В театре кукол живут пионерка Нюра, Джеймс Бонд и таинственный гость из Монголии

Накануне его дня рождения  - о самых необычных экспонатах музея.

Присягали первые пионеры Легендарная пионерка Нюра - старожил музея. Точного возраста Нюры никто не знает, но ей примерно столько же лет, сколько и самой пионерской организации - 91 год.

- Когда в Советском Союзе зарождалось пионерское движение, первые ребята при посвящении приносили присягу этой кукле - как настоящему живому человеку, - рассказал завлит театра кукол Александр Стогний. Лет 10 назад Нюру подновили: мастерицы восстановили деревянные ручки-ножки и лицо, а также подштопали побитую молью одежду.

Фото: А. Авдеенко.

Монгольская марионетка - большая редкость

Одна из самых экзотических кукол, прописавшихся в Харькове, - родом из Монголии. Как она попала в театр, сегодня уже никто не помнит.

- О монгольском театре кукол нам вообще ничего не известно: если он и организовывался на какое-то время, то только благодаря влиянию Советского Союза, - разводит руками завлит театра.

Фото: А. Авдеенко.

С Явы и Бали - самые мистические

Парочка тростевых кукол из теневого театра Индонезии попала в наш музей благодаря харьковчанам.

- Это дар ректора медуниверситета Владимира Лесового, а вернее, его дочери Анны. Во время поездки на научную конференцию они сделали крюк на небольшой остров, чтобы приобрести этих плоскостных кукол для нашего музея, -  говорит Стогний.

В Индонезии теневой театр кукол, где разыгрываются сценки "Рамаяны" и "Махабхараты", носит не игровой характер, а сакральный.

- Большинство зрителей видят кукол с теневой стороны, но так ярко и красочно они раскрашены неслучайно, - поясняет Александр Азатович. - По ту сторону (за ширму. - Авт.) попадают опытные кукольники и старики, которые уже готовы уходить к предкам.

Фото: А. Авдеенко.

Маргарита стала в спектакле невидимкой

Обнаженная Маргарита на метле уже не одно десятилетие приковывает  взгляды взрослых зрителей к витрине музея.

- Работа над постановкой по роману Булгакова шла не один год - за это время сменилось три художника, несколько раз изменялась концепция, - поясняет Стогний.

В итоге, эротичная кукла не вошла в спектакль, потому что, по режиссерской задумке, появилось четкое разделение между марионетками и актерами, которые появляются на сцене.

Только одна фигура в этой фантасмагории могла переходить из одного пространства в другое - Воланд. Сцена полета Маргариты на швабре была решена гениально: раздается крик: "Невидима!" и в луче света появляется… пустая швабра.

Фото: А. Авдеенко.

Универсал с голливудской улыбкой

В 1977 году на подмостках театра появился спектакль - скетч "Шерлок Холмс против агента 007". Тогда в СССР о Бонде знали только понаслышке, а толком его никто не видел. Бонд у мастеров получился знатный - с ослепительной улыбкой, которая за счет двойного ряда зубов раскрывалась до невероятных размеров, когда он представлялся: "Бонд. Джеймс Бонд". Агенту 007 создали несколько кукол-дублеров. У одного из них вместо ушей ленточные бобины, которые при необходимости вели запись.

Куклы Шерлока Холмса и Доктора Ватсона - портретные работы, в точности копирующие  внешний вид актеров, которые их водили, - Фоерберга и Корика. Когда они вместе с куклами выходили из-за ширмы, публика была в восторге.

Фото: А. Авдеенко.

Волка и Зайца сплели из шнурков для обуви

На какие ухищрения только не шли мастера во время тотального дефицита. Богатство и причудливость материалов, из которых изготавливались куклы в СССР, порой поражает: так, забавные и яркие Волк и Заяц "родились" в Симферопольском театре кукол из обычных шнурков для обуви, а персонаж Сила был создан из малярных кистей для побелки.

В тему

Мини-копия художника Щеглова тоже хромая

Известный на весь Советский Союз карикатурист и график Алексей Щеглов, который проработал в театре кукол с 1955-го по 1980-й годы, создал куклу-автопортрет.

- Во время войны Алексей Михайлович получил серьезное ранение в колено и потом всю жизнь хромал, поэтому и у куклы есть трость, а одна нога немного короче другой, - улыбается Стогний. - При необходимости мини-копия Щеглова может работать на сцене, но ни в одном из спектаклей она не была задействована.

Кстати

Музыкальный ящик купили на барахолке

Еще один раритет театра – музыкальный ящик XIX века – был найден на блошином рынке.

- Вернувшись с фронта, Алексей Щеглов купил на барахолке музыкальный ящик, который  продавали на дрова, - вспоминает Александр Стогний. - Приобрел за собственные деньги, отреставрировал и подарил театру кукол.

Этот удивительный экспонат радует харьковчан и сегодня. Механизированный театр-автомат воспроизводит около 20-ти различных мелодий, а на его застекленной "сцене" оживают и танцуют куклы.

 

 

Надежда ШОСТАК (КП-Харьков)