Как наши знаменитые заводы дошли до точки

Как наши знаменитые заводы дошли до точки

Понедельник. Отчаянные «шевченковцы» перекрыли движение трамваев. Фото МГ "Объектив".

Не более радужно выглядит ситуация и на нескольких предприятиях, которые в свое время были гордостью города. В лидерах черного списка должников, по данным обладминистрации, наряду с приборостроительным заводом ХАЗ (23 млн грн) и ХЭМЗ (5,5 млн грн). Мы выясняли, как собираются спасать ситуацию.

До 2008 года приборостроительный работал "по накатанной"

- Проблемы на нашем заводе начались летом 2008 года, - вспоминает зампредседателя профкома завода им. Шевченко Анатолий Экспериандов. - Мы работали по накатанной системе - 70 % заказов были связаны с телефонией и АТС, а 25-30% - атомной энергетикой, а остальное - товары народного потребления: светильники для электричек, радиостанции для поездов, светофоры. Потом директора, которому вменялось, что он задолжал бюджетным организациям сумму в 7 млн грн, сняли. Сейчас ком задолженности вырос почти до 28 миллионов.

По словам Экспириандова, с 2008-го у предприятия не было полноценных заказов, зато сменилось шесть директоров.

- Чтобы выбраться из замкнутого круга проблем, во главе завода нам нужен профессионал, хороший менеджер, знакомый с приборостроением, - вздыхает Анатолий Валентинович. - Ни для кого уже не секрет, что губернатор предложил запустить производство электронных учебников. На первом этапе мы будем работать как сборщики, чтобы показать себя.

Пока Михаил Добкин предложил предприятию такие пути выхода из кризиса: вначале людям выдадут месячную зарплату (в целом 1,8 млн гривен). Полностью долги обещают вернуть до июля.

- После погашения задолженности и оптимизации производства актуальной будет загрузка предприятия новыми заказами, - сообщил губернатор.

На ХЭМЗе три месяца ждут заказов

- У нас проблемы продолжаются с 2009 года. Честно говоря, докопаться до истины и понять, как образовалась данная задолженность по зарплате, очень трудно, -  отмечает председатель профкома ХЭМЗа Зинаида Стрелец. - Сегодня эта сумма достигла 5,5 миллионов. Нам объясняют, что во всем виноват кризис, хотя в принципе все это время мы работали. Заказы были и на электродвигатели, и на автоматы, но из-за очень высокой ценовой политики многие отказываются от сотрудничества с нами.

По словам Стрелец, уже третий месяц подряд инвесторы, которые взялись вывести предприятие из долговой ямы, не обеспечивают предприятие заказами.

- Самое страшное, что сейчас мы практически не работаем, - говорит председатель профкома.

Мнение профсоюзов разделяет и губернатор. 21 марта, Михаил Добкин заявил, что власти готовы расторгнуть соглашение с генеральным инвестором ХЭМЗа. По мнению Добкина, концерн "пытается убить предприятие, чтобы у него не было конкурентов в Украине".

По мнению самих Стрелец, вывести предприятие из кризиса не так то и сложно - самое главное дать людям работать, немного помочь с заказами и ни в коем случае не делить завод.

Каддафи сейчас не до наших самолетов

ХАЗу - областные власти тоже намерены помочь. Предприятие не может выполнить контракт с Ливией на поставку двух самолетов, а долг по зарплате "хоть и стабильный", но высокий.

- Если эти самолеты не сможет приобрести Ливия, то найдется другой покупатель. Я считаю, что наш авиазавод делает высоколиквидную продукцию, на которую найдется покупатель, - заявил губернатор.

- Была разработана программа по выходу из кризиса, мы должны были все долги погасить в 2010 году. Должны были получить облигационные деньги, мы рассчитались с банками. У нас оставалась практически зеленая улица. Но у меня государство забрало 155 миллионов, и вместо того, чтобы закончить в Ливию самолеты, мне нужно придумать, куда их реализовать, - отчитался генеральный директор ХАЗа Анатолий Мялица. - На Украину завозят самолеты зарубежные, не нового производства. Почему наш самолет, который лучше, на внутренний рынок не идет? Неужели нельзя заказать во все ведомства два-три-четыре самолета, а это заработная плата для всего нашего народа.

В то же время, по словам Михаила Добкина, в Харькове сейчас находятся представители одной из украинских компаний, которые заинтересованы в приобретении трех самолетов. Кроме того, в "перспективном плане", говорит губернатор - сразу 54 самолета для одной из стран. Этот контракт обсуждается, по его словам, с 2008 года, но сейчас у него появляются реальные перспективы.

Надежда Шостак, "Комсомольская правда".