Двое харьковчан совершили полет на мотодельтаплане из Харькова в Шотландию и обратно

Двое харьковчан совершили полет на мотодельтаплане из Харькова в Шотландию и обратно

Фото Ивана Шовкопляса.
Автор: Андрей ШАПОВАЛОВ

В наше время люди любят путешествовать с комфортом, предпочитая тяготам и лишениям походной жизни полет в бизнес-классе "Люфтганзы" с бокалом кьянти в руке. Но тем не менее, находятся и те, которые все еще хотят ощутить радость полета непосредственно, а не сидя в кресле. Именно таким человеком является Иван Шовкопляс. Вместе с отцом - тоже Иваном - он совершил путешествие из Харькова в Шотландию, вернулся обратно и с удовольствием поделился своими впечатлениями с Vgorode.

Начало

- Изначально было как: есть горка, есть крыло, оттолкнулся и полетел. А теперь технологии продвинулись вперед, есть двухместная тележка, есть мотор, все стало проще. Можно летать не только на короткие расстояния и самому управлять полетом, не полагаясь на милость ветров.

Боинг и мотодельтаплан в Европе. Фото Ивана Шовкопляса.

- Наша модель мотодельтаплана абсолютно серийная, произведена в Англии, сертифицирована там же. Никаких доработок мы туда не вносили, кроме дополнительных сумок для снаряжения. Зарегистрирован в Украине как воздушное судно авиации общего назначения.

- Чтобы легально использовать воздушное пространство, надо иметь целый пакет документов, кроме этого, существует ряд ограничений. К примеру, на мотодельтаплане запрещены ночные полеты. Существуют ограничения по метеоусловиям, а так же существуют зоны, полеты в которых запрещены. Необходима регистрация дельтаплана, разрешение на выполнение полетов, страховки, разрешение на бортовые радиостанции, разрешение на "ответчик" - с помощью него диспетчер "видит" мой бортовой номер, скорость и высоту. Плюс еще надо сдать английский язык и получить разрешение на пересечение госграницы. Нам посодействовала госавиаслужба - выделили коридор в определенной точке, в определенную дату. В общем, документов и разрешений необходимо множество.

Ключ на старт

В 2013 году Иван со своим отцом вылетели из аэродрома "Ракитное" под Харьковом и уже через неделю достигли Атлантического побережья в Шотландии. В воздухе они провели 54 часа 50 минут (это в обе стороны).

- В понедельник утром взлетели, аж в среду долетели до Львова, а из Львова пошло проще - Польша, Чехия, Германия, Франция, Англия и в воскресенье вечером уже были в Шотландии. Провели неделю в Великобритании и неделю летели обратно. Жили мы в палатке, лишь пару ночей удалось провести в отеле.

Пилоты во всех странах был рады видеть иностранный экипаж и всячески старались оказать поддержку .

- Питались мы при аэроклубах и аэродромах, с собой какие-то запасы еды мы не брали. Очень часто нас угощали, особенно этим отличились британцы и поляки. 

Ветряки в Германии. Фото Иван Шовкопляс.

- В основном мы садились на аэродромах или при авиаклубах. Это всегда удобно - братья-пилоты всегда помогут, подскажут. Летное гостеприимство.

Вид на Глазго. Фото Ивана Шовкопляса.

- Средний расход топлива составил 17 литров на час полета. Средняя скорость получилась чуть более 140 км/ч. Цены на топливо во всех странах разное, заправлялись как обыкновенным автомобильным бензином, что намного дешевле, так и топливом, специально созданном для авиации общего назначения, которое мы заправляли в аэропортах. Цены на топливо были от 1,5 до 2х евро. Самое дорого было 2,5 в международном аэропорту.

Дела полетные

- В воздушном пространстве Украины от Харькова до Львова в эфире не слышал ни одного частного самолёта. Был один в эфире с диспетчерами. Они подсказывают обстановку в воздухе (наличие других бортов), а так же информируют о погодных условиях. В Европе все по-другому: там движение в воздухе более оживленное, и диспетчер постоянно сообщает экипажам о других бортах. Очень загруженный эфир.

Летим возле Ливерпуля. Фото Ивана Шовкопляса.

- Как только пересекаешь границу Евросоюза, сразу возрастает количество аэродромов и самолетов в воздухе, множество аэродромов для частников - для обучения, хранения самолетов и банальной дозаправки. Там очень развита  эта инфраструктура.

- В Украине зарегистрировано шесть подобных нашему мотодельтапланов. К сожалению, у нас не так просто получить лицензию пилота, летную годность и так далее. В Польше более упорядочен этот процесс.

Ночлег в одном из аэроклубов Великобритании.Фото Ивана Шовкопляса.

- На самом деле, перелет Украина - Шотландия не самый далекий полет. В 1994 году  мой отец летал на мотодельтаплане по маршруту Киев - Тулуза в составе другого  экипажа. Правда, тот маршрут был короче "шотландского". Летают и из Лондона в Сидней. Это маршрут уже на 2-3 месяца. Летают даже в одиночку. Пару месяцев назад британец Дейв Сайкс полетел по такому маршруту с парализованными ногами. Нет ничего невозможного.

Пересекаем Ла Манш. Фото Ивана Шовкопляса.

- Мы брали с собой литр масла (который так и не доливали) и ремкомплекты, но пригодился он только один раз - когда мы пробили колесо. Дело в том, что в Британии большинство малых аэродромов все еще грунтовые. И вот при посадке на такую грунтовую взлетно-посадочную полосу мы напоролись колесом на какой-то сучок или ветку и пробили колесо. Пришлось менять камеру.

Французкий аэродром перед перелётом Ла Манша.Фото Ивана Шовкопляса.

- Платили мы за взлет-посадку - это специальный сбор. В Украине мы почти не платили, так как аэроклубов мало, все друг друга знают и денег не берут. Исключение - Львов, там мы приземлились на территории аэропорта для прохождения таможни и нам дали все привилегии, как команде воздушного судна: прислали автобус, провели через спецзону для экипажей, таможня вне очереди и так далее. В Европе это совершенно рядовой сбор, все его оплачивают, это нормальная практика. Единственный раз, когда мы его не платили - когда из-за погоды вынужденно изменили курс и сели на незапланированном аэродроме. В этом случае денег с нас не взяли.

- Когда мы перелетали Ла-Манш, купили себе спасательные жилеты. Мы решили, что лучше их купить, так как это было лишь чуть дороже, чем брать в аренду, а потом сдавать. Но это и к лучшему - оставим эти жилеты на будущее - будем одевать при дальнейших полетах над большими водными поверхностями.