «Альбрехт Дюрер: мистическое и реальное».
Экспозиция состоит из 67 произведений, среди них уникальные резцовые гравюры раннего периода творчества гениального художника («Прогулка», «Четыре ведьмы»), портреты интеллектуалов, выполненные художником в поздний период творчества; листы из серий «Жизнь Марии», «Апокалипсис» и «Малые Страсти». Авторские эстампы Альбрехта Дюрера сопровождаются работами его современников, копировавшими произведения великого гравёра с удивительной точностью, что свидетельствует о безусловном признании мастерства Дюрера, которого называют «северным Леонардо».
Значение творчества блестящего мастера Северного Ренессанса Альбрехта Дюрера (1471-1528) для национальной культуры Германии оказалось настолько большим, что время расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Современники ценили Дюрера прежде всего как замечательного художника, сделавшего гравюру искусством, способным соперничать с живописью.
Альбрехт Дюрер был первым немецким мастером, работавшим одновременно в двух видах гравюры – на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в древесине, реформировав традиционную манеру работы и используя приемы резцовой гравюры на металле. В конце 1490-х гг. Дюрер создал ряд замечательных ксилографий, в том числе один из своих шедевров – серию гравюр на дереве Апокалипсис (1498). В 1511 г. он дополнил цикл «Апокалипсис» титульным листом. Эта работа – единственная из серии, которая хранится сегодня в музейной коллекции.
Большая часть работ из собрания Харьковского художественного музея была приобретена В. Н. Каразиным в Санкт-Петербурге в 1804 г. у коллекционера Фридриха Аделунга. В 1805 г. эта коллекция стала собственностью Харьковского университета. «Прогулка» (1478) – одна из ранних гравюр мастера, неизменно привлекающая к себе внимание ценителей искусства благодаря загадочному сюжету. Она, как и многие другие произведения художника, посвящена теме «Memento mori». В состав коллекции западноевропейской графики ХХМ также входят редкие резцовые гравюры из собрания известного коллекционера А.М.Алферова – «Морское чудовище» (1498) и «Четыре ведьмы» (1497).
На выставке представлена серия гравюр «Жизнь Марии» (1502-1510), которая больше, чем любое другое произведение Дюрера, углубляет зрителя в реальную германскую жизнь начала XVI в. Отдельные листы цикла «Жизнь Марии» из музейного собрания представлены в двух разных техниках гравюры – на дереве и на меди. Деревориты – работы Дюрера, мидиориты – копии его современника Маркантонио Раймонди. Есть возможность сравнить оригинал и копию. Вокруг копий Раймонди разгорелся первый известный судебный спор по авторскому праву.
Портрет занимал значительное место в творчестве Дюрера-живописца. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. В коллекции музея хранятся два графических изображения близких друзей мастера: Виллибальда Пиркхеймера и Ульриха Варнбюллера. Эти произведения, несомненно, своеобразный прижизненный памятник его современникам.
Билет на выставку: 20 грн.
График работы музея: понедельник – воскресенье с 10:00 до 17:40, вторник – выходной.