Харьковские металлисты: европейские лидеры в области черной музыки

Харьковские металлисты: европейские лидеры в области черной музыки

Nokturnal Mortum - пионеры харьковского андеграунда. Фото из офсайта группы.
Автор: Сергей КОЧМАРСКИЙ

Харьковчане любят гордиться своим городом по разным поводам: одни - тем, что мы - "Первая столица", другие - самой большой площадью в Европе; иные гордятся научным и культурным потенциалом города, а футбольные фанаты – клубом "Металлист". Есть, однако, и такие люди, которые именуют Харьков "металлической столицей" Украины, и даже шире – всей Восточной Европы. "Металлической" не в плане тяжелой промышленной индустрии, как можно было бы подумать, а в плане музыки.

Следует сказать, гордость эта небезосновательна. Именно Харьков после крушения социалистического строя стал постсоветским центром андеграундной  музыки, тут зародилась "черная сцена" и возникла одна из первых и самых успешных металлических команд на территории Восточной Европы - коллектив NokturnalMortum. На сегодняшний день Харьков имеет такое количество известных представителей альтернативной сцены, какое не имеет ни один город бывшего Советского союза. Такие команды,как DubBuk, HateForest, Dudkh, Astrofaes, Khors - общепризнанные классики среди любителей "черного металла", их альбомы успешно продаются по всему миру.

Blackmetal. Словосочетание это означает одновременно и музыкальный жанр, и обозначение субкультуры, идеологии. Как музыкальный стиль он родился в начале 90-х годов в суровой снежной Норвегии и приобрел популярность даже в самых удаленных уголках мира. Злость, воинский пафос, нонконформизм, вызов современному обществу – мировоззрение приверженцев blackmetal нашло свое отображение в музыке и текстах, порою мрачных и яростных, порой – печальных и медитативных. Сценический образ – длинные черные волосы, трупный грим на лице (аналог – группа Kiss, только позлее), кожанная одежда, боевые шипы.

 

Традиционный образ музыкантов, играющих black metal.

Советский союз распался "вовремя" - хаос в стране, вялотекущая бедность, массовое разочарование в былых и новых идеалах – плодотворная почва для возникновения нигилистических образований. При "совке" возникновение настоящих металлических коллективов было бы невозможно, госцензура и общественное мнение убили бы их в зародыше. А вот в анархическом и сером Харькове 90-х – в самый раз: заграничное скандинавское зерно дало свои ростки.

NokturnalMortum: пионеры харьковского андеграунда

Они были первыми. 31 декабря 1991 года Евгений Гапон (сценическое прозвище - Князь Varggoth) с несколькими другими музыкантами образовал команду Suppuration, игравшую в стиле почти неизвестного тогда харьковчанам блэк-метала. В 1994 году коллектив меняет свое название на Nocturnal Mortumи с этого момента начинается настоящая история команды.

 

Языческий метал черпает вдозновение в украинской истории и национализме.

Идеология и музыка группы менялась от альбома к альбому. Есть тексты с сатанинской тематикой ("Под знаменами рогатого князя"), присутствуют патриотические и национал-социалистические пассажи ("Слава Героям!", "Новая эра мечей"), однако в каждом альбоме стандартно присутствуют ключевые темы в идеологии группы – антихристианство, антисемитизм и возвеличивание родной земли, языческих богов и давних славянских традиций. Музыканты при этом активно используют украинские этнические мелодии, органично совмещая звуки флейт и скрипок с тяжелыми металлическими рифами, передавая атмосферу языческих Карпат и дух славной казачьей вольности.

На сегодня Nokturnal Mortum – лидер украинской металлической сцены. За 20 лет существования в ее активе насобиралось семь полноформатных альбомов, не раз переизданных, группа гастролирует по зарубежью и является активным участником международных и украинских музыкальных фестивалей. Кроме того, лидеры команды являются учредителями харьковского лейбла "Orianamusic" и владельцами музыкального магазина "Коловорот".

 

''Kolovorot fest'' - культовый харьковский фестиваль языческой и ''правой'' музыки

 

Харьковская сцена и языческий метал

NokturnalMortum, являясь "законодателем мод" на украинской металлической сцене, во многом определили пути ее развития как в музыкальном, так и в идеологическом плане. Постепенно отбрасывая примитивную сатанинскую составляющую из своего творчества и все больше обращаясь к языческим мотивам, Nokturnal Mortum послужил примером для других, более молодыхпоследователей на харьковской и постсоветской сцене. Так возник и утвердился новый стиль – Paganmetal, или "языческий метал".

В основе языческого метала лежит воспевание матери-природы, родных лесов, гор, озер, восхваляются древние славянские божества Перун, Сварог и Ярило. Музыканты часто обращаются к истории Киевской Руси, Запорожской Сечи и Второй мировой войны, слагая оды мужеству славянских воинов, гетьманов и князей, борцов УПА. При этом в музыке активно используются фолковые элементы, переигрываются казацкие баллады и закарпатские традиционные мотивы.

 

Коловорот - солярный символ древних славян и современных неоязычников.

Одним из показательных примеров, олицетворяющих стиль paganmetal, является команда Drudkh, популярная даже больше в Европе, чем в Харькове. Drudkh (в пер. с санскрита – "дерево") использует в своих композициях тексты известных украинских писателей – Тараса Шевченко, Александра Олеся, Лины Костенко. В частности, один из альбомов целиком построен на поэме Шевченко "Гайдамаки". Концептуально и оформление дисков, где на обложках альбомов используются картины украинских художников XIXвека, таких как И. Левитан, В. Перов, М. Кривенко. Музыка же не содержит в себе никакой агрессии, в основном это протяжные монотонные композиции, передающие атмосферу осеннего леса и лирической украинской печали.

Фестиваль "Коловорот": 12 лет зимнего солнцестояния

Культовый фестиваль языческой и "правой" музыки, единственный в своем роде на украинских землях, впервые был проведен в 1998 году, и с тех пор каждый год (кроме 2004 – года оранжевой революции) радовал харьковчан и приехавших выступлениями лучших металлических коллективов Украины и Восточной Европы. По традиции, фестиваль проводился в день зимнего солнцестояния 22 декабря, сакральное время для славянских предков и современных неоязычников. Традиционным местом проведения концертов был клуб "Fort", а после его закрытия в 2008 году – "Жара".

 

Группа Drudkh использует в своих песнях тексты Тараса Шевченко и Лины Костенко.

Зрительский контингент делился на две группы: металлисты и скинхеды. Первых всегда было больше, но немногочисленные сплоченные группы вторых не раз вносили сумятицу в концертное действо, выкидывая зиги и устрашая своим внешним видом патлатых металлистов. Привлекала скинов на этом фестивале близкая им агрессивность музыки и ультраправая направленность текстов, содержащая близкие им мотивы панславянизма, арийства и антисемитизма.

2010 год ознаменовался символическим завершением языческого цикла: состоялся последний, 12 фестиваль "Коловорота", чье название отсылает нас к славянским представлениям о солнечном божестве и его циклическом вращении. Как объяснили организаторы, фестиваль бы закрыт в связи с политическими инсенуациями вокруг оного. Возможно, он возродится в новом формате – скажем, будет проводится в день летнего солнцестояния 22 июня и будет происходить на природе.